Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при секретаре Архиповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ООО «КА «Содействие» к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Рогудеву <данные изъяты>, врио начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой <данные изъяты>, заместителю начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашовой <данные изъяты>, Макаровой <данные изъяты>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, заинтересованному лицу: Зеленкину <данные изъяты> о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ООО «КА «Содействие» обратилось в Железнодорожный районный суд г. Самары с административный иском к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу – Зеленкину И.В. о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, об обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование своих требований указало, что ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Зеленкина И.В., где взыскателем является Общество. Общество предъявило заявление через сайт госуслуги, которому присвоен № следующего содержания: «Учитывая, что до настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены, просят предоставить информацию о ходе исполнительного производства по состоянию на 13.09.2021г.; предоставить сведения о проведенной работе за период с даты возбуждения исполнительного производства по 13.09.2021г.; предоставить сведения когда было вручено постановление о возбуждении исполнительного производства должнику с предоставлением соответствующего доказательства; предоставить данные когда были осуществлены выходы в адрес должника и их результат с предоставлением актов выхода в адреса; предоставить электронную сводку по исполнительному производству, ответы из Росреестра, БТИ о наличии в собственности имущества у должника, ответы из ГИБДД, из ИФНС об открытых расчетных счетах, информацию о счетах за указанный период, выписки о движении денежных средств по всем установленным счетам должника с даты возбуждения исполнительного производства по 13.09.2021г., копии актов описи и ареста, копии актов выхода в адрес, копия объяснения должника по факту задолженности, копии постановлений об удержании, направленных по месту получения дохода должника; просит направить запрос в ИФНС: для получения справки 2 НДФЛ за период с даты возбуждения исполнительного производства по 13.09.2021г., для получения информации о расходовании денежных средств за период с 01.01.2021г. по 13.09.2021г. в разбивке помесячно, для получения информации о собственности, зарегистрированной за должником за указанный период для получения информации является ли должник участником организаций, индивидуальным предпринимателем, с предоставлением копий запросов и ответов взыскателю; провести проверку правильности перечисления денежных средств, а также предоставить постановление о распределении денежных средств по данному исполнительному производству, при выявлении неверного перечисления немедленно устранить допущенные нарушения прав, перечислив причитающиеся денежные средства в ООО «КА «Содействие» №; направить запрос в нотариальную палату для получения информации о наследственных делах, где наследниками является должник; направить запрос в ЗАГС для получении информации о супругах должника за период с даты возбуждения исполнительного производства по 13.09.2021г.; копию постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направить должнику, взыскателю, а также в суд, выдавший исполнительный документ.» Вопреки требований ФЗ «Об исполнительном производстве» должностное лицо службы судебных приставов при рассмотрении заявления Общества не вынес по результатам рассмотрения заявления постановление, в связи с чем нарушены права Общества на своевременное получение информации о ходе исполнительного производства, на совершение необходимых исполнительных действий и мер принудительного исполнения и на получение присужденных денежных сумм, а в целом на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, предусмотренного статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, административный истец ООО «КА «Содействие» просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области, выразившееся в не вынесении и в не направлении постановления по результатам рассмотрения заявления за № по исполнительному производству № в отношении должника Зеленкина И.В.; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области, выразившееся в не совершении исполнительских действий, указанных в заявлении за № по исполнительному производству № в отношении должника Зеленкина И.В., в условиях не исполненных требований исполнительного документа; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, а именно: вынести постановление по результатам рассмотрения заявления № по исполнительному производству № в отношении должника Зеленкина И.В.; направить (обеспечить направление) копию постановления вынесенного по результатам рассмотрения заявления № по исполнительному производству № в отношении должника Зеленкина И.В.; провести исполнительские действие, указанные в заявлении № по исполнительному производству № в отношении должника Зеленкина И.В.; направить (обеспечить направление) сведения и документы по каждому пункту заявления № по исполнительному производству № в отношении должника Зеленкина И.В. и в установленный срок согласно ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» при поступлении информации новых ответов по вышеуказанным пунктам, направить их взыскателю в течение не более 3 дней с даты их поступления в ФССП.
Определениями Железнодорожного районного суда г.Самары от 18.05.2022г., от 06.06.2022г. в качестве административных соответчиков привлечены врио начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП России по Самарской области Панькова М.А., заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашова Е.Г., Макарова И.С., судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Рогудева Т.А.
В судебное заседание административный истец ООО «КА «Содействие», уведомленный о слушании дела надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики - УФССП России по Самарской области, судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП России по Самарской области Рогудева Т.А., врио начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП России по Самарской области Панькова М.А., заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашова Е.Г., Макарова И.С.; заинтересованное лицо - Зеленкин И.В., извещенные о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Предъявление административного иска об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя должно иметь целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица в суд, а способ защиты должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
ООО «КА «Содействие» просит признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары, которые указаны выше, а также обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. Административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд г.Самары 27.04.2022г.
Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение всего периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок подачи административного иска соблюден.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
К числу задач исполнительного производства статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесено правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что 31.03.2019г. судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Рогудевой Т.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Зеленкина И.В. о взыскании задолженности по кредитному договору в пользу ООО «КА «Содействие».
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, сам выбирает не только круг мер принудительного характера, но и вид исполнительных действий, при этом судебные приставы-исполнители самостоятельно определяют объем и последовательность совершаемых ими исполнительных действий в рамках находящегося у них в производстве исполнительного производства. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Из сводки по исполнительному производству № следует, что судебными приставами-исполнителями ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области за период с даты возбуждения исполнительного производства (31.03.2019г.) по дату окончания исполнительного производства (02.09.2019г.) были сделаны запросы в соответствующие государственные регистрирующие органы запросы в целях установления имущества должника, также были направлены запросы в банки и иные кредитные организации о наличии денежных средств у должника и об их движении, истребованы сведения из налоговых органов об имеющихся у должника счетах, запрос в пенсионный фонд России, а также вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
02.09.2019г. начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Рогудевой Т.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п.1 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с поступлением заявления от взыскателя об окончании исполнительного производства.
Однако, как усматривается из административного иска, ООО «КА «Содействие» обратилось к административному ответчику через сайт госусоуги с заявлением, которое было зарегистрировано за номером №, которое, по их мнению, должностными лицами службы судебных приставов не было рассмотрено и не вынесено постановление. Само заявление и доказательства обращения к административному ответчику именно с этим заявлением с приложенной доверенностью административный истец суду не предоставил. Согласно письму заместителя старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макарова И.С. в рассмотрение заявление № от 08.09.2021г. отказала, так как для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя. Поэтому данное заявление было расценено как обращение. В рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» данное заявление рассмотрено заместителем начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макаровой И.С. в установленный законом срок и дан ответ, который направлен Непорядкиной Т.А., тем самым права и законные интересы им ООО «КА «Содействие» не нарушены. Представитель ООО «КА «Содействие», обращаясь к административному ответчику с заявлением, обязана была приложить к нему доверенность, которая подтверждает ее полномочия как представителя Общества, поэтому суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении информации по данному исполнительному производству правомерен.
Кроме того, согласно ч.1 ст.50 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. В связи с чем доводы административного истца о не направлении процессуальных документов выносимые при исполнительном производстве, суд считает необоснованными. Все процессуальные документы о ходе исполнительного производства можно получить в электронном виде через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Утверждения административного истца о том, что должностные лица службы судебных приставов бездействуют и не представляют информации по исполнительному производству суд не принимает во внимание, поскольку данное исполнительное производство окончено в связи с погашение задолженности в полном объеме за 2 года до обращения административного истца (исполнительное производство окончено 02.09.2019г., обращение поступило - 08.09.2021г.).
Незаконное бездействие имеет место, когда лицо не предпринимает действия, обязанность совершения которых предусмотрена законом. Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий/бездействий и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права истца.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий/бездействий закону и нарушение оспариваемым действием прав и законных интересов административного истца, исполнительное производство окончено 02.09.2019г. в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, учитывая, что при рассмотрении дела нарушение прав и законных интересов административного истца судом не установлено, то требования об их устранении подлежат отклонению.
На основании вышеизложенных и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «КА «Содействие» к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Рогудеву <данные изъяты>, врио начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой <данные изъяты>, заместителю начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашовой <данные изъяты>, Макаровой <данные изъяты>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, заинтересованному лицу: Зеленкину <данные изъяты> о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, об обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 07 июля 2022 года.
Председательствующий судья Л.М. Кривоносова