10RS0011-01-2019-009615-54
Дело № 2а-98/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., с участием прокурора Радьковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тренькина Николая Александровича к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании положений нормативно-правового акта,
установил:
Тренькин Н.А., являющейся индивидуальный предпринимателем, оспаривает пункт 1.2 Постановления Администрации Петрозаводского городского округа №3084 от 29.10.2018 года «О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 года №2582» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа строки 178, мотивируя свои требования тем, что указанным положением внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводска, в соответствии с которыми из схемы исключен нестационарный торговый объект, расположенный на арендуемом истцом земельном участке на пр. Ленина,23 в г.Петрозаводске. Истец по доводам иска лишается возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, тем самым нарушаются его права.
В судебных заседаниях, проведенных по делу, административный истец и его представитель Манышева О.И. иск поддержали, пояснили, что правовых оснований для исключения торгового объекта административного истца из схемы размещения нестационарных торговых объектов города не имелось, павильон возводился на предоставленном истцу Администрацией Петрозаводского городского округа земельном участке по проекту, утвержденному органом местного самоуправления. Нарушений установленных правил истец не допускал, задолженности по арендной плате не имеет.
Административный ответчик в лице представителя Слабко К.Ю. по доверенности в проведенных по делу судебных заседаниях с иском не согласна, указывала на то, что решение об исключении нестационарного торгового объекта истца из соответствующей схемы было обосновано применением действующей на тот момент нормы Правил Благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, он располагался в пределах двадцатиметровой зоны от окон жилых помещений многоквартирного жилого дома №13 по ул. Ф.Энгельса, в границах улично-дорожной сети. Помимо этого размещение указанного объекта приводит к несоблюдению требований пожарной безопасности.
Заинтересованные лица в суд представителей не направили, о рассмотрении дела извещены.
Представитель привлеченного для дачи заключения УМДВ России по г.Петрозаводску Сыырд А.Н. пояснил, что нарушений требований безопасности дорожного движения при размещении НТО истца не выявлено.
Привлеченный к участию в деле для дачи заключения по административному делу уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Елена Георгиевна, действующий в силу Указа Главы РК от 24.01.2020 года №5, полагает заявленные исковые требования обоснованными.
Прокурор Радькова В.В. в суде дала заключение об обоснованности административного иска.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, допрошенных судом специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности разграничены. В силу пункта 1 части 1 статьи 4 указанного выше закона, государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством установления требований к ее организации и осуществлению. Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципальных образований услугами торговли.
В соответствии со статьей 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
На момент вынесения оспариваемого в части постановления на территории Петрозаводского городского округа действовало постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 18.07.2017 N 2411 "Об утверждении Порядка принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта".
В соответствии с приведенными выше нормами права на территории Петрозаводского городского округа постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 N 2582 была утверждена действующая на момент вынесения оспариваемого нормативно-правового акта схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа.
Указанной схемой под строчкой №178 предусматривалось размещения нестационарного торгового объекта на пр. Ленина у дома №23 для продажи сувенирной продукции.
Из представленных в дело документов следует, что 25.07.2006 года между арендодателем Администрацией Петрозаводского городского округа и арендатором ИП Тренькиным Н.А. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр. Ленина, 23, для эксплуатации торгового металлического киоска. Указанный договор на момент вынесения оспариваемого постановления, равно как и на день рассмотрения дела судом, является действующим, истец уплачивает арендную плату по договору, сведений о расторжении договора, прекращении его действия по делу не представлено.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского от 29.10.2018 №3084 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 №2582" из Схемы размещения НТО исключена строка 178 (п. 1.2 Постановления № 3084).
В соответствии со ст. 67 Устава Петрозаводского городского округа, принятым Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418 (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральном округу 01.03.2006 N RU103010002006001) муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава ПГО).
Муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также соглашения, заключаемые органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, опубликованные в сетевом издании, дополнительно подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, указанном в ч. 2 указанной статьи (ч.3 ст. 67 Устава ПГО).
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 N 27/09-135 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского являются:
- периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - "Информационный бюллетень";
- периодическое печатное средство массовой информации - газета "Петрозаводские городские страницы" в соответствии с итогами определения исполнителя при осуществлении закупки услуги для обеспечения муниципальных нужд Петрозаводского городского округа на 2018 год. (в ред. Решений Петрозаводского городского Совета от 23.04.2013 N 27/18-268, 25.02.2014 N 27/25-363, 18.02.2015 N 27/31-504, от 04.02.2016 N 27/45-700, Решений Петрозаводского городского Совета 22.03.2017 N 28/05-64, от 20.12.2017 N 28/11-228);
- официальное сетевое издание органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа". Официальный адрес официального сетевого издания органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.pgo-npa.ru. (1.3 введен Решением Петрозаводского городского Совета от 19.09.2018 N 28/18-380)
Оспариваемое постановлении было опубликовано в "Информационном бюллетене", N 146, 21.12.2018; в официальном сетевом издании органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" www.pgo-npa.ru, 29.10.2018 года.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, принято в установленной форме надлежащим органом в пределах предоставленных полномочий, порядок опубликования нормативного правового акта, правила введения его в действие соблюдены.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что постановление Администрации Петрозаводского городского от 29.10.2018 N 3084 в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта на территории Петрозаводского городского округа действовали «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе", утвержденные решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
Согласно статье 17 указанных Правил недопускалось размещение некапитальных нестационарных сооружений под козырьками вестибюлей, в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева.
Вопросы оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для определения возможности и условий размещения нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, урегулированы постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28.05.2018 N 1546 "О создании комиссии по вопросам внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Соответствующая комиссия 10.08.2018 в составе специалистов управления потребительского рынка комитета экономического развития Администрации Петрозаводского городского округа, управления земельных ресурсов комитета градостроительства и землепользования Администрации Петрозаводского городского округа провела обследование нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: пр.Ленина, 23, по продаже сувенирной продукции на соответствие требованиям указанным Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, и пришла к выводу о том, что НТО размещен в нарушение ст.17 Правил в границах 20-метровой зоны от окон жилых помещений многоквартирного дома №23 по пр. Ленина, в границах улично-дорожной сети. Комиссия приняла решение об исключении из схемы торгового объекта, расположенного адресу: пр.Ленина, 23. Согласно позиции административного ответчика, озвученной в ходе рассмотрения дела, помимо установленных Комиссией нарушений существуют иные основания, по которым НТО на перекрестке пр.Ленина, 23 не может быть включено в схему. К таким основаниям относится размещение объекта в нарушение установленных противопожарных требований.
Давая оценку соответствия оспариваемого НПА нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что примененная административным ответчиком норма о запрете на размещение НТО в 20-метровой зоне от окон жилых помещений к моменту рассмотрения настоящего административного дела решением Верховного суда Республики Карелия от 06.02.2020 года, вступившим в законную силу 02.06.2020 года, признана не действующей со дня вступления решения суда в законную силу. Несмотря на то, что на момент вынесения оспариваемого постановления Правила в указанной части действовали и могли быть применены ответчиком, суд дает оценку соответствия оспариваемого постановления законоположениям, действующим на момент рассмотрения настоящего дела, и приходит к выводу о несоответствии оспариваемого положения требованиям закона. При этом то обстоятельство, что ныне действующими Правилами благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 N 28/29-586, признанные не действующими правила о запрете воспроизведены вновь, не свидетельствует о возможности их применения к сложившимся правоотношениям.
Довод о нахождении НТО в границах улично-дорожной сети не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, объективно павильон истца расположен в пределах пешеходной зоны. С доводами о запрете на размещение НТО в месте его нахождения суд не соглашается. Такого запрета примененные административным ответчиком Правила Благоустройства не содержат. Не содержат таких запретов и иные нормативно-правовые акты, регулирующие размещение НТО. Более того согласно п/п 6.10.2 приказа Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов" некапитальные нестационарные сооружения рекомендуется размещать на территориях муниципального образования, таким образом, чтобы не мешать пешеходному движению, не ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта и благоустройство территории и застройки. Сооружения предприятий мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и питания рекомендуется размещать на территориях пешеходных зон, в парках, садах, на бульварах населенного пункта.
Расположением спорного НТО правила безопасности дорожного движения не нарушены, что следует из заключения уполномоченного органа государственной власти – ОГИБДД УВМД России по г.Петрозаводску.
Нарушений правил противопожарной безопасности при размещении НТО истца по делу не выявлено. На момент рассмотрения дела расстояние между временными строениями и другими зданиями и сооружениями нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности не регламентируются. Пункт 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, регламентирующий ранее такое расстояние, постановлением Правительства РФ от 23.04.2020 года №569 с 05.05.2020 года признан утратившим силу. Новый нормативно правовой акт, урегулировавший спорные правоотношения, - приказ МЧС России от 14.02.2020 года №89 о внесении изменений в СП 4.13130 вступает в силу 14.08.2020 года.
Поскольку земельный участок для размещения НТО был предоставлен, а установка павильона была согласована истцу в 2004 году Администрацией Петрозаводского городского округа на законных основаниях и до внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, оснований для пересмотра места размещения указанного нестационарного торгового объекта не имелось.
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поскольку истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в результате принятии оспариваемого нормативно-правового акта нарушается право истца на осуществление предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и признании оспариваемых положений недействующими.
Расходы истца по оплате госпошлины с учетом ст. 111 КАС РФ и п. 43 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" подлежат возмещению административным ответчиком.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.2 Постановления Администрации Петрозаводского городского округа №3084 от 29.10.2018 года «О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 года №2582» в части исключения их схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа строки 178.
Решение подлежит официальному опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Информационный бюллетень»; периодическом печатном средстве массовой информации газете «Петрозаводские городские страницы»; на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в пользу Тренькина Николая Александровича 300 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 13.07.2020 года