Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-309/2021 (2-2950/2020;) ~ М-2658/2020 от 03.12.2020

Дело № 2-309/2021

УИД № 61RS0002-01-2020-006914-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2021 года г. Ростова-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яценко К.С.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика Сахарчук Т.В. по доверенности от 30.12.2020 года, сроком действия по 31.12.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о перерасчете размера пенсии,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону о перерасчете размера пенсии, указал в обоснование иска на то, что он является получателем досрочной пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку № 2 с 10 февраля 2019 года. Пенсия ему была назначена по решению Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону, размер которой по расчетам пенсионного органа составил 9 464, 13 рублей, выплаты указанной пенсии он начал получать в 2020 году.

Не согласившись с исчисленным размером пенсии, ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением, в котором просил разобраться в правильности размера назначенной пенсии, так как для начисления пенсии им была представлена справка о зарплате за пять лет работы на Крайнем Севере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., как наиболее выгодная, по его мнению.

Согласно указанной справке, коэффициент соотношения среднего заработка истца ФИО2 к среднемесячной зарплате по стране за тот же период составил 3,297, однако пенсионный орган применил ограничение такого отношения размером 1,2, что, по мнению истца, является неправильным.

ФИО2 также считает, что, поскольку заработная плата начислялась за его работу в районах Крайнего Севера, то пенсионным органом должен быть применен повышенный коэффициент, а именно 1,8, который был определен на тот момент в соответствующем регионе Крайнего Севера.

Истец также считает незаконным тот факт, что при исчислении размера его пенсии пенсионным органом не были учтены страховые взносы за период работы истца с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. на Донецкой железной дороге. Вместе с тем, в течение указанного периода страховые взносы уплачивались регулярно и в полном объеме в Пенсионный фонд Украины.

По приведенным в исковом заявлении доводам истец ФИО2 полагает расчет страховой пенсии, применяемый УПФР в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону, не основанным на законе, в связи с чем просит суд учесть указанные им в исковом заявлении обстоятельства и обязать УПФР в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону произвести перерасчет размера его пенсии, начиная с февраля 2019 года.

На основании Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07.09.2020г. № 636п произошла реорганизация некоторых территориальных органов ПФР в Ростовской области, в том числе в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, путем присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, которое в свою очередь переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону (межрайонное).

Сведения о реорганизации ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону также внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ.

В связи с проведенной реорганизацией ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону судом, с согласия истца ФИО2, в порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону на надлежащего ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону (межрайонное).

Истец ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные по содержанию приведенным в обоснование иска, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Сахарчук Т.В., действующая на основании доверенности от 30.12.2020г. сроком действия по 31.12.2021г., в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявления, приобщенные к материалам дела, и просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что страховая пенсия истцу выплачивается в строгом соответствии с нормами пенсионного законодательства, регулирующего порядок расчета страховых пенсий, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии не имеется.

Суд, заслушав в судебном заседании истца и представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам по делу.

Истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в УПФР и с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».

Указанный вид досрочной пенсии по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Из материалам пенсионного дела , которое обозревалось судом в судебном заседании, с учетом решения Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.11.2019г. по гражданскому делу № 2-2989/2019 по исковому заявлению ФИО2 к ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону о признании решения комиссии незаконным, обязании включить в страховой стаж период работы, у ФИО2 имеется: страховой стаж - 30 лет 07 месяцев 12 дней; специальный стаж по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ - 17 лет 0 месяцев 29 дней; стаж в районах Крайнего Севера - 08 лет 11 месяцев 13 дней.

Из текста искового заявления и пояснений истца усматривается, что ФИО2 полагает необходимым произвести расчет страховой пенсии с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, а именно в размере 1,8, как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера.

Между тем, оснований согласиться с позицией истца в данном случае у суда не имеется, по следующим основаниям.

С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации действует федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. (далее по тексту – Федеральный закон № 400-ФЗ). Со дня вступления в силу указанного закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.

В силу п.10 ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ при определении размера страховой пенсии по старости, участвующий в расчете пенсии при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКс) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии) исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – закон № 173-ФЗ).

Таким образом, расчет страховой пенсии идентичен расчету трудовой пенсии и регулируется нормами Федерального закона № 173-ФЗ.

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173 -ФЗ, в соответствии с которым:

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где:

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003г. № 22 утверждено Разъяснение от 22.04.2003г. № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей».

В пункте 1 данного Разъяснения указано, что «повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 закона от 17.12.2001г., применяется (независимо от вида пенсии):

- для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для лиц независимо от места их жительства – мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет».

Из материалов пенсионного дела истца , которое обозревалось судом в судебном заседании, в том числе сведений, отраженных в трудовой книжке истца , усматривается, что ФИО2 работал на территории <адрес>, которая относится к районам Крайнего Севера, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 (в редакции от 03.01.1983г. № 12 с изменениями и дополнениями).

Общая продолжительность трудового стажа ФИО2 в районах Крайнего Севера составила 08 лет 11 месяцев 13 дней.

Для расчета размера страховой пенсии ФИО2 приняты сведения о заработной плате за 60 месяцев подряд, начиная с мая 1987 года, указанные в архивных справках от 09.10.2018г. № 408-2018/С и № 409-2018/С.

По указанным справкам фактическое отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составляет 3,297, которое при расчете пенсии ограничивается размером 1,2.

Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при расчете страховой пенсии ФИО2 применению не подлежит, так как стаж работы истца ФИО2 в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет (08 лет 11 месяцев 13 дней).

Таким образом, действия пенсионного органа, который при расчете страховой пенсии ФИО2 имеющееся фактическое отношение заработков (среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации) в размере 3,297, производит ограничение размером 1,2, согласуются с вышеприведенными правовыми нормами.

Не подлежат удовлетворению также исковые требования ФИО2 о расчете страховой пенсии по старости с учетом страховых взносов, которые уплачивались с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. в Пенсионный фонд Украины, по следующим основаниям.

Из материалов пенсионного дела истца , которое обозревалось судом в судебном заседании, следует, что истец ФИО2 работал в структурном подразделении «Волновахская дистанция электроснабжения» регионального филиала «Донецкая железная дорога» акционерного общества «Украинская железная дорога» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные периоды работы включены в страховой и в специальный стаж истца ФИО2 на основании вступившего в законную силу решения Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.11.2019г. № 2-2989/2019, что дало право на назначение истцу ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости.

По сведениям, представленным Пенсионным фондом Украины в справке от 12.03.2019г. № 7344/04-22, персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования ведется с 2000 года, соответственно, сведения об уплате взносов на государственное пенсионное страхование за период до 2000 года в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования отсутствуют.

Согласно справки Пенсионного фонда Украины от 12.03.2019г. № 655/4, в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования Пенсионного фонда Украины имеется информация об уплате взносов на государственное пенсионное страхование в отношении ФИО2 за период с 01.01.2000г. по 03.09.2014г. Волновахская дистанция электроснабжения ГП «Донецкая железная дорога». Информации о конкретных размерах и суммах страховых взносов не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых взносах» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Украина является государством участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее по тесту – Соглашение).

Согласно статье 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Вместе с тем, порядок определения размера страховой части страховой пенсии в Соглашении не предусмотрен.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых взносах» при определении размера страховой пенсии учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент, который определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (далее по тексту – ИПКс) и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01 января 2015 года (далее по тексту – ИПКн).

Как было указано выше, величина ИПКс определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014г. по нормам Федерального закона № 173-ФЗ (ч.10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ).

При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 173-ФЗ базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал – учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу названного Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Согласно части 11 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ, величина ИПКн исчисляется исходя из суммы ИПК, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные, начиная с 01 января 2015 года, отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, законодательство Российской Федерации и нормы Соглашения не предусматривают исчисление размера пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных с 01.01.2002г., исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств.

При этом размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002г., может быть рассчитан с учетом заработной платы и трудового стажа, приобретенного на территории Украины, имевшего место до указанной даты, а с 01.01.2002г. - только с учетом начисленных (уплаченных) страховых вносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанная правовая позиция отражена также в Письме исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.04.2020г. № 09-24/7827 и письме Отделения ПФР по Ростовской области от 17.04.2020г. № ОНВП-26-433-367.

Для расчета страховой пенсии ФИО2 учтены все страховые взносы, отраженные на его индивидуальном лицевом счете.

При этом данных о начисленных (уплаченных) страховых взносах за период с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. в индивидуальном лицевом счете истца не имеется.

По приведенным мотивам суд приходит к выводу о том, что указанные истцом в обоснование иска обстоятельства, вопреки мнению истца, не свидетельствуют о неправильном исчислении пенсионным органом размера пенсии истца, напротив, размер страховой пенсии по старости истца ФИО2 исчислен пенсионным органом верно, в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, и выплачивается в полном объеме, правовых оснований для перерасчета размера пенсии по приведенным истцом доводам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.02.2021

2-309/2021 (2-2950/2020;) ~ М-2658/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колесов Анатолий Георгиевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление ПФР в ЖД районе г. Ростова-на-Дону
ГУ УПФР в г.Ростове-на-Дону (межрайонное)
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Новикова Илонна Викторовна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--ros.sudrf.ru
03.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2021Дело оформлено
11.06.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее