РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года город Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Сергеева Ю.С.,
при секретаре Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Минусинска, Комитету по управлению государственным имуществом г. Минусинска, Управления образования администрации г. Минусинска о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, а также положения ст. 39 ГПК РФ, обратился с иском в Минусинский городской суд, в котором просит:
- обязать ответчиков администрацию г. Минусинска, Управление образование г. Минусинска в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа обеспечить финансирование на оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, на основном входе в здание – школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» по адресу: <адрес>;
- обязать ответчика МОБУ СОШ № обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения и установить в соответствии с п. 3.29-3.33 СНиПА пандус, перила на основном входе в здание – школы по вышеуказанному адресу;
- установить ответчикам срок для исполнения вышеуказанных действий – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивирует тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, которой установлено, что на крыльце при входе в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует пологий спуск (пандус) или подъемное устройство и поручни к нему, обеспечивающие беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и фототаблицей.
Обустройство объекта (школы) социальной инфраструктуры необходимо для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа к ним, в том числе с целью предоставление ребенку-инвалиду участие в образовательном процессе, в общественной жизни, посещений занятий по дополнительному образованию, кружков, секций, школьной библиотеки.
Также прокурорской проверкой установлено, что МОБУ СОШ № имеет лицензию на правоведение образовательного процесса от ДД.ММ.ГГГГ, собственником имущества школы является муниципальное образование г. Минусинска, учредителем являются администрация г. Минусинска и Управление образования администрации г. Минусинска.
Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования г. Минусинск осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска.
Согласно полученной информации при проверке, в МОБУ СОШ № обучается 12 детей-инвалидов, из них трое детей имеют потребность по дополнительному образованию, кружков, секций, школьной библиотеки.
Таким образом, проверка показала, что ответчиками, в результате их бездействия, не выполняются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (л.д. 3-6, л.д. 30-31 оборот).
В судебном заседании прокурор Солтукаева А.В. на исковых требованиях, с учетом уточненных (л.д. 30-31 оборот), настаивала в полном объеме. Просила суд обязать администрацию г. Минусинска и Управление образования администрации г. Минусинска выделить денежные средства на обустройство МОБУ СОШ № социальной инфраструктурой – беспрепятственным доступом инвалидов и маломобильных групп населения, в соответствии с п. 3.29-3.33 СНиПа. Обязать МОБУ СОШ № обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, в соответствии с п. 3.29-3.33 СНиПа. Установить срок исполнения указанных требований в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МОБУ СОШ № Карпушин В.А. (доверенность л.д. 29, л.д. 50) пояснил, что основные требования прокурора соответствуют действующему законодательству. Но в связи с тем, что финансирование и выделение денежных средств из бюджета носит специфический характер, тем самым, по мнению представителя ответчика, указанный прокурором срок, является необоснованным, и недостаточным для исполнения требований.
Представитель ответчика администрации г. Минусинска, представитель ответчика Управления образования администрации г. Минусинска, представитель третьего лица КУМИ администрации г. Минусинска в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, ходатайств не направили.
С учётом надлежащего извещения (л.д. 56), позиции прокурора, представителя ответчика МОБУ СОШ №, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, с учетом позиции прокурора, пояснений представителя ответчика, суд приходит к выводу о том, что требования Минусинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (с изменениями в ред. № 41 от 29 декабря 2015 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Из материалов дела следует, что целью обращения прокурора в суд послужила проведенная 02 октября 2015 года прокурорская проверка, из которой следует, что вход центрального входа в здание МОБУ СОШ № имеет крыльцо с шестью ступенями. Вход в здание не оборудован пандусом, поручнями, дверной проем имеет порог, что является препятствием для свободного передвижения маломобильных групп населения, что подтверждается фотокопиями (л.д. 7, л.д. 8-9).
Согласно предоставленному, Управлением образования администрации г. Минусинска списку, в школе № обучается 12 детей с ограниченными возможностями (л.д. 11-13). При этом трем школьникам, относящихся к категории маломобильных групп населения, необходимо поручни на крыльце и лестницах.
Согласно Уставу, учредителем и собственником МОБУ СОШ № является муниципальное образование г. Минусинска. Полномочия учредителя от имени муниципального образования г. Минусинск осуществляет администрация г. Минусинска и Управление образования администрации г. Минусинска. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования г. Минусинска осуществляет Комитет по управлению образования администрации г. Минусинска (л.д. 14-18 оборот). В цели и задачи школы согласно уставу входит, в том числе охрана жизни обучающихся во время образовательного процесса (п. 2.1, л.д. 15).
Согласно п. 1.9 устава школа осуществляет право владения, пользования, и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества (л.д. 15 оборот).
Несмотря на то, что КУМИ администрации г. Минусинска на основании свидетельства о государственной регистрации права передал МОБУ СОШ № в оперативное управление нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 22), судом установлено, материалами дела подтверждено, оспорено никем не было, что учредителем и собственником указанного имущества является муниципальное образование г. Минусинска. В свою очередь полномочия собственника имущества от имени муниципального образования г. Минусинска осуществляют администрация г. Минусинска и Управление образования администрации г. Минусинска (п. 1.5 Устава).
Таким образом, суд соглашается с требованиями прокурора и приходит к выводу о том, что обязанность по выделению денежных средств, с целью финансирования на оборудования пандусом, перилами при входе в здание МОБУ СОШ № лежит на собственнике имущества, то есть на муниципальном образовании администрации г. Минусинска.
Но поскольку полномочия указанного собственника осуществляет администрация г. Минусинска, и Управление образования администрации г. Минусинска, следовательно, обязанность по финансированию должна быт возложена на указанные органы местного самоуправления.
Что касается требования прокурора в части возложения обязанности на МОБУ СОШ № обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения установить в соответствии с п.а. 3.29-3.33 СНиПА пандус, перила на основном входе в здание – школы, по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание МОБУ СОШ № <адрес>.
В силу пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01 сентября 2001 года Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73) предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола.
Как уже было выше установлено судом, МОБУ СОШ № <адрес> является юридическим лицом, имеет закрепленное за ней на праве оперативного управления обособленное имущество (здание школы), являющееся муниципальной собственностью (л.д. 23-24).
Также выше было установлено, то учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование г. Минусинск.
При рассмотрении дела никем оспорено не было, что вход в здание школы не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом (наклонной поверхностью), нескользящим покрытием, поручнями.
Одновременно с этим суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к входу школы должно быть возложена лишь на одного из ответчиков, поскольку, обязанность по созданию таких условий законодательством возложена в равной мере как на лицо, во владении и пользовании которого находится объект социальной инфраструктуры, так и на орган местного самоуправления, исполнительным органом которого в настоящем случае выступает администрация г. Минусинска.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что ни органом местного самоуправления, в собственности которого находится здание школы, ни МОБУ СОШ № <адрес>, у которого данное здание находится на праве оперативного управления, не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры, и приходит к выводу о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений социальных прав инвалидов как на МОБУ СОШ № <адрес>, так и на администрацию г. Минусинска.
Таким образом, суд приходит к выводу о понуждении школы, администрации г. Минусинска установить пандус, в целях беспрепятственного обеспечения доступа детей-инвалидов к образовательному учреждению, устранения существующих ограничений в их жизнедеятельности, создания благоприятных условий вести полноценный образ жизни.
Суд отклоняет довод представителя ответчика МОБУ СОШ № <адрес> в части установленного прокурором срока, который также является обоснованным, иной срок при рассмотрении дела участниками процесса заявлен не был.
На основании изложенного, в силу представленных в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, и, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 3.29-3.33 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 3.29-3.33 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ – ░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2016 ░░░░.