Дело № 2-1572/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Шешукова Д.А.
при секретаре Бальзиной А.Н.,
с участием прокурора – Шепелевой Т.А., истца – Марковой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой О.П. к Маркову О.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Маркова О.П. (далее – истец) обратилась с иском в суд к Маргову О.А. (далее - ответчик) о признании утратившим право пользования жилым помещением, мотивируя свои требования следующим.
Истец является собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик зарегистрирован в указанном помещении в качестве члена семьи собственника. В мае 2010 года брак между истцом и ответчиком расторгнут, в 2014 году ответчик добровольно выехал из жилого помещения, вывез все принадлежащие вещи, бремени содержания помещения не несет, препятствий в пользовании помещением не имеет, в связи с чем утратил право пользования данным помещением.
В судебном заседании истец и на заявленных требованиях настаивала, суду пояснила, что ответчик попыток вселения не предпринимал.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в его отсутствие.
Допрошенные свидетели Тюрина Л.А., Булдакона Н.А. в судебном заседании суду пояснили, что ответчик действительно с 2014 года в данной квартире не проживал в связи с расторжением брака с истцом, его личных вещей в квартире нет, попыток вселения в квартиру не предпринимал.
Выслушав истца, свидетелей, заключение прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно поквартирной карточке в спорном жилом помещении с <дата> зарегистрирован ответчик как член семьи собственника, на дату рассмотрения дела с регистрационного учета не снят.
Брак между сторонами спора расторгнут <дата>.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами, сторонами по делу не оспариваются.
В силу ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
Представленными суду доказательствами, установлено, что ответчик добровольно выехал из жилого помещения в 2014 году, выезд временного и вынужденного характера не носил, ответчику препятствия в пользовании жилым помещением не чинились, попыток вселения в жилое помещении ответчик не предпринимал, обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ответчиком не исполняются, что свидетельствует об утрате им права пользования данным жилым помещением.
Доказательств обратного в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.05.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░