Дело №2-757-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» июня 2012 года сл. Родионово-Несветайская
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лозобко А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области Кривошапка А.Н.,
при секретаре Колосовской Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Левашову Е.А. об обязании встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, третье лицо - Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, -
У С Т А Н О В И Л :
В Новошахтинский районный суд Ростовской области обратился прокурор Родионово-Несветайского района Ростовской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП Левашову Е.А. об обязании встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование исковых требований прокурор указал следующее.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Левашов Е.А., глава К(Ф)Х осуществляет деятельность по выращиванию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя, главой которого является Левашов Е.А. В процессе деятельности К(Ф)Х, нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды, что выражается в следующем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
В процессе деятельности - обработки почвы, уборки урожая с полей, осуществляющей сельскохозяйственной техникой, находящейся в собственности ИП Левашов Е.А., образуются выбросы виды негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, в силу статьи 16 Закона №7-ФЗ хозяйствующий субъект обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что индивидуальным предпринимателем не исполняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632, утверждён порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Плательщиками являются организации, юридические лица и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием.
Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что неналоговые доходы бюджетов (федерального, субъекта РФ, местного) формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом плата за негативное воздействие распределяется следующим образом:
-в федеральный бюджет -40%;
-в бюджет субъекта РФ -40 %;
-в местный бюджет- 20%.
Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и её размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, а также плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- индивидуальные предприниматели;
- иностранные физические лица.
Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», решения Конституционного Суда Российской Федерации (в т.ч. принятые в форме определений согласно статьи 71 ФКЗ № 1 от 21.07.1994) обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Согласно данным Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу ИП Левашов Е.А., глава К(Ф)Х не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и не состоит на учете в качестве такового.
Неуплатой ответчиком денежных средств за природопользование нарушаются интересы государства и неопределённого круга лиц, а именно граждан в части права на благоприятную окружающую природную среду и на её защиту от негативных воздействий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьями 2, 45, 46 Конституции Российской Федерации, государственный надзор и контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одной из основных социальных гарантий граждан, что обязывает прокурора в силу статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», и уполномочивает в силу статьи 45 ГПК РФ обратиться в суд в защиту их законных интересов.
На основании вышеизложенного прокурор Родионово-Несветайского района Ростовской области просит суд обязать индивидуального предпринимателя Левашова Е.А., являющегося главой К(Ф)Х, встать на учет в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону пр.Стачки, 200/1, корпус 3, в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области Кривошапка А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - ИП Левашов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. Представили отзыв, в котором поддержали исковые требования прокурора и просили дело рассмотреть без участия их представителя, а также указали, что ИП Левашов Е.А. не состоит на учете в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Департаменте Росприроднадзора по Южному Федеральному округу. В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Родионово-Несветайского района Ростовской области была проведена проверка исполнения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды. В ходе проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель Левашов Е.А. (л.д.13), осуществляет деятельность по выращиванию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.14,15), главой которого является Левашов Е.А. Как следует из объяснения Левашова Е.А. (л.д.6-7) у него в собственности имеется три земельных участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения площадью 179800 кв.м. которые с целью сельскохозяйственного производства он обрабатывает тремя тракторами и двумя комбайнами, также он арендует иные земельные участки. При этом, как следует из письма и отзыва Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, ИП Левашов Е.А. на учете в Департаменте федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу не состоит, обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду не вносит (л.д.17, 26).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.16 Закона №7-ФЗ хозяйствующий субъект обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, утверждён порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Плательщиками являются организации, юридические лица и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием.
Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и её размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил суду каких-либо доказательств, опровергающих сведения, изложенные в исковом заявлении.
В соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая характер спора и предмет иска, принимая во внимание, что в процессе деятельности К(Ф)Х, нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды, поскольку в процессе деятельности - обработки почвы, уборки урожая с полей, осуществляемой сельскохозяйственной техникой, находящейся в собственности ИП Левашов Е.А., образуются выбросы как виды негативного воздействия на окружающую среду, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области.
В соответствии со ст.103 ч.1 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор Родионово-Несветайского района Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, на основании ст.333.36 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ он освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с этим с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина по делу в сумме ххх рублей.
Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░-░░-░░░░ ░░. ░░░░░░, 200/1, ░░░░░░ 3, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08 ░░░░ 2012 ░░░░.