Решение по делу № 2-418/2021 (2-4330/2020;) ~ М-3767/2020 от 09.11.2020

Дело № 2-418/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь                                16 февраля 2021 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи                     Сомовой И.В.,

с участием в качестве секретаря помощника судьи        Василенко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожуховой Евдокии Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Кожухова Е.А. предъявила иск Департаменту капитального строительства города Севастополя, указав, что с 1980 года проживает в общежитии по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Жилое помещение было предоставлено ей для постоянного проживания в связи с работой на Севастопольском рыбоконсервном заводе. В 2005 году работодателем выделена комната , в которой она до настоящего зарегистрирована и проживает. Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 19.07.2007 здание общежития передано в коммунальную собственность города Севастополя. После перенумерации в 2011 году комната получила . 16.01.2012 между Кожуховой Е.А. и КП «Жилсервис-15» был заключен бессрочный договор пользования жилой площадью на комнату . 15.06.2015 между Кожуховой Е.А. и ГУПС «УК «Общежития Севастополя» также был заключен бессрочный договор пользования жилым помещением. На протяжении всего периода истец несет бремя содержания жилого помещения. В этой связи полагают, что приобрела право пользования жилым помещением на условиях социального найма. Однако в предоставлении данной услуги 27.09.2016 Департаментом отказано. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила:

1. Признать за Кожуховой Е.А. право пользования жилым помещением по адресу: г. Севастополь, <адрес>, комната , на условиях социального найма.

2. Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Кожуховой Е.А. договор социального найма жилого помещения по адресу: г. Севастополь, <адрес>, комната .

В судебном заседании истец, ее представитель Лысцева А.А. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ООО «УК Гагаринского района – 1» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Кожухова Е.А. 1980 года проживает в общежитии по адресу: г. Севастополь, <адрес>, комната (ранее комната ). С 01.06.2005 зарегистрирована по месту жительства в комнате .

Ордер на вселение истцом не представлен. Факт проживания подтверждается справками, выданными управляющей организацией.

16.01.2012 между истцом и КП «Жилсервис-15» заключен договор пользования жилой площадью в общежитии с указанием окончания срока пользования – бессрочно.

Аналогичный договор заключен между Кожуховой Е.А. и ООО «УК «Общежития Севастополя» 22.09.2014,

Факт изменения нумерации комнат подтверждается представленными суду копиями технического паспорта на здание по <адрес>, списками, переданными в ГУПС «БТИ» управляющей организацией.

Согласно представленной выписке по лицевому счету Кожухова Е.А. производит оплату за содержание жилого помещения и жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 127 Жилищного кодекса Украины, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.

Жилищный кодекс Российской Федерации содержит аналогичные правовые нормы.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и в силу части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации они предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 2643-р от 19.07.2007 общежитие, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, снятое с баланса ОАО «Севастопольской рыбоконсервный завод» как не вошедшее в уставной фонд, принято в коммунальную собственность г. Севастополя.

Приказом Фонда коммунального имущества города Севастополя от 20.09.2007 как объект коммунальной собственности территориальной громады г. Севастополя передано на баланс КП «Жилсервис-15».

Распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 здание общежития передано на обслуживание ГУПС «УК «Общежития Севастополя».

Таким образом, общежитие по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ранее являлось ведомственным общежитием, находившимся в ведении государственного предприятия «Севастопольской рыбоконсервный завод», использовалось в качестве временного проживания работников данного предприятия на период их работы.

В 2007 году указанное здание передано с баланса предприятия в коммунальную собственность города Севастополя.

В законодательстве Украины отсутствует понятие муниципальной собственности, вместе с тем предусмотрено соответствующее ему право коммунальной собственности.

Так, в соответствии со статьей 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 в коммунальной собственности находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие территориальной громаде.

Управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и образованные ею органы местного самоуправления.

Учитывая, что общежитие по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в 2007 году было передано в коммунальную собственность города Севастополя, соответствующую муниципальной собственности в Российской Федерации, суд находит, что на основании статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в данном общежитии, должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Конституционный смысл положений, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации.

Так, в постановлении от 11.04.2011 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан ФИО4 и ФИО5» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что, принимая в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий решение о передаче принадлежавших им жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления и распространяя на отношения по пользованию жилыми помещениями в этих домах нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, федеральный законодатель действовал в рамках дискреционных полномочий, признаваемых за ним в этом вопросе Конституцией Российской Федерации.

Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2007 № 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Указанным постановлением от 11.04.2011 № 4-П статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что определяющим для квалификации правоотношений между истцом и ответчиком является то обстоятельство, что здание общежития по <адрес>, являвшееся ведомственным общежитием Севастопольского рыбоконсервного завода, в 2007 году было передано в коммунальную собственность, что изменило правовой статус расположенных в нем жилых помещений.

В отношении таких помещений в силу подлежащих применению в настоящее время положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Следует отметить, что органы власти города Севастополя в период с 2007 года до 2014 года не определяли статус жилых помещений по <адрес>, как специализированного жилищного фонда, поскольку как следует из пояснений представителя истца, значительная часть комнат в данном здании были переданы в собственность граждан в порядке приватизации.

Указанное обстоятельство подтверждается публичными сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, в котором зарегистрировано право собственности различных граждан на 58 жилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что жилое помещение, находящееся в пользовании Кожуховой Е.А., утратило статус общежития, и к отношениям по пользованию данным жилым помещением подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно решению Департамента капитального строительства города Севастополя от 15.10.2020 об отказе в предоставлении услуги по заключению договора социального найма, истцу отказано в заключении договора социального найма по тем основаниям, что имеются разночтения в указании площади жилого помещения, заявитель зарегистрирована в комнате с другим номером (), жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, занимаемое Кожуховой Е.А., ранее имело , а в настоящее время в связи с изменением нумерации имеет .

Согласно сведениям из технических паспортов на жилое помещение, составленных по состоянию на 1966 год и на 2012 год площадь комнаты (ранее ) составляла 16,7 кв.м., по состоянию на 01.10.2020 – 17,1 кв.м. Сведений о перепланировке, реконструкции указанной комнаты ГУПС «БТИ» не указано. Ошибки, допущенные при внесении в реестр собственности города Севастополя указанного жилого помещения, в части сведений о его площади, не могут служить препятствием для заключения с истцом договора социального найма. В данном случае следует считать правильной площадь, определенную ГУПС «БТИ», т.е. 17,1 кв.м.

Установленные по делу обстоятельства позволяют прийти к выводу, что Кожухова Е.А. была вселена в указанное жилое помещение на законных основаниях, не утратила право пользования данным жилым помещением, поскольку обратное по делу не установлено, длительное время постоянно проживает в нем, вносит плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.

При таких обстоятельствах суд находит, что у истца возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, препятствия для заключения с ней в установленном порядке договора социального найма отсутствуют. В этой связи с требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кожуховой Евдокии Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя удовлетворить.

Признать за Кожуховой Евдокией Александровной право пользования жилым помещением по адресу: г. Севастополь, <адрес>, комната , на условиях социального найма.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Кожуховой Евдокией Александровной договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, комната .

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                   (подпись)                   И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 24.02.2021.

<данные изъяты>

Оригинал решения Гагаринского районного суда г. Севастополя подшит в дело № 2-418/2021 и находится в отделе по обеспечению гражданского судопроизводства Гагаринского районного суда г. Севастополя.

Уникальный идентификатор дела:

Копия верна.

Судья                                                                                                            И.В. Сомова

2-418/2021 (2-4330/2020;) ~ М-3767/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кожухова Евдокия Александровна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГАГАРИНСКОГО РАЙОНА-1"
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Сомова Инна Викторовна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.05.2021Судебное заседание
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее