Дело №2-1324/2021
УИД 18RS0003-01-2020-004296-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Исаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ВВН к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании приказа о снятии с учета, прекращении выплаты пособия по безработице незаконным, выплате пособия по безработице, компенсации морального вреда,
установил:
ВВН (далее – истец) обратился в суд с иском к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» (далее – ответчик) о признании приказа о снятии с учета, прекращении выплаты пособия по безработице незаконным, выплате пособия по безработице, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы следующим.
<дата> истец обратился в Центр занятости населения <адрес>, где был зарегистрирован в поисках подходящей работы. В этот же день признан безработным. <дата> он получил пособие по безработице в размере 3 244,35 руб.
В начале сентября 2020 года истца пригласили для отметки, пояснили, что он «мошенник» и что обманным путем получил пособие по безработице, сообщили, что снимут с учета.
<дата> выдали справку <номер>, согласно которой безработным истец был принят приказом <номер> от <дата>. Снят с учета с <дата> приказом 252Д984,201055 от <дата>. Причина снятия с учета – попытка получения или получение пособия обманным путем. С <дата> выплата пособия прекращена. Истцу в устной форме пояснили, что он не имеет постоянной регистрации в связи с чем, не может иметь статус безработного и соответственно ему неправомерно начислили пособие по безработице.
Истцом ответчику было предъявлено свидетельство о регистрации по месту пребывания <номер> от <дата> о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 01.10.2019г. по <дата>, постоянной регистрации не имеет. Ответчиком указанные документы проигнорированы.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит признать незаконным приказ ответчика <номер> от <дата> о снятии с учета в качестве безработного, прекращении выплаты по безработице, взыскать с ответчика пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 16 774,68 руб., взыскать компенсацию произведенных затрат на судебные расходы в размере 3 000 руб.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные истец ВВН, третье лицо – прокурор <адрес> УР. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных участников судебного разбирательства.
Представитель ответчика ДПА, действующий на основании доверенности, представил возражение на исковое заявление, согласно которому не признает исковые требования.
Ранее в судебном заседании истец просил удовлетворить заявленные требования. Представитель третьего лица – помощник прокурора <адрес> УР ПИЛ требования истца считала подлежащими удовлетворению
Выслушав стороны, изучив и проанализировав представленные ими доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов гражданского дела следует, что <дата> через портал «Работа в России» ВВН в электронной форме обратился в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН <адрес>» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и заявлением на получение пособия по безработице.
На основании предоставленных истцом сведений было принято решение признать его безработным с назначением пособия по безработице.
Приказом от <дата> <номер> ВВН был признан безработным и приказом от 11.08.2020г. <номер>Д132/201055 ВВН было начислено с 03.08.2020г. пособие по безработице.
В ходе проверки представленных ВВН документов и сведений было установлено, что ВВН по адресу: <адрес>105, указанному в заявлении, зарегистрирован по месту пребывания на срок с 01.10.2019г. по 30.09.2022г.
На основании Приказа <номер> от 08.09.2020г. ВВН прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 03.08.2020г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
На основании Приказа <номер> 08.09.2020г. ВВН снят с регистрационного учета с 03.08.2020г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с Приказом <номер> от 08.09.2020г. не осуществляется выплата пособия по безработице ВВН 1 день с 03.08.2020г. по 03.08.2020г.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, а также Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.
На период с 09.04.2020 по 31.12.2020 действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В силу пункта 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Запрос иных сведений начал производится с 01.06.2020 (пункт 4 (1) Временных правил).
Согласно п. п. 8, 9 Временных правил регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.
Из объяснений представителя ответчика следует, что в заявлении, поданном ВВН в электронной форме, необходимо было указать адрес регистрации по месту жительства, сведения о котором содержатся в паспорте гражданина Российской Федерации, при этом место пребывания не является местом жительства гражданина.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из анализа указанных правовых норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Наличие или отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 2-П, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г.N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
В судебном заседании было установлено, подтверждено материалами дела, в частности свидетельством о регистрации по месту пребывания <номер> от <дата>, что ВВН, <дата> г.р. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 01.10.2019г. по 30.09.2022г.
Согласно справкам ПВК, ВАН, БЭЯ, КЮА - ВВН в течение длительного времени проживает по адресу <адрес>
Таким образом, в судебном заседании было установлено, подтверждено материалами дела, что истец с 2008 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, следовательно, истец незаконно был снят с регистрационного учета в качестве безработного.
Таким образом, тот факт, что на момент обращения ВВН с заявлением, поданным в электронной форме у него имелась регистрация по месту пребывания и именно данный адрес был указан в качестве адреса места жительства, не должен ограничивать его конституционные права.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ВВН о признании незаконным приказа КУ УР «Республиканский центр занятости населения» Филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН <адрес>» о снятии его с регистрационного учета являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пособия по безработице за период с 03.08.2020г. по 02.11.2020г. в размере 16 774,68 руб. Суд соглашается с представленным истцом расчетом.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по составлению искового заявления в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ВВН к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» удовлетворить.
Признать незаконным приказ ответчика <номер> от <дата> о снятии с учета в качестве безработного, прекращении выплаты по безработице незаконным, взыскать с ответчика пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 16 774,68 руб., взыскать компенсацию произведенных затрат на судебные расходы в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2021 года
Председательствующий судья М.В. Шахтин