Судья, вынесший обжалуемое Дело №7-5/2021
постановление, Толстокорый А.Н. №5-190/2020
РЕШЕНИЕ
Город Анадырь 22 января 2021 года
Судья суда Чукотского автономного округа Калинина Н.Л.,
при секретаре Гребцовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишкина А.В. на постановление судьи Анадырского городского суда от 27 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Шишкина А.В.,
установил:
постановлением судьи Анадырского городского суда от 27 ноября 2020 года Шишкина А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Шишкина А.В. подал на него жалобу, в которой просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу.
Возражения на жалобу не поступили.
Шишкина А.В., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший УУП ОУУП и ПДН МОМВД России «Анадырский» Искандаров В.У., надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шишкина А.В., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Действие Федерального закона №68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее – организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп.«а.2» ст.10 Федерального закона №68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп.«б» п.6 ст.4.1, пп. «а, у, ф» ч.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона №68-ФЗ).
На основании п.«а.2» ст.10 Федерального закона №68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020г. №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – Правила).
В соответствии с подп.«б» п.3, подп. «в, г» п.4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) с 31 января 2020 года внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. №715.
Распоряжением Губернатора Чукотского автономного округа от 16.03.2020г. №100-рг «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения в Чукотском автономном округе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для органов управления и сил Чукотской окружной подсистемы РСЧС введён режим повышенной готовности. Граница территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определена в пределах границ территории Чукотского автономного округа.
Также Губернатором Чукотского автономного округа в связи с угрозой распространения в Чукотском автономном округе новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в целях принятия дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), установления правил поведения в условиях введённого режима повышенной готовности на территории Чукотского автономного округа принято постановление от 17.04.2020г. №38 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чукотского автономного округа в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.8 ч.1 которого (в редакции постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 09.10.2020г. №98) установлено, что на всей территории Чукотского автономного округа до 1 декабря 2020 года включительно на граждан возложена обязанность носить средства индивидуальной защиты (лицевые маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания) при посещении, в частности, объектов розничной торговли, в том числе нестационарных торговых объектов (торговых палаток, ларьков и др.).
Как следует из постановления судьи Анадырского городского суда, 18 октября 2020 года около 15 часов 15 минут Шишкин А.В. находился в помещении магазина «Каскад» в <адрес> в <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (лицевой маски) в период режима повышенной готовности, введённого в пределах границ территории Чукотского автономного округа распоряжением Губернатора Чукотского автономного округа от 16.03.2020г. №100-рг «О введении режима повышенной готовности», что является нарушением п.8 ч.1 постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чукотского автономного округа в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Вывод судьи о совершении Шишкиным А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, основан на полном и всестороннем исследовании доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Факт совершения Шишкиным А.В. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, а также вывод судьи городского суда о наличии его вины в совершении правонарушения подтверждены имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 октября 2020 года (л.д.13); рапортом УУП ОУУП и ПДН МОМВД России «Анадырский» М.Б.В. от 18 октября 2020 года (л.д.2); объяснениями предупреждённого об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний свидетеля Х.Ш.Н. от 18 октября 2020 года (л.д.8); объяснениями Шишкина А.В. от 20 октября 2020 года (л.д.11) и в судебном заседании городского суда (л.д.26-29) и иными материалами дела об административном правонарушении.
Действия Шишкина А.В. правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Шишкина А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ с учётом конкретных обстоятельств и характера совершённого правонарушения, личности правонарушителя, а также наличия смягчающего (наличие на иждивении несовершеннолетнего ребёнка) и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Доводы жалобы Шишкина А.В. о том, что обязанность носить маски на объектах розничной торговли возложена на граждан постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 27.11.2020г. №115 «О внесении изменений в постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 17 апреля 2020 года №38», тогда как ему инкриминируется совершение правонарушения 18 октября 2020 года (до вменения обязанности носить лицевые маски), что постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 09.10.2020г. №98 о внесении изменений в постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38, на которое ссылается суд, не возложена на граждан обязанность носить лицевые маски, несостоятельны.
Обязанность по ношению средств индивидуальной защиты (лицевых масок, респираторов и иных средств защиты органов дыхания) при посещении объектов розничной торговли возложена на граждан вступившим в законную силу с 1 июня 2020 года постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 29.05.2020г. №51 «О внесении изменений в постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 17 апреля 2020 года №38», в соответствии с п.2 ч.1 которого п.8 ч.1 постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38 после слов «при посещении медицинских организаций, аэропортов» дополнен словами «,объектов розничной торговли, мест предоставления бытовых услуг, включая салоны красоты, при поездках в транспорте общего пользования (в том числе легковом такси)».
Редакция п.8 ч.1 постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38 в части, касающейся объектов розничной торговли, на момент совершения правонарушения закреплена вступившим в законную силу с 18 августа 2020 года постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 14.08.2020г. №76 «О внесении изменений в постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 17 апреля 2020 года №38», п.1 ч.1 которого установлено п.8 ч.1 постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38 изложить в следующей редакции:
«8) обязать граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также носить средства индивидуальной защиты (лицевые маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания) при посещении:
медицинских организаций;
организаций, в которых предоставляются государственные (муниципальные) услуги;
аэропортов;
объектов розничной торговли, в том числе нестационарных торговых объектов (торговых палаток, ларьков и др.);
мест предоставления бытовых услуг, включая салоны красоты;
гостиниц и других объектов временного размещения граждан;
организаций физической культуры и спорта;
спортивных, зрелищных, публичных, досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности;
при поездках в транспорте общего пользования (в том числе легковом такси);».
Постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 09.10.2020г. №98 «О внесении изменений в постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 17 апреля 2020 года №38», вступившим в законную силу 13 октября 2020 года, продлено действие постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38 до 1 декабря 2020 года (ч.1 постановления от 09.10.2020г. №98).
Таким образом, вопреки доводам Шишкина А.В., по состоянию на 18 октября 2020 года нормативными актами Чукотского автономного округа на граждан была возложена обязанность ношения средств индивидуальной защиты органов дыхания при посещении объектов розничной торговли, к числу которых относится магазин «Каскад» в <адрес>. Редакция постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 17.04.2020г. №38 судьёй городского суда указана правильно, поскольку именно постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 09.10.2020г. №98 срок действия дополнительных обязательных для исполнения гражданами правил поведения в период введения на территории Чукотского автономного округа режима повышенной готовности продлён до 1 декабря 2020 года.
Ссылка Шишкина А.В. в жалобе на необоснованное привлечение его к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ за нарушение дополнительных правил, установленных региональным законодательством, не может быть принята во внимание.
Анализ вышеприведённых норм федерального законодательства (Федеральный закон №68-ФЗ, Правила) в их системной взаимосвязи свидетельствует о том, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, на что указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020г. (вопрос №17). На основании ст.126 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.7 ст.2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики обязательны для исполнения судами.
Необоснованным является и довод жалобы Шишкина А.В. о том, что при установлении ограничений на посещение объектов розничной торговли без средств защиты органов дыхания органами государственной власти субъекта Российской Федерации нарушены положения Федерального закона №68-ФЗ, Правил, поскольку федеральным законодательством такие ограничения не установлены.
Как указано выше, в соответствии с пп.«у, ф» ч.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, а также с учётом угрозы возникновения чрезвычайной ситуации могут устанавливаться дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Исходя из приведённых норм права, органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством предоставлено право установления дополнительных обязательных для исполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности. Следовательно, само по себе введение дополнительных правил поведения на территории субъекта Российской Федерации не означает их несоответствия федеральному законодательству.
Не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего дела ссылки Шишкина А.В. на имеющееся у него конституционное право на свободу передвижения, поскольку обстоятельства дела, изложенные выше, не свидетельствуют о привлечении его к ответственности за посещение магазина, как таковое.
Несостоятельными является довод Шишкина А.В. о том, что вменение обязанности носить лицевую маску является медицинским вмешательством Губернатора Чукотского автономного округа.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Следовательно, введение органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения в рамках режима повышенной готовности, в том числе ношение средств индивидуальной защиты органов дыхания при посещении определённых общественных мест, нельзя отнести к медицинскому вмешательству в отношении гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Анадырского городского суда от 27 ноября 2020 года, вынесенное в отношении Шишкина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Шишкина А.В. – без удовлетворения.
Судья суда Чукотского
автономного округа Н.Л. Калинина