УИД 63RS0042-01-2022-000096-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н., при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-429/22 по административному иску МИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № по <адрес> обратился в суд к ФИО2 с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год с учетом уточненных требований просил взыскать задолженность по налогу в размере 67500 руб. и пени в размере 420,74 руб.
В обоснование административного иска налоговым органом указано на то, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с тем, что по сведениям органов ГИБДД в 2019г. в собственности ФИО2 находились транспортные средства. В адрес ФИО2 направлялось требование, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу за 2019г. в размере 26 815 руб. и пени в размере 49,38 руб. В связи с неоплатой задолженности, налоговый орган обратился к мировому судье с требованиями о взыскании с ФИО2, указанной задолженности. Однако определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ о взыскании с административного ответчика имеющейся задолженности был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с данными требованиями.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержал, а также указал, что решением Арбитражного суда <адрес> от 18.01.2020г был признан банкротом, в связи с чем, данный транспортный налог не подлежит с него взысканию.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав ФИО2, суд приходит к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что ФИО2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в качестве налогоплательщика, поскольку на его имя были зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Из материалов дела следует, что с 15.07.2016г. по 22.12.2020г. ФИО2 являлся собственником а/м ФИО1 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак А177СТ174.
ФИО2 направлялось требование № по состоянию на 15.01.2021г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 67500,00 руб. и пени в размере 420,74 руб., которое необходимо было исполнить в срок до 11.03.2021г.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу в сумме 67500,00 руб. и пени в сумме 420,74 руб., и определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ от 12.07.2021г был отменен.
27.12.2021г. административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Административным ответчиком ФИО2 не представлено доказательств уплаты транспортного налога и пени.
С учетом положений ст. 409 КАС РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, и налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сроки предъявления требований о взыскании налоговой задолженности и обращения в суд с исковыми требованиями налоговым органом не нарушены.
Несостоятелен довод ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания с него задолженности по налогам и пени за 2019г.
В соответствии с п.1 ст.126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
В силу статьи 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном данным законом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.
Последним днем окончания налогового периода по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год, является дата <дата>.
Требования инспекции о взыскании обязательных платежей возникли после принятия заявления о признании должника несостоятельным банкротом (16.09.2019г) и являются текущими платежами, а значит, подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах требование Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени с ФИО2 подлежит удовлетворению.
На основании ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2237,62 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2019г в размере 67500 руб., пени в размере 420,74 руб., а всего в сумме 67920,74 руб.
Взыскать с ФИО2 <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2237,62 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.
Судья п/п Т.Н. Ломакина
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинник решения хранится в материалах дела №а-429/22