Дело № ххх
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2016 года п.г.т. Холм-Жирковский
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Баринова В.П.,
при секретаре Широковой А.Н.,
с участием истца Комаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой В. А. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Комарова В.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, с учетом уточненных исковых требований, о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, сославшись на то, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она признана нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения. В соответствии с действующим законодательством она имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но до настоящего времени оно ей не предоставлено.
Истец Комарова В.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, - будучи надлежащим образом уведомленным о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал и возражений по иску не предоставил.
Представитель третьего лица - <адрес> по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Судом в соответствии со ст.167 ГПК РФ постановлено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения истца Комаровой В.А., исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от дд.мм.гггг N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи 57, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от дд.мм.гггг № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Закон вступил в силу с дд.мм.гггг. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.5 данного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из ст.1 указанного Закона следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Комарова В.А. родилась дд.мм.гггг, что подтверждается копией паспорта на ее имя (л.д. 7).
В соответствии со свидетельством о рождении Комаровой В.А., её родителями являются Комаров А. А. и Комарова И. И. (л.д. 24).
Как следует из решений Холм-Жирковского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг и от дд.мм.гггг, Комаров А.А. и Комарова И.И. лишены родительских прав в отношении дочери Комаровой В.А. (л.д.30-33).
Согласно постановлению главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, над несовершеннолетней Комаровой В.А. установлена опека (л.д.15).
Постановлением главы администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, Комарова В.А. признана нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.16-17).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права Комаровой В.А. на недвижимое имущество (л.д.29).
Из объяснений истца, данных в судебном заседании, следует, что она по 2015 год включительно проходила обучение для получения высшего образования. По окончанию учебного заведения, она обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, предоставляя соответствующие документы, но жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Она также обращалась с заявлением о предоставлении жилья к ответчику и в 2014 году.
Таким образом, Комарова В.А., имея статус лица, оставшегося без попечения родителей, по окончанию учебного заведения получила право на внеочередное получение жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.<адрес> от дд.мм.гггг N 114-з
(ред. от дд.мм.гггг) "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от дд.мм.гггг N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).
В соответствии с п.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда
(утв. постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N 415), жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - список), сформированным в соответствии с областным законом органом местного самоуправления городского округа, городского и сельского поселения <адрес>, уполномоченным обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.4 Порядка, для включения в список законные представители граждан, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет (далее - заявители), подают заявление о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - заявление), в уполномоченный орган по месту жительства граждан в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным и областным законодательством оснований для предоставления гражданам жилых помещений.
В соответствии с п.7 Порядка, гражданам, включенным в список, жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, либо по заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п.8 Порядка, уполномоченный орган при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем населенном пункте <адрес>.
В случае невозможности предоставления гражданам жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте <адрес> с их письменного согласия им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте <адрес>.
В соответствии с п.п.5, 6 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N 202), приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период.
Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов <адрес>, бюджетам городских и сельских поселений <адрес> из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.
Согласно п.8 данного Положения, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции и перечисляет в местные бюджеты субвенции.
Таким образом, несмотря на признание истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения, она до настоящего времени им не обеспечена.
Достижение ею 23-летнего возраста не может расцениваться как основание для отказа в иске, поскольку, истец принимала неоднократные попытки реализовать свое право на жилое помещение, что ответчиками не опровергнуто, но в силу неустановленных судом причин, администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> самоустранилась от исполнения возложенной обязанности.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комаровой В. А. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> при получении субвенций от <адрес> по образованию, науке и делам молодежи предоставить Комаровой В. А. благоустроенное, применительно к условиям поселения по месту его приобретения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.
Судья: подпись В.П. Баринов