ДЕЛО № 2- 304/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе судьи Лакеенковой Е.В.,
при секретаре Давыденковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточенному в порядке ст.39 ГПК РФ иску Горбачевой Елены Владимировны и Лысенко Виктории Борисовны к Захаровой Татьяне Владимировне и администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области об установлении факта родственных отношений, принятия наследства и признании за ними права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Горбачева Елена Владимировна и Лысенко Виктория Борисовна обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ранее собственниками жилого <адрес> являлись ФИО7 ( 2\3 доли) и ФИО4 ( 1\3) на основании соответственно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ) в наследство вступили его дети - Горбачева Е.В. и Захарова Т.В.
После смерти ФИО4 в наследство вступила, но не оформила наследственных прав дочь ФИО5, а после её смерти (умерла ДД.ММ.ГГГГ) вступила в наследство Лысенко Виктория Борисовна.
В судебном заседании представитель истцов требования поддержала, пояснив, что изначально дом принадлежал ФИО3. После его смерти в наследство вступили: жена- ФИО4 и дети - ФИО9 и ФИО7. Затем ФИО7 принял в дар от сестры ФИО11 Ивановн её долю в наследстве, таким образом, ему стало принадлежать 2\3 доли, а матери 1\3 доля.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ и его дети - Горбачева Е.В. и Захарова Т.В. обратились к нотариусу, но свидетельства о праве на наследство не получили, так как отсутствуют оригиналы документов на дом, только копии, нет домовой книги. Сам дом поделен на две части, в одной части жил ФИО7, в другой его мать ФИО4
Захарова Т.В. на долю после смерти отца не претендует, поэтому просит признать права собственности на 2\3 доли за Горбачевой Е.В.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, открылось наследство на 1\3 долю, в наследство фактически вступила её дочь – ФИО5, но не оформившая своих прав. А затем после смерти ФИО5 вступила её дочь Лысенко В.Б., которая похоронила мать, распорядилась её вещами, следит за домом, который использует как дачу. Просит установить факт принятия наследства Лысенко Викторией Борисовной, открывшегося после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Захарова Т.В. в судебном заседании иск признала, о чем подала письменное заявление.
Суд, заслушав стороны изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику в полном объеме со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом. В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1112 названного Кодекса в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из материалов дела видно, что изначально спорный жилой <адрес> принадлежал ФИО3 на основании договора застройки ( л.д. 87-88).
После его смерти в наследство вступили жена ФИО4 и дети – ФИО6 и ФИО7, им выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (по 1\3 доли). Затем сестра ФИО6 (в связи с замужеством ФИО5) ДД.ММ.ГГГГ подарила свою долю брату, таким образом его доля стала составлять 2\3 ( л.д. 84).
После смерти ФИО7 в наследство вступили его дети – Горбачева Е.В. и Захарова Т.В., своевременно подав заявление нотариусу ( л.д. 96).
В судебном заседании Захарова Т.В. иск признала, пояснив, что не нуждается в данном доме, формально подала заявление нотариусу, фактически в наследство вступила её сестра.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание иска ответчиком Захаровой Т.В. принято судом, так как оно не противоречит закону, а также правам и интересам других лиц. Ответчику последствия признания иска известны и понятны.
После смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в наследство на 1\3 долю вступила её дочь ФИО5, подав своевременно заявление нотариусу ( л.д. 93). До этого её фамилия была ФИО6, в связи со вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ. Затем вступила в брак с ФИО5 и ей была присвоена фамилия ФИО5 ( л.д. 32, 33).
О том, что ФИО5 является дочерью умершей ФИО4 свидетельствует заведение наследственного дела, как после смерти отца – ФИО3, так и после смерти матери, а также заключение договора дарения, из которого видно, что она подарила свою долю после смерти отца брату ФИО7 ( л.д. 84, 93 ).
После смерти ФИО5 в наследство фактически вступила её дочь Лысенко В.Б.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 г. № 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статье 1154 ГК РФ.
Исходя из положения ст. 1153 Гражданского кодекса РФ воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику, т.е. действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Лысенко В.Б. фактически наследство было принято, которая совершила действия, определенно свидетельствующие о фактическом принятии ею наследства, открывшегося после смерти матери ФИО5
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия наследства Лысенко Викторией Борисовной наследства, открывшегося после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Горбачевой Еленой Владимировной право собственности в порядке наследования на 2/3 доли в праве собственности жилой <адрес> по адресу: <адрес>.
Признать за Лысенко Викторией Борисовной право собственности в порядке наследования на 1/3 доли в праве собственности жилой <адрес> по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2018 года.