Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-8147/2020 от 30.01.2020

Судья Ярушевская В.В. Дело № 33а-8147/20

№ 2а-2174/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2020 года г.Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Горб Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова А.П. к управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по доверенности Удовичко И.Б. на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 3 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Кузнецов Алексей Петрович обратился в суд с административным иском к управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о признании незаконным отказа от 16 августа 2019 года № 2766 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; просил считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...>, расположенного в границах кадастрового квартала 23:35:101200, по адресу: <...>, вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения (код 2.7.1)», категория земель - земли населенных пунктов, выполненную АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23; установить, что данное решение является основанием для осуществления Межмуниципальным отделом по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю кадастрового учета земельного участка в границах, указанных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <...>м, расположенного в границах кадастрового квартала 23:35:101200, по адресу: <...>, вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения (код 2.7.1)», категория земель - земли населенных пунктов.

В обоснование заявленных требований Кузнецовым А.П. указано, что в июле 2019 года он обратился в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложением соответствующей схемы, выполненной кадастровыми инженерами АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», с указанием координат характерных точек, в целях дальнейшего проведения аукциона на право аренды земельного участка в кадастровом квартале 23:35:1012001, площадью <...>.м., расположенного по адресу: <...> По результатам рассмотрения заявления управлением по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район письмом от 16 августа 2019 года № 2766 ему было отказано в утверждении схемы расположения обозначенного земельного участка на кадастровом плане территории. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель Кузнецова А.П. уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в лице управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 16 августа 2019 года № 2766 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...>.м, расположенного в границах кадастрового квартала 23:35:101200, по адресу: <...> вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения (код 2.7.1)», категория земель - земли населенных пунктов, выполненную АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23.

Определением Усть-Лабинского районного суда от 22 ноября 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального образования Усть-Лабинский район.

Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда от 3 декабря 2019 года административный иск Кузнецова А.П. удовлетворен. Признан незаконным отказ администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в лице управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 16 августа 2019 года № 2766 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным. Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район обязана, с соблюдением требований статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...>.м, расположенного в границах кадастрового квартала 23:35:101200, по адресу: <...>, вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения (код 2.7.1)», категория земель - земли населенных пунктов, выполненную АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по доверенности Удовичко И.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Кузнецов А.П., представитель управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, представитель администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, представитель межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно пункту 3.1 раздела 2 Положения об управлении по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, утвержденного решением Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от 27 октября 2016 года № 4 (протокол № 19), полномочия по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 января 2017 года муниципалитетом возложены на управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, являющееся юридическим лицом.

Пунктом 2.2.1 административного регламента администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 19 апреля 2017 года № 446, определено, что уполномоченным органом администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по предоставлению обозначенной муниципальной услуги является управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан.

Порядок проведения аукциона, а также образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина установлен пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании части 1, 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, и следует из договора выполнения землеустроительных работ от 1 июля 2019 года № 2360/1907/000679, что кадастровыми инженерами АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за счет средств Кузнецова А.П. была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:35:1012001, площадью <...>.м., расположенного по адресу: <...>. Подготовка указанной схемы осуществлена исполнителем с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, а также картографического материала масштаба 1:1200. Обозначенная схема на бумажном носителе была приложена к поданному Кузнецовым А.П. заявлению 4 июля 2019 года, что административным ответчиком не оспаривается.

Сведения о местоположении границ и площади, указанного в схеме земельного участка в Государственном кадастре недвижимости как на дату подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, так и на дату подачи настоящего иска отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности формирования земельного участка, как расположенного на существующей производственной территории, на территории зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, а также в зоне предприятий производств и объектов III класса опасности, СЗЗ 300 м (П-3), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку установлено, что на дату подачи Кузнецовым А.П. заявления о согласовании схемы расположения земельного участка администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район подготовлены изменения в Генеральный план Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района, где обозначенный земельный участок расположен в «Зоне транспортной инфраструктуры» (постановление администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 20 декабря 2018 № 1147), в связи с чем, управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район письмом от 10 июля 2019 года № 1537 дало положительное заключение об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровых кварталах № 23:35:1012001 и № 23:35:1001004 ориентировочной площадью <...>м., расположенного по адресу: <...> видом разрешенного использования «объекты гаражного назначения (код 2.7.1)».

Более того, согласно сведениям ИСОГД, содержащимся в разделе IV Правил землепользования и застройки Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района от 16 августа 2019 года, территория в кадастровом квартале 23:35:1012001, 23:35:1001004, спорный земельный участок относится к территориальной зоне: П-3 «Зона производственных объектов III класса опасности, СЗЗ 300 м». В данной территориальной зоне вид разрешённого использования «объекты гаражного назначения» входит в основные виды разрешенного использования.

Административными ответчиками не представлено доказательств нахождения на территории испрашиваемого земельного участка зеленых насаждений, внесенных администрацией Ладожского сельского поселения в Реестр зеленых насаждений Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района в соответствии с Законом Краснодарского края от 23 апреля 2013 года № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае». Соответственно в рассматриваемом случае предусмотренные генеральным планом зеленые насаждения являются зелеными насаждения специального назначения и санитарно-защитным озеленением от автодорог.

При этом, в силу пункта 5.3 раздела V Режим территории санитарно- защитной зоны СанПина 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства допускается размещать нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Размещение таких объектов как гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, которые в том числе включают в себя зеленые насаждения специального назначения, не противоречит Генеральному плану Ладожского сельского поселения, утвержденному решением Совета Ладожского сельского поселения Усть- Лабинского района № 3 (протокол № 24) от 4 апреля 2011 года (редакция от 20 сентября 2018 года № 4 протокол № 57), и действующему законодательству.

Таким образом, доводы административных ответчиков о невозможности образования испрашиваемого земельного участка своего правового подтверждения при рассмотрении дела не нашли.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым относятся: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Доводы апелляционной жалобы о наличие на испрашиваемом земельном участке опор линии электропередачи и гравийной дороги необоснованна, поскольку ответчиками не предоставлено доказательств, что на обозначенном земельном участке при его формировании не может быть установлен сервитут (публичный сервитут), не препятствующий разрешенному использованию участка (пункт 1 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что основания отказа в утверждении схемы, которые указаны в письме управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 16 августа 2019 года № 2766 действующим законодательством не предусмотрены.

Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, решение уполномоченных органов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является основанием для его последующего формирования, кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участка в соответствии с установленной процедурой, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Однако, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории лишает заинтересованное лицо дальнейшей возможности реализации иных, обусловленным законом, обязанностей по реализации такого права, а именно, осуществления государственного кадастрового учета формируемого земельного участка, а также дальнейшего участив в процедуре торгов и приобретения права заинтересованного лица в отношении сформированного земельного участка.

В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалуемый отказ администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в лице управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 16 августа 2019 года № 2766 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает права и законные интересы административного Кузнецова А.П., а именно препятствует в оформлении прав на земельный участок по правилам статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, является незаконным.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...> расположенного в границах кадастрового квартала 23:35:101200, по адресу: <...>

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 3 декабря 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по доверенности Удовичко И.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-8147/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузнецов А.П.
Ответчики
АМО г. Усть-Лабинск
Управление по вопросам зем. отношений и учета муниц. собственности АМО
Другие
МО УФСГРКК по КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Ефименко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
30.01.2020Передача дела судье
27.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее