Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Егорову О.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Егорову О.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени. В обоснование своих требований указала, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2015г., 2018г.-2020г., в связи с наличием в собственности моторной лодки <данные изъяты> и легкового автомобиля <данные изъяты>. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, транспортный налог не уплачен, то на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование не исполнено, сумма налога и пени в бюджет не поступили, в связи с этим административный истец – МИФНС России № 23 по Самарской области просила взыскать с Егорова О.В. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 15 207,94руб., в том числе: по требованию №24819 от 02.06.2020г. - пени по транспортному налогу за 2015г. в сумме 274,73 руб. за период с 02.12.2016г. по 26.02.2020г., пени по транспортному налогу за 2018г. в сумме 114,96 руб. за период с 03.12.2019г. по 01.06.2020г.; по требованию № 37623 от 23.12.2020г. – транспортный налог за 2018г. в размере 2 550руб., пени в сумме 4,46 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.; транспортный налог за 2019г. в размере 2 550руб., пени в сумме 4,46руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г., транспортный налог за 2020г. в размере 3 569руб., пени в сумме 6,25руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.; транспортный налог за 2020г. в размере 2 550руб., пени в сумме 4,46 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился и просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Егоров О.В. в судебном заседании административные исковые требования признал частично по основаниям, изложенных в письменном возражении на административный иск, согласен уплатить транспортный налога за 2019-2020г.г. и пени, а за остальные года транспортный налог и пени были взысканы по судебным приказам, которые им оплачены.
Выслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы административного дела, обозрев материалы административного дела № по заявлению МИФНС России №23 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с Егорова О.В., суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с пп. 9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что у Егорова О.В. ИНН 631103819945 в 2018г.-2020г. в собственности находились объекты налогообложения, а именно: транспортные средства – моторная лодка Р85-67КО и легковой автомобиль ВАЗ2109 г/н Х009ХВ63, что подтверждено сведениями РЭО ГИБДД УМВД России по г.Самара, ГИМС ГУ МЧС России по Самарской области, следовательно, в силу пп.1 п.1 ст.23 НК РФ он обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, налоговым органом были направлены административному ответчику Егорову О.В. налоговое уведомление №43274391 от 25.07.2019г. об оплате транспортного налога за 2018г. в сумме 3 569руб., в котором указаны транспортные средства – моторная лодка <данные изъяты>; налоговое уведомление №54318139 от 01.09.2020г. об оплате транспортного налога за 2019г. в сумме 3 569руб., в котором указаны транспортные средства – моторная лодка <данные изъяты>; налоговые уведомление № 84056932 от 01.09.2021г. об оплате транспортного налога за 2018г. и 2020г. за моторную лодку Р85-67КО в сумме 5 100руб.; налоговое уведомление № 84661867 от 01.09.2021г. об оплате транспортного налога за 2019г. в размере 2 550руб., в котором указана моторная лодка Р8567КО. Срок оплаты каждого налога определен до 01 декабря. Данные налоговые уведомления переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Из представленного расчета следует, что легковой автомобиль <данные изъяты> - 63,00 л.с. (мощность двигателя) х 16руб. (налоговая ставка)х12 месяцев (количество месяцев владения ТС в году)= 1 019руб.; моторная лодка Р85-67КО - 50,00 л.с. (мощность двигателя) х 51руб. (налоговая ставка)х12 месяцев (количество месяцев владения ТС в году)= 2 550руб. Данный расчет по налогу судом проверен и признан арифметическим правильным, так как транспортный налог рассчитан в соответствии с нормами налогового законодательства и соответствует периоду нахождения в собственности имущества у административного ответчика.
Согласно судебному приказу мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г.Самары № от 18.05.2020г. с Егорова О.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018г. и пени. Не смотря на то, что по состоянию на 07.02.2023г. задолженность не погашена, однако налоговый орган не имеет право взыскивать повторно указанную сумму, в связи с чем транспортный налог подлежит взысканию за 2019-2020г.г. Кроме того, моторная лодка Р85-67КО и моторная лодка Р8567КО является одним и тем же транспортным средством, поэтому выставленные административному ответчику налоговое уведомление № 84056932 от 01.09.2021г. об оплате транспортного налога за 2018 и 2020г. в сумме 5 100руб. и налоговое уведомление № 84661867 от 01.09.2021г. за 2019г. являются неправомерными.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п.3 ст.75 НК РФ). Пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. (п.5 ст.75 НК РФ). Поскольку в установленный законом срок транспортный налог не уплачен Егоровым О.В., то сумма пени по транспортному налогу за 2019г. составила 10,62 руб. за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 (3569руб.х 21 дн. х1/300х4,25%); сумма пени по транспортному налогу за 2020г. составила 6,25 руб. за период с 02.12.2021 по 08.12.2021 (3569руб.х 7дн. х1/300х7,5%). Данный расчет также судом проверен и признан арифметическим правильным.
В установленный срок административный ответчик транспортный налог за 2019-2020г.г. не уплатил, в связи с чем налоговый орган направил Егорову О.В. требование № 37623 по состоянию на 23.12.2020г. об оплате транспортного налога за 2019г. в размере 3 569руб. и пени в сумме 10,62руб. срок уплаты который установлен до 09.02.2021г.; требование № 58888 по состоянию на 09.12.2021г. об оплате транспортного налога за 2020г. в размере 11 219руб. и пени в сумме 19,63руб., срок уплаты который установлен до 11.01.2022г.; а также было направлено требование № 24819 по состоянию на 02.06.20202г. об оплате наряду с транспортным налогом пени за 2018г. в сумме 114,96руб. и пени за 2015г. в сумме 274,73 руб., срок оплаты который установлен до 21.07.2020г.
Данные требования выгружены в личный кабинет налогоплательщика. Они составлены по форме утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825 и содержат все предусмотренные п.4 ст.69 НК РФ реквизиты, в том числе указан сроки их исполнения.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Установлено, что налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной недоимки – 28.04.2022г., то есть в установленный законом срок., а по требованию 24819 – с нарушением установленного срока, установленного налоговым законодательством.
11.05.2022г. мировым судьей судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Егорова О.В. задолженности по транспортному налогу и пени по указанному выше периоду.
10.06.2022г. судебный приказ № был отменен, в связи с поступившими возражениями Егорова О.В. относительно исполнения данного приказа.
Административное исковое заявление подано МИФНС России № 23 по Самарской области в суд – 09.12.2022 года, то есть в установленный Налоговым кодексом РФ шестимесячный срок.
Между тем, то обстоятельство, что после отмены судебного приказа, налоговый орган своевременно обратился в суд с настоящим иском, не свидетельствует соблюдении срока обращения в суд, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованию 24819, поскольку изначально установленный законом срок обращения с заявлением в части взыскания пени за 2015 и 2018г. в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате пени пропущен в этой части. Заявления о восстановлении пропущенного срока от Инспекции не поступило и суду уважительную причину пропуска не пояснили. Кроме того, ранее пени за 2015, 2018г. были взысканы по судебным приказам.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Учитывая, что заявление о вынесении судебного приказа в этой части (пени за 2015г. и за 2018г. по требованию 24819 от 02.06.2020г) подано налоговой инспекцией с пропуском установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания пени за 2015г. и 2018г. по требованию 24819 от 02.06.2020г. Кроме того, ранее пени за 2015, 2018г. были взысканы по судебным приказам.
Доказательств отсутствия задолженности по оплате транспортного налога за 2019г.-2020г. и пени административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к Егорову О.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени подлежат частичному удовлетворению, а именно, подлежит взысканию с Егорова О.В. в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области недоимка по транспортному налогу за 2019г. в размере 3 569руб., пени в сумме 10,62 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2022г.; недоимка по транспортному налогу за 2020г. в размере 3 569руб., пени в сумме 6,25 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.
В силу п. 19 ч.1 ст. 333. 36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст.104 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о. Самара с административного ответчика в размере, установленном ч.1 ст.333.19 НК РФ, что составляет 400 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Егорову О.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, - удовлетворить частично.
Взыскать с Егорова О.В., <данные изъяты>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области недоимку по транспортному налогу за 2019г. в размере 3 569руб., пени в сумме 10,62 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2022г.; недоимка по транспортному налогу за 2020г. в размере 3 569руб., пени в сумме 6,25 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г., а всего на общую сумму 7 154,87 руб.
Взыскать с Егорова О.В., <данные изъяты>, в доход местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2023 года
Председательствующий судья Л.М. Кривоносова