№ 2-414/2021
УИД:66RS0011-01-2021-000139-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 24 февраля 2021 года
Красногорский районный суд г. Каменска - Уральского Свердловской области в составе:
судьи Пастуховой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Пунане Е.М.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Каменска-Уральского Пермяковой Т.И., представителей ответчиков: отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницина А.М., муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» Савельевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска - Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации муниципального образования «город Каменск-Уральский» по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ «УГХ»), Отраслевому органу администрации муниципального образования «город Каменск-Уральский» по городскому хозяйству (далее – Отраслевой орган по городскому хозяйству), Администрации города Каменска-Уральского (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресам: на территории Каменск-Уральского городского округа, при въезде в лесной массив по дороге, ведущей к лыжно-роллерной трассе «Березовая роща», координаты: квартал № 18, выдел № 3 городских лесов, площадью 3 м х 4 м, объемом 3,6 куб. метров, состоящую из древесных отходов, строительного мусора, бытовых отходов; на территории Каменск-Уральского городского округа на газоне, напротив дома *** по ул. Каменщиков, вдоль дороги по ул. Заводская, площадью 8 м х 19 м, объемом 60,8 куб. метров, состоящую из древесного мусора.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МКУ «УГХ» Савельева А.В., действующая на основании доверенности *** от *** сроком действия до ***, с заявленными требованиями согласилась частично, указав на то, что МКУ «УГХ» не допускал бездействия в отношении указанных свалок, поскольку они учтены и на их уборку уже выделены денежные средства. Просит увеличить срок для ликвидации свалок до 01.11.2021.
Представитель Отраслевого органа по городскому хозяйству Коновницин А.М., действующий на основании доверенности от ***., сроком действия до ***, исковые требования не признал, указав, что орган является главным распорядителем бюджетных средств, до МКУ «УГХ» доведены выделенные средства на указанные цели. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, вопросы сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов не относятся к вопросам местного значения. Указанные обязанности должен исполнять региональный оператор, определенный на уровне субъекта Российской Федерации. Считает, что Отраслевой орган по городскому хозяйству является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В своем отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также отказать в удовлетворении требований к Администрации, поскольку она не является надлежащим ответчиком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Факт нахождения несанкционированных свалок по указанным координатам подтверждается актом проверки от *** и приложенными к нему фотографиями (л.д. 10-15).
На момент рассмотрения настоящего дела, доказательств ликвидации свалок не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п. 24 ст. 5 Устава муниципального образования Каменск- Уральский городской округ Свердловской области, утвержденного Решением Городской Думы от 22.02.2006 № 418 (далее – Устав), к вопросам местного значения относятся вопросы: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», п. 21 ст. 29 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, информация о правах и ограничениях на вышеуказанный земельный участок отсутствует. Свалка расположена на территории Каменск-Уральского городского округа Свердловской области. Установить лиц, осуществивших несанкционированное размещение отходов, в ходе проверки не представилось возможным.
Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно п. 1.1 Положения об отраслевом органе администрации Каменск- Уральского городского округа по городскому хозяйству, утвержденного Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 26.11.2008 № 24 (далее - Положение об отраслевом органе), отраслевой орган администрации Каменска-Уральского городского округа по городскому хозяйству является структурным подразделением администрации города.
В соответствии с п. 1.4 Положения об отраслевом органе орган по городскому хозяйству наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь печать со своим наименованием, штампы, бланки.
Также на основании подпункта 4 п. 2.1 Положения об отраслевом органе установлено, что отраслевой орган по городскому хозяйству в целях решения вопросов местного значения, осуществляет полномочия в области участия организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также в области благоустройства территории муниципального образования (подпункт 1 п. 2.1).
Согласно пунктам 1.7, 2.3.5 Устава муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», утвержденного приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» от 12.05.2011 № 142, учреждение находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и, в том числе, организует реализацию утвержденных природоохранных мероприятий.
Руководствуясь приведенными положениями, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, имеются правовые основания для удовлетворения требования о возложении на администрацию Каменск-Уральского городского округа, как на орган местного самоуправления, полномочного осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования Каменск-Уральского городского округа в сфере проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, обязанности по ликвидации указанных свалок.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 N 258-О в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ положения статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами претерпели изменения и по объему полномочий включают участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7).
Названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Таким образом, ответчик обязан организовать ликвидацию расположенных на указанных земельных участках несанкционированных свалок отходов в силу прямого указания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 5 Областного закона от 19.12.1997 N 77-03 "Об отходах производства и потребления".
Администрация Каменск-Уральского городского округа, осуществляет на территории муниципального образования Каменск-Уральский городской округ, на которой обнаружено несанкционированное размещение отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории района, а, значит, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Неисполнение Администрацией Каменск-Уральского городского округа требований земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, наличие захламления земельных участков способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны и иные тяжкие последствия. Расположение бытовых и строительных отходов в местах, не предназначенных для этого, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного следует, что органы местного самоуправления не исключаются из числа организаций, на которые возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно пункту 11 статьи 5 Устава муниципального образования Каменск-Уральский городской округ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Администрация города Каменска-Уральского не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, а в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения.
Согласно Уставу Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» указанное учреждение организует реализацию природоохранных мероприятий (пункт 2.3.5).
Доказательств тому, что ответчиками принимались меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки, суду не представлено. Отсутствуют сведения о мероприятиях по контролю возникновения несанкционированных свалок, нет графиков проверок территорий, отсутствуют сведения о проведении мероприятий по предотвращению возникновения несанкционированных свалок. Также не представлено доказательств невозможности незамедлительного устранения несанкционированных свалок, с учетом существующей тенденции постоянного их возобновления.
Отсутствие надлежащей организации работы по уборке и утилизации бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на проживание в здоровой окружающей среде, исключающей угрозу их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт незаконного бездействия ответчиков нашел подтверждение в судебном заседании. Суд должен обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку по вышеуказанному адресу.
Прокурор просит установить срок для ликвидации несанкционированной свалки трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу. Ответчики просят установить срок исполнения до 1 ноября 2021 года, однако, суду не представлены объективные доказательства невозможности исполнения обязанности в установленные сроки. Однако учитывая, что в случае вступления решения суда в установленные законом сроки, в силу природных условий невозможно ликвидировать указанные свалки, то суд считает возможным увеличить срок, запрашиваемый истцом, не позднее 01 августа 2021 года.
Суд не может согласиться с доводами представителей Администрации Каменск-Уральского городского округа, Отраслевого органа по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.
На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды. Несвоевременная ликвидация свалки нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.
Создание МКУ «Управление городского хозяйства» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны окружающей среды не освобождает Администрацию города и Отраслевой орган по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных свалок и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.
При рассмотрении дела представители Администрации Каменск-Уральского городского округа и Отраслевого органа по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ УГХ возложенных полномочий в части охраны окружающей среды.
Принимая во внимание обязанность Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона об охране окружающей среды, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора города Каменска - Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации муниципального образования «город Каменск-Уральский» по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», отраслевого органа администрации муниципального образования «город Каменск-Уральский» по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:
на территории Каменск-Уральского городского округа, при выезде в лесной массив по дороге, ведущей к лыжно-роллерной трассе «Березовая роща», координаты: квартал № 18, выдел № 3 городских лесов, площадью 3 м х 4 м, объемом 3,6 куб. метров, состоящее из древесных отходов, строительного мусора, бытовых отходов;
на территории Каменск-Уральского городского округа на газоне, напротив дома *** по ул. Каменщиков, вдоль дороги по ул. Заводская, площадью 8 м х 19 м, объемом 60,8 куб. метров, состоящее из древесного мусора.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», отраслевой орган администрации муниципального образования «город Каменск-Уральский» по городскому хозяйству, Администрацию города Каменска-Уральского в срок не позднее 01 августа 2021 г. восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:
1) на территории Каменск-Уральского городского округа, при выезде в лесной массив по дороге, ведущей к лыжно-роллерной трассе «Березовая роща», координаты: квартал № 18, выдел № 3 городских лесов, площадью 3 м х4 м, объемом 3,6 куб. метров, состоящее из древесных отходов, строительного мусора, бытовых отходов;
2) на территории Каменск-Уральского городского округа на газоне, напротив дома *** по ул. Каменщиков, вдоль дороги по ул. Заводская, площадью 8 м х 19 м, объемом 60,8 куб. метров, состоящее из древесного мусора.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в мотивированном виде путем подачи жалобы через Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области.
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2021 года.
Судья Н.А. Пастухова