Решение по делу № 2-2819/2015 ~ М-2525/2015 от 20.05.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2015 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску Администрации г. Иркутска к Марченко ТА о сносе самовольно возведенного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась администрация г. Иркутска с иском к Марченко Т.А. о сносе самовольно возведенного здания. В обоснование иска указано, что согласно п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ, муниципальный земельный контроль за использованием земель муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. На основании п.2.5. ст.42 Устава города Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от ...., администрация города Иркутска контролирует деятельность физических и юридических лиц в области рационального и целевого использования земель городского округа, благоустройства и застройки территории города, охраны окружающей среды. В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. Кроме того, с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросом местного значения в области использования и охраны земель. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших на момент предъявления иска) к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на территории городского округа. Согласно п.26 ст.11 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004г. № 003-20-430537/4, в ведении городского округа находятся в том числе, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществления, в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. В соответствии с п.3..1.10. положения о департаменте реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденного распоряжением администрации г. Иркутска от 06.02.2012 № 031-1-90/12, департамент реализации градостроительной деятельности в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, выдает разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) или отказывает в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа. А согласно п.3.1.18. департамент реализации градостроительной политики выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказывает в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с указанием причин отказа. Следовательно, так как администрация города Иркутска наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, следовательно она вправе в публичных интересах предъявлять иски о сносе самовольной постройки, возведенной на территории муниципального образования город Иркутск без таких разрешений. Вышеизложенная позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.06.2010г. № 71/10, в котором указано, что содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению судами при рассмотрении аналогичных дел. Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Из буквального толкования названной нормы следует, что самовольной постройкой может считаться недвижимое имущество: созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей; созданное без получения необходимых разрешений; созданное с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. При этом, каждый из перечисленных критериев является самостоятельным и самодостаточным для определения объекта недвижимости как самовольной постройки. В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. ..... специалистами отдела земельного контроля земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска был осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В результате осмотра было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес обезличен> возведен двухэтажный объект капитального строительства, застроенной площадью .... кв.м. Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью .... кв.м., принадлежит на праве собственности Марченко Т.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата обезличена> ..... Согласно указанной выписке из ЕГРП разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Помимо возведенного двухэтажного объекта капитального строительства, застроенной площадью .... кв.м., на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, расположен жилой дом общей площадью .... кв.м., кадастровый номер ...., принадлежащий на праве собственности Марченко Т.А. Согласно техническому паспорту МУП «БТИ <адрес обезличен>» от <Дата обезличена> жилой дом площадью .... кв.м. по <адрес обезличен> до .... года постройки. Следовательно земельный участок предоставлялся для эксплуатации индивидуального жилого дома кадастровый номер ..... Однако на земельном участке по <адрес обезличен> был возведен еще один объект капитального строительства. В соответствии с пп 4 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Согласно п.п.1 и 2 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе, особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. На основании п.п. 3 и 4 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Согласно выписке от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в отношении земельного участка с кадастровым номером .... установлены ограничения: в связи с расположением земельного участка на территории достопримечательного места – «Кайская гора», до начала проведения земляных строительных работ, а также хозяйственной деятельности выполнить его археологическое обследование. Согласно ответу Службы по охране объектов культурного наследия <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес обезличен> расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. В соответствии с проектом зон охраны, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта <адрес обезличен> (ПЗО), разработанного ОАО «Иркутскгражданпроект» в составе генерального плана <адрес обезличен> и постановлением администрации <адрес обезличен>....-.... от <Дата обезличена> для данной территории определен режим: до начала строительства и хозяйственного использования проводится археологическое обследование. Сведения о выполнении археологического обследования на земельном участке в Службе отсутствуют. Таким образом, названные обстоятельства свидетельствуют о том, что находящийся в собственности у ответчика земельный участок с кадастровым номером .... находится в зоне охраняемого ландшафта, в которой необходимо соблюдать режим зоны охраны культурного наследия и градостроительного регламента, на территории в границах объектов археологии, в которой до начала проведения земляных, строительных работ, а также хозяйственной деятельности выполнить его археологическое обследование. Однако ответчиком были нарушены данные требования, так как до начала строительства не проводилось археологическое обследование, что является нарушением градостроительных норм и правил, а соответственно является самостоятельным основанием для сноса. В соответствии с п.2 ст.51, п.5 ст.8 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдае5тся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Согласно части 3 п.2 ст.3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, строения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. В соответствии с п.3.1.10. Положения о департаменте реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> ........ (ред. От 25.05.2012) «Об утверждении Положений о структурных подразделениях комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска», департамент реализации градостроительной политики в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска выдает разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) или отказывает в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа. Согласно письму заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике от <Дата обезличена> <Номер обезличен> разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером .... расположенном по адресу: <адрес обезличен>, отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска не выдавалось. Таким образом, ответчик возвел постройку самовольно во избежание прохождения установленной законом процедуры получения разрешения на строительство, что является самостоятельным основанием для сноса самовольной постройки. Согласно ч.2.п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Просила обязать Марченко ТА (паспорт серия ....) в течение .... дней с момента вступления в законную силу решения за собственный счет снести самовольно возведенное здание, застроенной площадью .... кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: <адрес обезличен>, с соответствующими координатами.

В судебном заседании представитель администрации г. Иркутска ФИО4, действующая на основании доверенности, требования иска поддержала, повторив доводы иска.

Ответчик Марченко Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть иск без ее участия, направив в суд представителя.

Представитель ответчика ФИО5 иск не признал. В возражение на иск пояснил следующее. Земельный участок предоставлялся ответчику в царское время. Поскольку дому, в котором проживает ответчик и ее семья строил дед более .... лет назад, у дома разрушился фундамент, сгнили балки перекрытий первого и второго этажа, и существует вероятность обрушения дома и она, как инвалид спастись точно не успеет. Она приглашала специалистов, которые выдали заключение о техническом состоянии старого жилого дома и согласно их выводам имеется угроза жизни и здоровью людей, тем самым, подтвердив все ее опасения. Новый жилой дом возводится в пределах земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, назначением которого является под эксплуатацию жилого дома. Иск о сносе самовольно возведенного здания является необоснованным, поскольку и Верховный Суд РФ, неоднократно указывал, что не всякая самовольная постройка подлежит сносу. Доводы администрации г. Иркутска о том, что земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, находится в зоне охраняемого ландшафта, в которой необходимо соблюдать режим зоны охраны культурного наследия и градостроительного регламента, на территории в границах объектов археологии, в которой до начала проведения земляных, строительных работ, а также хозяйственной деятельности выполнить его археологическое обследование, ничем не подтверждается. Об этом свидетельствует и ответ Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, который указывает, что земельный участок с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес обезличен>, расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Действительно, расположение земельного участка с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес обезличен>, в границах ....-метровой водоохраной зоны <адрес обезличен> попадает под действие ч.1 ст.56 Земельного кодекса РФ - об особых условиях использования земельного участка и режиме хозяйственной деятельности в охранной зоне. Однако, расположение земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: <адрес обезличен>, на территории некого достопримечательного места – «.... на котором до начала проведения земляных, строительных работ, а также хозяйственной деятельности на земельном участке необходимо выполнить его археологическое обследование, очевидно, что под действие ст.56 Земельного кодекса РФ не попадает, поскольку данный земельный участок является застроенным и освоенным, и на земельном участке началась хозяйственная деятельность до .... года. В том месте, где выстроен новый жилой дом, ранее располагались служебно-хозяйственные постройки. При таких обстоятельствах, утверждение администрации г. Иркутска о том, что ответчик до начала строительства на земельном участке был обязан провести археологическое обследование, является несостоятельным. Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, он выстроен до .... года. Отчетливо осознавая, что жить в старом доме ее семье опасно, Марченко Т.А. и решила выстроить для своей семьи новый жилой дом. В условиях нахождения существующего жилого дома общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в опасном для жизни и здоровья, проживающей в этом доме семьи Марченко Т.А. состоянии, строительство Марченко Т.А. нового дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, является реализацией Марченко Т.А. своего права на достойный жизненный уровень, включая жилище и непрерывное улучшение условий жизни, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния ее самой и ее семьи. До <Дата обезличена> разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Тем самым, действующее законодательство РФ предоставляет Марченко Т.А. право до <Дата обезличена> в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на выстроенный новый жилой дом. Между тем, администрацией г. Иркутска не представлено доказательств, что самовольная постройка нарушает основы конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законные интересы других лиц. В настоящее время в отношении жилого дома органами технической инвентаризации осуществлена техническая инвентаризация и подготовлен технический паспорт жилого дома. Кроме того, получено заключение экспертной организации о соблюдении при строительстве жилого дома строительных норм и правил и заключение отдела надзорной деятельности о соблюдении при строительстве жилого дома правил пожарной безопасности. В связи с чем, просил в иске отказать.

Третье лицо Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело без участия представителя. В представленном отзыве с иском согласилась.

С учетом мнения лиц участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковое заявление администрации г. Иркутска к Марченко Т.А. о сносе здания не подлежит удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; …иными способами, предусмотренными законом.

При рассмотрении спора судом установлены следующие обстоятельства.

Судом установлено, что ответчик Марченко Т.А. на принадлежащем ей на праве собственности земельном по адресу: <адрес обезличен>, без получения специального разрешения в .... году возвела жилой дом, площадью .... кв.м., в том числе, жилой .... кв.м. Данное обстоятельство подтверждается следующим.

Ответчик Марченко Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., и жилого дома, площадью .... кв.м. расположенных по адресу: <адрес обезличен>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве на наследство от <Дата обезличена>, договором дарения от <Дата обезличена>, постановлением мэра <адрес обезличен> от <Дата обезличена>. Указанное право собственности ответчика в установленном порядке зарегистрировано в Управлении Росреестра по Иркутской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП и не оспаривалось сторонами.

В соответствии с выписками из ЕГРП от .... Марченко Т.А. принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, и находящийся на нем жилой дом, кадастровый номер: ...., площадью .... кв.м.

Согласно кадастровой выписке от ..... о земельном участке с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес обезличен>, разрешенным использованием земельного участка является: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Актом осмотра земельного участка <Номер обезличен> от ....., составленного главным специалистом отдела земельного контроля земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером ...., возведен двухэтажный объект капитального строительства, застроенной площадью .... кв.м.

Согласно письму комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска <Номер обезличен> от ..... земельный участок с ...., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с проектом планировки северной части <адрес обезличен>, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ..... <Номер обезличен> частично расположен в границах территории застройки индивидуальными жилыми домами, частично в границах территории общего пользования. Отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке не выдавалось.

Из ответа Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ..... № ...., следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес обезличен>, расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. В соответствии с проектом зон охраны, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого ландшафта г. Иркутска (ПЗО), разработанного ОАО «Иркутскгражданпроект» в составе генерального плана г. Иркутска и утвержденного постановлением администрации <адрес обезличен>....-па от ..... для данной территории определен режим: до начала строительства и хозяйственного использования проводится археологическое обследование. Сведения о выполнении археологического обследования на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.

Областным государственным унитарным предприятием «ОЦТИ Областное БТИ» г. Иркутск осуществлен технический учет (инвентаризация) объекта, выстроенного на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, и по его результатам Марченко Т.А. выдан технический паспорт от ..... на жилой дом, литера .... общей площадью .... кв.м., в том числе, жилой .... кв.м., год постройки .....

Тем самым, в судебном заседании установлено, что в .... году Марченко Т.А., на принадлежащим ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес обезличен>, возведен жилой дом, литера .... общей площадью .....м., в том числе, жилой .... кв.м.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектами капитального строительства являются здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Федеральным законом от 29.12.2004г. №191-ФЗ (в редакции от 28.02.2015г. № 20-ФЗ) установлено, что до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьифедеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, исследовав указанные выше положения закона с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что возведенный Марченко Т.А. без получения разрешения на строительство жилой дом, ...., общей площадью .... кв.м., в том числе, жилой .....м., является самовольной постройкой.

Обсуждая доводы администрации г. Иркутска о том, что поскольку Марченко Т.А. возвела жилой дом самовольно во избежание прохождения установленной законом процедуры получения разрешения на строительство и как следствие этот жилой дом подлежит сносу, суд, приходя к выводу об отказе в иске, исходит из следующего.

Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации №10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 в пунктах 25, 26 постановления от 29.04.2010г. разъяснил судам, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из заключения № ..... о техническом состоянии объекта индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, проведенного ООО .... следует, что строение двухэтажное, расположено на уклоне, отдельно стоящее. Выезд и подъезд к дому осуществляется через двор. Возможен подъезд пожарных машин. Имеются противопожарные разрывы с другими строениями. Объект недвижимости – двухэтажный деревянный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., пригоден для постоянного использования по назначению, т.е. в качестве жилого дома. Конструктивные решения отвечают требованиям СНиПов, НПБ, то есть документам, обеспечивающим безопасность при эксплуатации строения. Угроза жизни и здоровья, проживающих в нем людей отсутствует. Права и законные интересы других граждан не нарушены.

В соответствии с ответом отдела надзорной деятельности г. Иркутска от <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, о проверке противопожарного состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, указанный жилой дом соответствует требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, в судебном заседании суду представлены доказательства, что жилой дом, общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, выстроен с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, соответствует требованиям пожарной безопасности, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из договора на оказание услуг от ..... следует, что в .... году Марченко Т.А. предпринимались меры для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес обезличен>.

В материалы дела Марченко Т.А. представлено заявление, зарегистрированное департаментом обеспечения градостроительной деятельности от ..... входящий № ...., о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес обезличен>.

Пунктом 9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьифедеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Тем самым, в судебном заседании установлено, что в настоящее время Марченко Т.А. предпринимаются надлежащие меры в целях получения в установленном порядке разрешения на строительство.

Вместе с тем, частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Согласно статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, чтооснованиями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Из системного толкования указанных норм следует, что Марченко Т.А. имеет право обратиться в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области с целью осуществления государственной регистрации права собственности на жилой дом в соответствии с технической документацией, составленной областным государственным унитарным предприятием «ОЦТИ Областное БТИ» г. Иркутск.

Согласно заключению кадастрового инженера ....., спорный жилой дом располагается в границе земельного участка с кадастровым номером .....

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что неполучение Марченко Т.А. разрешения на строительство жилого дома, при отсутствии при возведении этого жилого дома нарушений градостроительных и строительных норм и правил и правил пожарной безопасности, не является существенным и неустранимым нарушением, последствием которого является принятие решения о его сносе.

Обсуждая доводы администрации г. Иркутска о том, что земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес обезличен>, находится в зоне охраняемого ландшафта, в которой необходимо соблюдать режим зоны охраны культурного наследия и градостроительного регламента, на территории в границах объектов археологии, в которой до начала проведения земляных, строительных работ, а также хозяйственной деятельности выполнить его археологическое обследование, суд находит их несостоятельными, поскольку в соответствии с ответом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ...., данный земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Из выписки из ЕГРП от ..... о земельном участке с кадастровым номером ...., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, следует, что в отношении данного земельного участка зарегистрированы прочие ограничения прав: в связи с расположением земельного участка в границах 200-метровой водоохраной зоны <адрес обезличен>, соблюдать особые условия использования земельного участка и режим хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану вод от загрязнения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В связи с расположением земельного участка на территории достопримечательного места – «Кайская гора», до начала проведения земляных, строительных работ, а также хозяйственной деятельности выполнить его археологическое обследование.

Согласно указанной выписке основанием для государственной регистрации обременений явилась ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации и постановление мэра <адрес обезличен> от .....

Пунктом 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Тем самым, расположение земельного участка с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес обезличен>, в границах ....-метровой водоохраной зоны <адрес обезличен> обоснованно попадает под ограничения, предусмотренные ч.1 ст.56 Земельного кодекса РФ - об особых условиях использования земельного участка и режиме хозяйственной деятельности в охранной зоне.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами администрации г. Иркутска о том, что расположение земельного участка с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес обезличен>, на территории достопримечательного места «Кайская гора», обязывает Марченко Т.А. до начала проведения земляных, строительных работ, а также хозяйственной деятельности на земельном участке выполнить его археологическое обследования в силу следующего.

Так, согласно техническому паспорту на жилой дом, литера .... а, общей площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, данный жилой дом введен в эксплуатацию до 1917 года, из чего следует, что земельный участок по <адрес обезличен>, застроен и находится в хозяйственной деятельности с того же времени.

С учетом понятий земельного участка в совокупности со ст. 49 Закона об объектах культурного наследия, наличие археологического слоя не исключает возможность использования спорного земельного участка, поскольку в данном случае культурный слой представляет собой скрытые под землей напластования земли.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона Об объектах культурного наследия, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условию доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Таким образом, возможность обеспечения сохранности археологического наследия, расположенного непосредственно под частью земной поверхности спорного участка закреплена законодателем и не исключает использования спорного участка с определенными ограничениями.

При этом, суд учитывает и то, что одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Суд полагает, что в условиях отсутствия доказательств изъятия спорного земельного участка из хозяйственного использования, исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок занят заявителем и используется им под эксплуатацию индивидуального жилого дома, при этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрет на оборот таких земельных участков.

Суд учитывает, что сам объект археологического наследия может находиться только в федеральной собственности, но, как указано в ст. 49 Закона об объектах археологического наследия, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Данная норма действует вне зависимости от вида и индивидуальных особенностей объекта археологического наследия.

Согласно заключению № ..... о техническом состоянии жилого дома, общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., год постройки – до ....., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, проведенного ....», состояние фундаментов дома аварийное, состояние венца оклада дома аварийное, в доме имеется устойчивый запах гнили, свидетельствующий о заражении грибком всех деревянных конструкций жилого дома, который оказывает влияние на здоровье проживающих в нем людей, что имеется угроза жизни и здоровью людей.

Тем самым, доводы Марченко Т.А. о небезопасности проживания в старом доме, создающем угрозу жизни и здоровью людей в судебном заседании нашли свое подтверждение.

Оценивая в совокупности материалы дела, фактические обстоятельства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст.2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – являются обязанностью государства.

Суд руководствуется ст.18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Принимая во внимание установленный факт существования угрозы жизни и здоровью Марченко Т.А. при проживании в жилом доме, литера .... а, общей площадью ...., кв.м., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, и учитывая, что жилой дом, литера ...., общей площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, возведен Марченко Т.А. на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, соответствует требованиям пожарной безопасности, а так же то, что что Марченко Т.А. предпринимались и предпринимаются меры к получению разрешения на строительство и разрешения на ввод данного жилого дома в эксплуатацию, что сохранение данного дома не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для сноса спорного дома.

Поскольку в ходе судебного разбирательства других обстоятельств, кроме приведенных администрацией г. Иркутска в исковом заявлении, способных повлиять на выводы суда, не установлено, суд приходит к выводу о необходимости отказать администрации г. Иркутска в удовлетворении ее требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации г. Иркутска к Марченко ТА о сносе самовольно возведенного жилого дома по адресу: <адрес обезличен> литер «Б» отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

....

....

....

....

Судья Смирнова Т.В.

2-2819/2015 ~ М-2525/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г. Иркутска
Ответчики
Марченко Татьяна Александровна
Другие
Служба по охране объектов культурного наследия
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Смирнова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--irk.sudrf.ru
20.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
22.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
16.06.2015Судебное заседание
01.07.2015Судебное заседание
06.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.03.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.04.2016Дело оформлено
23.06.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.07.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.07.2016Судебное заседание
02.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее