№ 2-4151 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2016 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Нуриевой В.М.
при секретаре Кабанове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой ФИО7 к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации,
У С Т А Н О В И Л:
Сидорова ФИО7 (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту Минфин УР, ответчик) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку, суммы индексации. Требования мотивировала следующим.
На основании Постановления Главы администрации <адрес> УР <номер> от <дата> «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Кадыровой ФИО10 (Сидоровой ФИО7 <дата> года рождения, Ардашева ФИО11 была назначена ее опекуном, выплата опекунского пособия назначена с декабря 1994 года.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были установлены с 1 июня 1992 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
В соответствии с вышеуказанным постановлением данные нормы были распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Согласно п.1 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации обеспечение учреждений для детей-сирот осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное постановление Правительства принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 года N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», предусматривающего приоритетное государственное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Финансовым органом субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики является Министерство финансов Удмуртской Республики, которое осуществляет работу по составлению республиканского бюджета и его исполнению. Финансовое обязательство по выплатам «опекунского пособия», установленное федеральным законодательством органами государственной власти Удмуртской Республики не выполнялось.
В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N 199, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
В силу ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства действительно являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств (ст.132 Конституции Российской Федерации, п.4 ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Данным государственным полномочием по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, и ему не было передано необходимых финансовых средств для исполнения этого полномочия. Выплаты опекунских пособий осуществлялись отделом образования района за счет средств местного бюджета.
Выплата денежных средств опекунам (попечителям) в 1992-2004 годах производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Удмуртской Республике).
В соответствии с произведенными мною расчетами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами установленными Постановлением Правительства РФ <номер> и данными Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Удмуртской Республики (Удмуртстат) за 1994-1999 г.г.- на опекаемую:
- Сидорову ФИО7 должно было быть выплачено:
- с декабря 1994 г. - 519,<дата> -6980,45 руб.; за 1996 г. - 8292,35 руб.; за 1997 г. -9480,879 руб.; за 1998 г. - 16 461,682 руб.; за 1999 г. -6206,564 рублей.
Однако, за 1994-1999г.г., на основании личных данных опекуна, опекунское пособие выплачивалось в размере: в 1994 г. - 49000 руб./мес.; в 1995 г. -125 руб./мес.; в 1996 г. - 450 руб./мес.; в 1997 г. - 506 руб./мес.; в 1998 г. - 535 руб./мес.; в 1999 г. - 163 руб./мес.
- Сидоровой ФИО7 было выплачено фактически:
-за период нахождения под опекой (попечительством) с декабря 1994 г. по март 1999 г. (включительно) -21 398 руб.
Таким образом, задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила:
На Сидорову ФИО7 -26 543,15 руб.
Индексация существующей задолженности в пользу истца составила 513141,16 рублей.
Истец просила взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики задолженность за период с декабря 1994 по март 1999 года включительно сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств в размере 539684 рублей 31 коп. ( в том числе задолженность денежных средств, на содержание несовершеннолетнего в размере 26543,15 рублей и индексация задолженности в размере 513141, 16 рублей.
В судебном заседании Сидорова ФИО15 поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель Министерства финансов Удмуртской Республики, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, о чем имеется в материалах гражданского дела уведомление, ранее представили письменный отзыв, в котором просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель Администрации МО «<адрес> »УР в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии не явившихся сторон и 3 лиц.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Следовательно, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Согласно ст.5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и во исполнение Указа Президента РФ от 11 июля 1991 года №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», а также решений шестого Съезда народных депутатов РФ, Правительством РФ 20 июня 1992 года издано постановление №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным постановлением органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Указанным постановлением с 1 июня 1992 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4% расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.
Этим же постановлением нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников вышеуказанных учреждений, распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Во исполнение п.3 указанного постановления Правительства РФ, Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 названного Положения, утвержденного приказом Министерства образования РФ от <дата> <номер>, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти РФ, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Удмуртской Республики.
Указанный вывод согласуется с действующей редакцией ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ), согласно которой предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Расходными обязательствами непосредственно Российской Федерации являются только предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях.
В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Кроме того, расходные обязательства субъекта РФ регламентированы ст.85 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает основания их возникновения и исполнение этих обязательств.
Согласно данной норме в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года №120-ФЗ расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В силу ст.34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Аналогичное по существу положение содержалось в ч.4 ст.6 Федерального закона от 24 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закона Удмуртской Республики, которым обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года №409, возложена на органы опеки и попечительства как органы местного самоуправления с передачей необходимых для ее осуществления материальных и финансовых средств, в спорный период времени не принималось.
Анализируя заявленные исковые требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским законодательством не регулируются, а закреплены в специальных нормативных актах: Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлении Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок исковой давности в этой сфере не предусмотрен.
Следовательно, истец имеет право требования задолженности по выплате «опекунского пособия» за весь указанный им период, а именно с декабря 1994 по март 1999 года включительно при наличии соответствующих документов.
Обосновывая заявленные исковые требования истца, ранее представителем истца – Гареевой ФИО16. был представлен расчет задолженности, в котором, в том числе, указаны размеры выплаченных сумм, при этом документы, подтверждающие факт выплаты и размер данных пособий в суд не представлено.
Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании постановление или распоряжения местной администрации муниципального образования. Выплата денежных средств производится с момента возникновения права на их получение.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц рождения.
Прекращение выплаты денежных средств производится по постановлению или распоряжению администрации с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли эти обстоятельства (Приказ <номер>).
Расчет, представленный истцом в качестве доказательства, обосновывающего необходимую к взысканию сумму задолженности по уплате опекунского пособия, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
Не представление истцом соответствующих документов по основаниям, предусмотренный вышеуказанным законодательством о назначении опекуна (попечителя), о назначении пособия, с прекращении пособия влекут за собой недоказанность выплат пособия истцу и отсутствие доказательств периода выплат пособий истцу.
Доказательства (надлежаще заверенные документы) реально выплаченных денежных средств за период с декабря 1994 по март 1999 года включительно отсутствуют.
Не представлены документальные доказательства: платежные ведомости и другие первичные учетные документы.
Таким образом, указанные истцом цифры по реальным выплатам (по которым отсутствуют подтверждающие данные этих цифр, (в связи с тем, что документы не сохранились) не ясно откуда взяты, не представлены доказательства с правовым обоснований применения именно данных цифр.
Факт выплаты пособий в заниженном размере ничем не подтвержден.
Опекун (попечитель) с какими-либо требованиями до достижения истцом совершеннолетия в соответствующие органы либо в суд не обращался.
Не ясно как рассчитывались нормы питания истцом. Должны быть представлены доказательства подтверждающие необеспеченность истца реально необходимым наборов продуктов и товаров, а так же несение опекуном (попечителем) дополнительных затрат не обеспечение истца.
Что касается расчета стоимости одежды, обуви, мягкого инвентаря, то не ясно учтен ли истцом срок носки (службы) одежды, обуви и мягкого инвентаря согласно приложению Постановлению <номер>.
Выводы, изложенные в исковом заявлении, не основаны на доказательствах, расчет суммы задолженности носит предположительный характер.
Учитывая, что федеральными актами прямо предписывается осуществление назначения и выплаты денежных средств на содержание детей под опекой органами опеки попечительства соответственно, расчеты необходимых денежных средств на содержание детей указанной категории, должны и могут произвести исключительно органы опеки попечительства. И при этом органами опеки осуществлялись расчеты по каждому ребенку в отдельности персонально. Министерство финансов УР не обладает ни механизмом расчетов, ни информацией индивидуальных данных истца и не обладает полномочиями по такого рода расчету.
Кроме того то, что архивные сведения по опекаемым (а именно сведения по назначению пособия, прекращению, расчетам реально выплаченных сумм) не сохранились.
Гражданские правоотношения - это сфера частных интересов и правами, которые возникают в этой сфере, их обладатели, как правило, могут распоряжаться свободно (п.1 ст.9 ГК РФ). В силу действующей презумпции пользователя своими правами участники гражданских правоотношений должны добросовестно и разумно, проявляя необходимую степень заботливости и осмотрительности, и не допускать злоупотребления правом (ст.401, 10 ГК РФ). Своевременное обращение истца в суд исключило бы затруднительность доказывания юридически значимого обстоятельства, реализации соответствующего права. При длительном неосуществлении имеющегося права бремя негативных последствий несет правообладатель, своевременно не реализовавший принадлежащее ему право.
Таким образом, из представленного расчета и доказательств по делу невозможно сделать вывод о наличии факта недоплаты пособия в заявленном истцом размере, данный факт требует доказательств и проверки, правового обоснования.
Поскольку истец претендуют на недоплаченные, на его содержание денежные средства, в соответствии со статьями12,56ГПК РФ ему следовало представить доказательства размера денежных средств полученных семейным домом за весь спорный период, подтвержденного документально, а также указать, какие весомые обстоятельства, не позволили в установленный законом срок обжаловать действия должностных лиц.
Однако таких доказательств истцом в ходе судебного разбирательства в суд не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют и доказательства наличия какой-либо задолженности ответчика перед истцом, следовательно, и не имеется оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству финансов УР.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидоровой ФИО7 к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Судья В.М. Нуриева