Дело № 2-645/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ05 сентября 2012 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., с участием прокурора Куницыной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского поселения «Сосногорск» о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями ГОСТов дорожное покрытие улицы Береговой г. Сосногорска,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд с исковым заявлением к администрации ГП «Сосногорск», просил обязать ответчика в срок до 01.09.2013 года привести дорожное покрытие улицы Береговой г.Сосногорска в соответствие с требованиями п.3.1.1,3.1.2 ГОСТа Р50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: устранить на протяжении ул.Береговой г.Сосногорска просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сосногорска на основании поступившего обращения жителей улицы Береговой г. Сосногорска Республики Коми по факту неудовлетворительного состояния улицы Береговой проведена дополнительная проверка в деятельности администрации МО ГП «Сосногорск», в ходе которой установлено следующее:
В соответствии с Актом проверки состояния, содержания и обустройства улицы Береговой г. Сосногорска Республики Коми от 22.06.2012 установлено, что по состоянию на 22.06.2012 дорожное покрытие указанной улицы имеет асфальтобетонное покрытие. При этом дорожное покрытие указанной улицы не соответствует установленным требованиям к эксплуатационным состояниям автомобильных дорог: покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств. Выбоины, находящиеся на проезжей части дороги, превышают допустимые нормы по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см (дорожное покрытие имеет выбоины шириной 70 см, длиной 20 см, глубиной 7 см), чем нарушены пункты 3.1.1, 3.1.2 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 08.09.2008 № 257-ФКЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их права и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определены:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено:
- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера; ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального значения, частных автомобильных дорог, отнесены к собственности поселений.
В силу положений пункта 5 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131, к вопросам местного значения поселения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в предмет ведения местного самоуправления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Аналогичное положение закреплено в пункте 5 статьи 9 Устава муниципального образования городского поселения «Сосногорск», в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения отнесен вопрос по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований в силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, статья 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». На основании части 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу указанных выше норм администрация МО ГП «Сосногорск» наделена полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе обеспечению безопасности дорожного движения. Улица Береговая расположена в границах городского поселения «Сосногорск». Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него обязательств нарушает права граждан на безопасное дорожное движение.
Бездействие администрации МО ГП «Сосногорск» создает условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, просил обязать Администрацию ГП «Сосногорск» в срок до 01.09.2013 года привести дорожное покрытие улицы Береговой г. Сосногорска Республики Коми в соответствие с требованиями пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: устранить на протяжении улицы Береговой г. Сосногорска просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.
Представитель ответчика - Балодис С.А., действующая по доверенности, в суде с исковыми требованиями согласилась, однако просила определить для исполнения требований прокурора срок до 01.07.2015 года. Пояснила, что в связи с вступившим в законную силу Законом РК от 11.05.2012 года «Об объединении муниципальных образований городского поселения «Сосногорск» и сельских поселений Верхнеижемский, Вис и т.д., расположенных на территории МО МР «Сосногорск» назначены выборы Совета вновь образованного муниципального образования в октябре 2012 года, и только после их проведения начнётся процедура объединения ранее названных поселений, определения плана мероприятий, формирование бюджета, будет определяться порядок правопреемства, в связи с указанным в настоящее время неизвестны полномочия поселений, обязательства, передаваемые во вновь образованное муниципальное образование, объём финансирования и т.п., поэтому исполнить обязательства в срок, предлагаемый прокурором не представляется возможным, поэтому просила срок исполнения обязательства увеличить. Просила учитывать при этом, что обязательства по приведению дорожного покрытия улицы Береговой в соответствии с требованиями ГОСТа могут быть исполнены только в летний период. Улица Береговая не является дорогой общего пользования, она дорога не общего пользования в границах населённого пункта города Сосногорска. Согласны, что исполнение указанного требования это компетенция Администрации ГП «Сосногорск». Дорога имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера; ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального значения, частных автомобильных дорог, отнесены к собственности поселений.
В силу положений пункта 5 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131, к вопросам местного значения поселения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, постов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в предмет ведения местного самоуправления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
В силу пункта 5 статьи 9 Устава муниципального образования городского поселения «Сосногорск» к вопросам местного значения поселения отнесен вопрос по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п.3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Сосногорска на основании поступившего обращения жителей улицы Береговой г. Сосногорска Республики Коми по факту неудовлетворительного состояния улицы Береговой проведена дополнительная проверка деятельности администрации МО ГП «Сосногорск». В ходе проверки установлено, что по состоянию на 22.06.2012 дорожное покрытие указанной улицы имеет асфальтобетонное покрытие. Дорожное покрытие не соответствует установленным требованиям к эксплуатационным состояниям автомобильных дорог: покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств, дорожное покрытие имеет выбоины шириной 70 см, длиной 20 см, глубиной 7 см),чем нарушены пункты 3.1.1, 3.1.2 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93, что подтверждается актом проверки состояния, содержания и обустройства улично-дорожной сети ГП «Сосногорск» улицы Береговая от 22.06.2012 года и другими материалами дела.
Принимая во внимание, что в нарушение указанных в заявлении прокурором требований законодательства, на момент проведения проверки дорожное покрытие улицы Береговая г.Сосногорска не соответствует установленным требованиям к эксплуатационным состояниям автомобильных дорог, что подтверждается исследованными материалами дела и этим нарушаются требования нормативных документов по содержанию дорог, что нарушает права граждан на безопасное дорожное движение, учитывая, что для исполнения требований прокурора необходимо определенное время и финансирование, то при изложенных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения иска. Принимая во внимание доводы представителя ответчика о том, что приведение дорожного покрытия улицы Береговой в соответствии с требованиями ГОСТ может быть исполнено только в летний период, для чего необходимо предварительно внести расходы по финансированию данных мероприятий в бюджет, в октябре 2012 года назначены выборы Совета вновь образованного муниципального образования, после чего будут определены полномочия поселений, бюджет поселения и т.д., суд считает, что следует определить срок исполнения заявленных требований до 01.09.2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского поселения «Сосногорск» о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями ГОСТов дорожное покрытие улицы Береговой г. Сосногорска- удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Сосногорск» привести дорожное покрытие улицы Береговой г. Сосногорска Республики Коми в соответствие с требованиями пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: устранить на протяжении улицы Береговой г. Сосногорска просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью в срок до 01.09.2014 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Сосногорский городской суд Республики Коми с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Судья: Дудина О.С.