Дело № 2-392/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Амировой Т.Л.
с участием прокурора Буденовских К.В.,
при секретаре Тарасовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шумихе Курганской области 16 июля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шумихи, муниципальному унитарному предприятию «Городские коммунальные сети» о возложении обязанности по организации и обеспечению водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Шумихинского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шумихи, муниципальному унитарному предприятию «Городские коммунальные сети» (далее – МУП «ГКС») о возложении обязанности по организации и обеспечению водоснабжения.
В обоснование исковых измененных исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, в ходе которой установлено, что в соответствии с договором от 20 сентября 2018 г. № 1 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Шумиха» МУП «ГКС» передано имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории города Шумихи. 30 апреля 2019 г. в Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области МУП «ГКС» получен тариф на оказание услуг водоснабжения и водоотведения жителям г. Шумихи, который начал действовать с 20 мая 2019 г. Указывает, что в целях реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией города Шумихи создано МУП «ГКС», которое оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям г. Шумихи на основании заключенных договоров водоснабжения. В ходе проверки установлено, что договорные обязательства со стороны МУП «ГКС» выполняются не в полном объеме. А именно, с апреля 2020 года на территории города Шумихи в дневное время ориентировочно с 12 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. и в ночное время ориентировочно с 23 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин. отсутствует холодное водоснабжение. Администрацией города Шумихи не предпринимаются меры по надлежащей организации водоснабжения в городе Шумихе, а МУП «ГКС» не обеспечивает бесперебойное оказание услуг водоснабжения потребителям города Шумихи, что влечет нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги надлежащего качества.
С учетом уточнения просит признать бездействие Администрации города Шумихи по непринятию мер к организации бесперебойного водоснабжения в границах города Шумихи незаконным, обязать Администрацию города Шумихи и МУП «ГКС» принять меры к организации бесперебойного водоснабжения в границах города Шумихи.
В судебном заседании прокурора Шумихинского района Буденовских К.В. на уточненных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, а также привести решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчиков Администрации города Шумихи, МУП «ГКС» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В отзывах на исковое заявление указали о признании исковых требований.
Суд, заслушав объяснения прокурора Шумихинского района Курганской области Буденовских К.В., оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжением является водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Шумихинского района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства водоснабжения.
Администрации города Шумихи в целях организации водоснабжения и водоотведения населения в границах города Шумихи было создано Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Шумиха Шумихинского района «Городские коммунальные сети» (далее – МУП «ГКС»), в дополнительные виды экономической деятельности которого на основании постановления Администрации города Шумихи от 16 марта 2017 г. № 101 внесены: сбор, очистка и распределение воды; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
20 сентября 2018 г. Администрацией города Шумихи (администрация) заключен договор № 1 с МУП «ГКС» (предприятие) о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Шумиха, согласно которому Администрация закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество согласно приложению № 1 к договору (пункт 1.1). Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, предметом, целью и видами деятельности Предприятия, предусмотренными Уставом Предприятия, с ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации и настоящим договором (пункт 2.1).
Пунктом 2.1. Устава МУП «ГКС» установлено, что предприятие создано в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, а также банных услуг населению.
Для достижения указанные целей, предприятие осуществляет следующий виды деятельности, в том числе: сбор, очистку и распределение воды (пункт 2.2 Устава).
Из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 29 мая 2020 г. в отношении МУП «ГКС» следует, что предприятие создано 19 апреля 2017 года, его учредителем является муниципальное образование город Шумиха в лице Администрации города Шумихи. Основным видом деятельности предприятия указаны забор, очистка и распределение воды. Предприятие имеет лицензию на пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Таким образом, установлено, что в настоящее время услуги по водоснабжению и водоотведению населению на территории г. Шумихи предоставляются МУП «ГКС».
В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «ГКС» оказываются некачественные услуги по водоснабжению: в период с апреля 2020 г. по настоящее время подача холодной питьевой воды для жителей города Шумихи подается по графику в ограниченном количестве.
Данные обстоятельства не оспариваются представителями ответчиков и подтверждаются письменными материалами дела: обращениями жителей города Шумиха в прокуратуру Шумихинского района, постановлениями возбуждении дела об административном правонарушении от 14 июля 2020 г. в отношении должностного лица директора МУП «ГКС» и юридического лица МУП «ГКС» по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Согласно пунктам 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «в» пункта 3 названных Правил в качестве одного из условий предоставления коммунальных услуг потребителю установлено, что их предоставление осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг).
Принимая во внимание, что МУП «ГКС» не выполняет надлежащим образом вышеуказанную услугу по водоснабжению, вытекающую из Правил предоставления коммунальных услуг и публичного договора через присоединенную сеть, суд приходит к выводу о возложении на МУП «ГКС» обязанности по бесперебойному обеспечению потребителей города Шумихи водоснабжением.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского округа водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно статье 6 Устава муниципального образования города Шумиха Шумихинского района к вопросам местного значения города Шумиха относится, в том числе организация в границах города водоснабжения населения и водоотведения.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенными нормами права организация обеспечения водоснабжения населению относится к вопросам местного значения и возложена на органы местного самоуправления городского поселения, в рассматриваемом случае на администрацию города Шумихи.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что собственником сетей водоснабжения является муниципальное образование «город Шумиха», при этом сети находятся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия (МУП «ГКС»), созданного органом местного самоуправления с целью организации водоснабжения и водоотведения населения в границах города Шумихи. Организация водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации города Шумихи, однако ответчиком в нарушение положений закона не предприняты своевременные и достаточные меры по организации надлежащего водоснабжения населения, а поскольку МУП «ГСК» услуга по водоснабжению бесперебойно не оказывается, то оснований полагать, что Администрацией надлежащим образом организовано водоснабжение в границах населенного пункта, не имеется, следовательно, бездействие со стороны администрации города Шумихи является незаконным.
С учетом изложенного суд признает установленным факт ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него законом, в связи с чем приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию города Шумихи обязанности по надлежащей организации водоснабжения.
Возложение на МУП «ГКС» обязанности по предоставлению услуги по водоснабжению надлежащего качества населения в границах города Шумихи не освобождает органы местного самоуправления от выполнения функций по надлежащей организации водоснабжения, относящегося к вопросам местного значения.
Согласно действующему законодательству именно органы местного самоуправления должны организовать обеспечение населения водоснабжением и эта обязанность не ограничивается лишь созданием соответствующих предприятий.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором Шумихинского района Курганской области требования обоснованными, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что ограничение подачи водоснабжения, с учетом погодных условий, нарушает право жителей города Шумихи на здоровье и гигиену, влияет на эпидемиологическую безопасность среди городского населения, суд считает возможным удовлетворить ходатайство прокурора и обратить решение суда к немедленному исполнению в части возложения обязанностей по совершению действий каждым ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░