Дело № 12-89/2021
10RS0014-01-2021-000520-52
Р Е Ш Е Н И Е
16 июня 2021 г. пос. Пряжа
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Михеева С. А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Шуялес» на постановление № от 23.03.2021 г. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, и решение № от 23.04.2021 г. заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия, главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, в отношении
Закрытого акционерного общества «Шуялес»», юридический адрес: 186130, Республика Карелия, Пряжинский район, п. Чална, ул. Первомайская, д. 11А, ИНН 1021050068, КПП 102101001, дата государственной регистрации 23.02.1993 г.
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республики Карелия № от 23.03.2021 г. ЗАО «Шуялес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Решением № от 23.04.2021 г. заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия, главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия постановление № от 23.03.2021 г. о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
ЗАО «Шуялес» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по административному делу прекратить, указывая, что обществом предприняты своевременно выполнены все требования установленных правил и норм, в том числе, и при проведении работ по отводу и таксации делянки. Лесовоспроизводственные показатели после проведения рубки в данном деле специалистами лесничества не оценивались. Административным органом не принято во внимание, что весь объем древесины включен в отчет 1-ил. Выражают несогласие в примененной административным органом методикой.
В судебное заседание защитник общества не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного органа – Мелоева Н.В., действующая на основании доверенности, против доводов жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Заслушав представителя административного органа, исследовав доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывает, что срок на обжалование не пропущен.
Частью 2 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исходя из ст. ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии со ст. 16.1 Лесного кодекса РФ и подп. 5.2.165 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, издан приказ Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» (далее приказ Минприроды № 367).
Пунктами 1,5 приложения 1 к приказу Минприроды № 367 установлено, что лесосечные работы выполняются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины в соответствии с технологической картой лесосечных работ. Технологическая карта лесосечных работ составляется перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте лесосечных работ указываются технологические указания по разработке лесосеки, производственные требования, схема разработки лесосек. При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Согласно приложению № 2 к приказу Минприроды № 367 в технологической карте отражается следующая информация: место расположение и характеристика лесосеки, технологические указания по разработке лесосеки, лесоводственные требования, сохранения биоразнообразия, противопожарные мероприятия, охрана труда и техники безопасности.
В соответствии с п. 4 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках от 13.09.2016 г. № 474, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Првилами, лесным планом субъекта Российской Федреации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Пунктом 2 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 г. № 626 (далее – Правила ухода за лесами) установлено, что в соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (далее – рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями).
В соответствии с п. 18 Правил ухода за лесами при осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил.
Пунктом 22 Правил ухода за лесами, к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) относятся: деревья, мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев; деревья неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, сильно поврежденные вредными организмами, животными); деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны (искривленные, с сучками-пасынками, с сильно разросшейся, низко опущенной кроной и большим сбегом ствола, если эти деревья утратили полезные функции и их вырубка не ведет к снижению полноты насаждения ниже нормативной устойчивости насаждений).
Согласно п. 27 Правил ухода за лесами, лесоводственная целесообразность осуществления рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, устанавливается по следующим признакам: породный состав, полнота и густота древостоя, сомкнутость его полога, соотношение высот деревьев разных пород и категорий, размещение деревьев по площади.
В соответствии с п. 110 Правил ухода за лесами при проведении рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений по пространственному размещению по площади лесного участка вырубаемых и оставляемых деревьев должна применяться равномерная рубка, в том числе при групповом или куртинном размещении деревьев целевых древесных пород. Отбор деревьев производится так, чтобы обеспечить равномерность размещения по площади оставляемых на выращивание деревьев целевых пород. Интенсивность рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений должна определяться снижением абсолютной полноты древостоя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ЗАО «Шуялес» на основании договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, и лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляло заготовку древесины в Святозерском участковом лесничестве в квартале <данные изъяты> ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» (выборочная рубка – рубка при уходе за лесом (проходная).
21.05.2020 г. в ходе проведения осмотра лесосеки должностными лицами ГКУ РК «Пряжинского центрального лесничества» были выявлены нарушения Обществом порядка проведения работ по заготовке древесины не в соответствии с технологической картой разработки лесосеки и проектом рубок ухода, а именно, оставлены недорубы в виде отдельно стоящих деревьев в пасеке, подлежащих рубке, в объеме 168,5 куб. м., в том числе по породам: <данные изъяты>
Для определения объема нарушений были заложены ленточные пробы шириной 10 м. и общей длиной 600 м., что составляет 3% от общей площади делянки, был применен переводной коэффициент 30,41, сравнивались данные по породам, полученные на пасеках при осмотре мест рубки заявленным в лесной декларации количеством и объемом рубки деревьев в пасеках.
Таким образом, обществом допущено нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, нарушены п. 1,5 приложения 1 Видов лесосечных работ, п. 4 Правил заготовки древесины, п.п. 1,18,27,110 Правил ухода за лесами.
Вина ЗАО «Шуялес» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении, договором аренды, лесной декларацией № от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра лесосек от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением ведомости перечета, схем-чертежом делянки, технологической картой разработки лесосеки и другими доказательствами.
Постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23.03.2021 г. юридическое лицо признано виновным в совершении указанного деяния.
Решением № от 23.04.2021 г. заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия, главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия постановление № от 23.03.2021 г. о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Судья полагает, что в действиях ЗАО «Шуялес» правильно установлен состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения и вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, перечисленных выше. Доказательства, уличающие заявителя в допущенном правонарушении, их относимость, допустимость и правовая непорочность, не вызывают сомнений и достаточны для категоричного вывода о виновности Общества.
Вопреки доводам жалобы административным органом в вину обществу вменяется нарушение порядка проведения рубки ухода за лесом, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.
Факт оставления недоруба установлен в ходе осмотра делянки, что нашло свое отражение в акте. Каких-либо нарушений порядка осмотра лесосеки и освидетельствования мест рубок, установленных в Приложении 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367, свидетельствующих о недопустимости акта осмотра лесосеки от 21.05.2020 г., не установлено. Применяемый должностными лицами Министерства метод перечислительной таксации по пробам обществом не оспорен, доказательств опровергающих полученные в результате применения указанной методики данные и выводы Министерства, обществом не предоставлено.
Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения Общества к административной ответственности, не допущены.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Шуялес» вынесено с соблюдением всех норм КоАП РФ, в установленные законом сроки. С учетом обстоятельств дела, наличия отягчающих, при отсутствии смягчающих административную ответственность обстоятельств, по делу правомерно назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб., которое соответствует характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № от 23.03.2021 г. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, и решение № от 23.04.2021 г. заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелдия, главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия в отношении закрытого акционерного общества «Шуялес» оставить без изменения, жалобу общества без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.А. Михеева