Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-793/2022 (2а-5489/2021;) ~ М-5215/2021 от 27.12.2021

2а-793/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2022                                                       г. Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при секретаре судебного заседания Комоновой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Самары к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, заинтересованному лицу ОГИБДД по г. Самара о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

установил:

            Прокурор Промышленного района г.Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведен мониторинг состояния законности в сфере безопасности дорожного движения на поднадзорной территории. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в государственный стандарт ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по <адрес> проведена проверка состояния автомобильной дороги по <адрес> в ходе которой выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: на участке <адрес> отсутствуют тротуары, не ликвидированы неэксплуатируемые трамвайные пути, что является нарушением требований свода правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Прокуратурой Промышленного района в адрес главы Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ внесено постановление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения которого

данное представление признано обоснованным, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, администрацией г.о. Самары не приняты. Отсутствие мер по устранению выявленных нарушений подтверждается актами ОГИБДД УМВД России по г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно указанных актов на участке дороги по адресу: <адрес> от <адрес> А до <адрес> нарушение требований гл.4 ГОСТ Р 52766-2007. Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения требований, просит признать бездействие Администрации г.о.Самара, выразившееся в не организации работ по проектировке пешеходного тротуара <адрес> до <адрес> А по <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконным, обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по строительству пешеходного тротуара по адресу: <адрес> до <адрес> А по <адрес> и осуществить приемку выполненных работ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца в лице помощника прокурора Промышленного района г. Самара Самарской области Никитин А.А. исковые требования уточнил с изменением субъектного состава в числе ответчиков, просил суд признать бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в не организации работ по обустройству тротуара –<адрес> до <адрес> А по <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконным, обязать Администрацию г.о. Самара в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по обустройству тротуара по адресу: <адрес> до <адрес> А по <адрес> и осуществить приемку выполненных работ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Дал пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.

Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Дубовицкая Е.И., действующая на основании доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ОГИБДД УМВД России по <адрес>, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, согласно представленному ходатайству просили рассмотреть административное дело без их участия, поддержав требования прокурора <адрес>. Ранее в судебном заседании представитель ОГИБДД УМВД России по <адрес> Мещерякова У.Е., действующая на основании доверенности, полагала требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель МП г.о. Самара «Благоустройство» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Сорокина Е.С., действующая на основании доверенности пояснила, что организация

занимается содержанием, обслуживанием готовых объектов в рамках муниципального контракта.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

    ДД.ММ.ГГГГ проведенной прокуратурой Промышленного района г. Самара совместно с государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по <адрес> проведена проверка состояния автомобильной дороги по <адрес>, в ходе которой выявлены ряд недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

    Проверкой установлено, что на протяжении всего отрезка <адрес> до <адрес> А по <адрес>, отсутствуют тротуары, что является нарушением требований свода правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

            В адрес администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ прокурором Промышленного района г. Самары внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, по итогам рассмотрения которого административным ответчиком дан ответ в указанной части о формировании плана ремонтных работ с адресным перечнем.

    В силу части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

    Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 данного федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

      Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно положениям пунктов 3 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такие предусмотренные вопросы местного значения относятся к сельскому поселению, если они предусмотрены Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

           В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием

соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).

           В силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).

На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).

Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой Промышленного района г. Самары проверки выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно не организация работ по обустройству тротуара –<адрес> до <адрес> А по <адрес>.

В целях устранения выявленных недостатков ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Администрации г.о. Самара в лице Главы г.о. Самара Лапушкиной Е.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Однако до настоящего времени каких-либо мер, направленных на устранении выявленных нарушений стороной ответчика не предпринято, что послужило основания для обращения в суд с настоящим административным иском.

Составленные государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по <адрес> акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, улицы по указанному в иске адресу подтверждают данное обстоятельство.

Доказательств, опровергающих выводы государственного инспектора, отвечающих требованиям относимости и допустимости, административным ответчиком не представлено.

Более того, не оспаривая факта установленных прокурором нарушений, административный ответчик каких-либо доказательств принятия им, как органом исполнительной власти, мер, направленных на их отсутствие, а равно устранение, не представил.

Из материалов дела следует, что 28.12.2020 между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и МП г.о. Самара «Благоустройство» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинистого внутригородских районов г.о. Самара, заказчик в свою очередь обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.

При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о проявленном административным ответчиком бездействии в установленных нарушениях, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

Учитывая, что Администрация г.о. Самара непосредственно не осуществляет выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, в целях устранения допущенных нарушений на данное лицо следует возложить обязанность организовать работы по обустройству тротуара по адресу: <адрес> до <адрес> А по <адрес>, осуществив приемку выполненных работ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Самары к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, заинтересованному лицу ОГИБДД по г. Самара о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г.о.Самара, выразившееся в не организации работ по обустройству тротуара –<адрес> до <адрес> А по <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконным.

Обязать Администрацию г.о. Самара в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по обустройству тротуара по адресу: <адрес> до <адрес> А по <адрес> и осуществить приемку выполненных работ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                   Т.А.Турбина

          Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022

2а-793/2022 (2а-5489/2021;) ~ М-5215/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Промышленного района г.Самары
Ответчики
Департамент градостроительства г.о Самара
Администрация г.о Самара
Другие
Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара
МП г.о. Самара "Благоустройство"
ОГИБДД по г.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Турбина Т. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
28.12.2021Передача материалов судье
30.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2022Предварительное судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
27.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее