№2-587/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей - судьи Потехиной О.Б., при секретаре Бугиной Ю.В., с участием помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Щедринова Д.А., представителя ответчика Чащиной Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорска в интересах Осыченко А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске об обязании включить сведения в индивидуальный лицевой счет данные о стаже, заработке и начисленных суммах страховых взносов и произвести перерасчет размера трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЗАТО г. Железногорска обратился в суд с иском в интересах Осыченко А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске (далее по тексту ГУ УПФ РФ в г. Железногорске) и просит суд обязать ответчика включить в индивидуальный лицевой счет Осыченко А.В. сведения о стаже работы в должности директора в <данные изъяты> за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2007 года, о сумме заработка и о начисленных суммах страховых взносов за указанный период и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом вышеуказанных сведений. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки по заявлению Осыченко А.В. в прокуратуру о нарушении его пенсионных прав установлено, что в период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> г. Осыченко А.В. состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты>». За период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> 2007 года <данные изъяты> не представило в ГУ УПФ РФ в г. Железногорске индивидуальные сведения, в связи с чем, перерасчет трудовой пенсии по страховым взносам за указанный период ответчиком не произведен. Необходимые для перерасчета сведения представлены муниципальным учреждением ЗАТО г.Железногорск «Муниципальный архив», согласно которым Осыченко А.В. начислялась заработная плата за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2007 года. В настоящий момент <данные изъяты> ликвидировано, в связи с чем, восстановить права Осыченко А.В. возможно только путем обязания ответчика внести необходимые сведения на ее лицевой счет.
Прокурор просит обязать ответчика включить в индивидуальный лицевой счет Осыченко А.В. сведения о стаже его работы в должности директора <данные изъяты> с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года, о сумме заработка (дохода) на которые начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования: за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> рублей; за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> рублей; о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования на страховую часть трудовой пенсии за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> руб.; за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> руб.; и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом вышеуказанных сведений.
В судебном заседании прокурор- помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Щедринов Д.А. поддержал исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, отказался от требования- произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом вышеуказанных сведений, поскольку в судебном заседании установлено, что Осыченко А.В. трудовая пенсия в настоящий момент не назначена в связи с отсутствием такого права.
Истец Осыченко А.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Чащина Ю.С. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что законом не предусмотрена обязанность ГУ УПФ РФ в г. Железногорске внесения на индивидуальный лицевой счет застрахованных лиц данных о начисленных (уплаченных) суммах страховых взносов и о стаже работы на основании представленных расчетных ведомостей. В соответствии с законом страхователь представляет в Органы пенсионного фонда о каждом работающем застрахованном лице необходимые индивидуальные сведения. Кроме того, поскольку Осыченко А.В. не является получателем трудовой пенсии, перерасчет трудовой пенсии произведен быть не может. Не оспаривала не поступление индивидуальных сведений от <данные изъяты> в отношении Осыченко А.В. за спорный период, осуществление Осыченко А.В. трудовой деятельности в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2007 год в <данные изъяты> а также суммы начисленной заработной платы и суммы начисленных страховых взносов за указанный период.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжке Осыченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с <данные изъяты> года принят на должность директора в <данные изъяты> распоряжением №1191 от 09.12.2003 г., с <данные изъяты> года уволен по соглашению сторон распоряжением от 21.02.2007 г.
Из копий расчетных ведомостей работников <данные изъяты>», представленных руководителем Муниципального учреждения «Муниципальный архив ЗАТО Железногорск», следует, что Осыченко А.В. начислена заработная плата в размере: за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> рублей; за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Осыченко А.В. в спорный период- с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2007 года работал по трудовому договору в <данные изъяты> директором и ему начислялась заработная плата в указанном размере. Данные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика.
Согласно сообщению начальника Управления ГУ ПФ РФ в г. Железногорске от 12.03.2010 года № 17-01/617-01-10, с 01.01.2007 года по дату ликвидации отчетность по индивидуальным сведениям в территориальный орган Пенсионного фонда ни руководство <данные изъяты>», ни внешний управляющий, не представляли.
Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица, Осыченко А.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, страховой номер индивидуального лицевого счета- <данные изъяты>.
Из указанной выписки усматривается, что период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> 2007 года в страховой стаж Осыченко А.В. не включен.
Таким образом, судом установлено, что период работы истца Осыченко А.В. в <данные изъяты> директором с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2007 года не включен в его страховой стаж, страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии Осыченко А.В. за указанный период не учтены.
Из представленного истцом расчета, подписанного заместителем начальника УПФР в г.Железногорске, сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии Осыченко А.В., исчисленная по расчетным ведомостям <данные изъяты> составляет за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> руб.; за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> руб.
В целях защиты пенсионных прав Осыченко А.В. прокурор просит суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Железногорске включить в индивидуальный лицевой счет Осыченко А.В. сведения о стаже его работы, заработке и суммах начисленных страховых взносов за указанный период.
При разрешении указанного спора по существу, наряду с нормативными актами и законами, регулирующими пенсионные отношения, суд руководствуется правовой позицией выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности п.1 ст.10 и п.2 ст.13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца 3 п.7 правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В.Шестаковой».
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу ст.2 названного Закона законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст.4 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
При этом обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.5 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации (ст.6 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, наряду с прочими, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору (ст.7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В силу ст.9 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в том числе- трудовая пенсия по старости (ч.1); установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" (ч.2).
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В соответствии со ст.ст. 14, 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии по старости определяется как сумма страховой и накопительной части указанной пенсии, при этом размер страховой и накопительной части пенсии по старости определяется в том числе, с учетом суммы страховых взносов.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).
В соответствии со ст.10 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу ст.3 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе, являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов.
Согласно ст.4 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.5 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Согласно ст.6 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п.1). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются наряду с прочим- периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов. Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются (п.6).
В силу требований ст.ст.14, 15,16 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст.ст.8,8.1, 11,15,16,17 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность представлять в установленный срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» возложена на страхователя (работодателя). Указанные сведения предоставляются один раз в год, но не позднее 1 марта. При ликвидации страхователя - юридического лица в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (п.3).
Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений; требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, в том числе путем применения финансовых санкций.
То есть право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии в размере, предусмотренном законом, обеспечивается, в том числе, предоставлением индивидуальных сведений на застрахованных лиц. Неисполнение страхователем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений на застрахованных лиц влечет для застрахованного лица (работника), которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и в силу закона подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, и такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии.
Пенсионные органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений на застрахованных лиц. Тогда как застрахованные лица не располагают реальными возможностями обеспечить выполнение страхователем указанной обязанности.
В силу ст.14 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право, в том числе, в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
В судебном заседании установлено, что в страховой стаж Осыченко А.В., являющегося застрахованным лицом, надлежащим образом выполнявший работу по трудовому договору в <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> 2007 года, не включен указанный период работы, поскольку <данные изъяты> не были представлены необходимые индивидуальные сведения в отношении Осыченко А.В. за указанный период, в связи с чем нарушены гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права истца на получение пенсии в определенном законом размере.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 10 июля 2007 года № 9-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ <данные изъяты> ликвидировано вследствие банкротства, дата прекращения деятельности- ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Следовательно, восстановить нарушенное право истца Осыченко А.В. на получение трудовой пенсии в предусмотренном законом размере путем возложения обязанности на лицо, обязанное в силу закона предоставлять в органы Пенсионного фонда РФ необходимые для этого сведения, не представляется возможным.
Принимая во внимание, что в судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение права Осыченко А.В. на получение трудовой пенсии в размере, предусмотренном законом, данное право может быть восстановлено только путем обязания ответчика внести необходимые индивидуальные сведения в отношении истца, поскольку в силу закона органы Пенсионного фонда РФ осуществляют прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, суд удовлетворяет исковые требования в этой части.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части обязания ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом вышеуказанных сведений, поскольку судом установлено, что Осыченко А.В. на день принятия судом решения не является получателем трудовой пенсии, пенсия ему не назначалась, в связи с чем ее перерасчет невозможен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах Осыченко А.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске включить в индивидуальный лицевой счет Осыченко А.В. сведения: о стаже его работы в должности директора <данные изъяты> с <данные изъяты> года по <данные изъяты> 2007 года; о сумме заработка (дохода) на которые начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования: за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> рублей; за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> рублей; о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования на страховую часть трудовой пенсии за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> руб.; за <данные изъяты> 2007 года в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части требований- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 19 апреля 2011 года.
Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина