Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1324/2021 (2-4267/2020;) ~ М-3357/2020 от 21.09.2020

Дело №2-1324/2021

УИД 18RS0003-01-2020-004296-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года                                                       г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шахтина М.В.,

при секретаре Исаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ВВН к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании приказа о снятии с учета, прекращении выплаты пособия по безработице незаконным, выплате пособия по безработице, компенсации морального вреда,

установил:

ВВН (далее – истец) обратился в суд с иском к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» (далее – ответчик) о признании приказа о снятии с учета, прекращении выплаты пособия по безработице незаконным, выплате пособия по безработице, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы следующим.

<дата> истец обратился в Центр занятости населения <адрес>, где был зарегистрирован в поисках подходящей работы. В этот же день признан безработным. <дата> он получил пособие по безработице в размере 3 244,35 руб.

В начале сентября 2020 года истца пригласили для отметки, пояснили, что он «мошенник» и что обманным путем получил пособие по безработице, сообщили, что снимут с учета.

<дата> выдали справку <номер>, согласно которой безработным истец был принят приказом <номер> от <дата>. Снят с учета с <дата> приказом 252Д984,201055 от <дата>. Причина снятия с учета – попытка получения или получение пособия обманным путем. С <дата> выплата пособия прекращена. Истцу в устной форме пояснили, что он не имеет постоянной регистрации в связи с чем, не может иметь статус безработного и соответственно ему неправомерно начислили пособие по безработице.

Истцом ответчику было предъявлено свидетельство о регистрации по месту пребывания <номер> от <дата> о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 01.10.2019г. по <дата>, постоянной регистрации не имеет. Ответчиком указанные документы проигнорированы.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит признать незаконным приказ ответчика <номер> от <дата> о снятии с учета в качестве безработного, прекращении выплаты по безработице, взыскать с ответчика пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 16 774,68 руб., взыскать компенсацию произведенных затрат на судебные расходы в размере 3 000 руб.

В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные истец ВВН, третье лицо – прокурор <адрес> УР. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных участников судебного разбирательства.

Представитель ответчика ДПА, действующий на основании доверенности, представил возражение на исковое заявление, согласно которому не признает исковые требования.

Ранее в судебном заседании истец просил удовлетворить заявленные требования. Представитель третьего лица – помощник прокурора <адрес> УР ПИЛ требования истца считала подлежащими удовлетворению

Выслушав стороны, изучив и проанализировав представленные ими доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов гражданского дела следует, что <дата> через портал «Работа в России» ВВН в электронной форме обратился в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН <адрес>» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и заявлением на получение пособия по безработице.

На основании предоставленных истцом сведений было принято решение признать его безработным с назначением пособия по безработице.

Приказом от <дата> <номер> ВВН был признан безработным и приказом от 11.08.2020г. <номер>Д132/201055 ВВН было начислено с 03.08.2020г. пособие по безработице.

В ходе проверки представленных ВВН документов и сведений было установлено, что ВВН по адресу: <адрес>105, указанному в заявлении, зарегистрирован по месту пребывания на срок с 01.10.2019г. по 30.09.2022г.

На основании Приказа <номер> от 08.09.2020г. ВВН прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 03.08.2020г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

На основании Приказа <номер> 08.09.2020г. ВВН снят с регистрационного учета с 03.08.2020г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

В соответствии с Приказом <номер> от 08.09.2020г. не осуществляется выплата пособия по безработице ВВН 1 день с 03.08.2020г. по 03.08.2020г.

Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, а также Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.

На период с 09.04.2020 по 31.12.2020 действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В силу пункта 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).

Запрос иных сведений начал производится с 01.06.2020 (пункт 4 (1) Временных правил).

Согласно п. п. 8, 9 Временных правил регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.

Из объяснений представителя ответчика следует, что в заявлении, поданном ВВН в электронной форме, необходимо было указать адрес регистрации по месту жительства, сведения о котором содержатся в паспорте гражданина Российской Федерации, при этом место пребывания не является местом жительства гражданина.

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из анализа указанных правовых норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Наличие или отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 2-П, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г.N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).

Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

В судебном заседании было установлено, подтверждено материалами дела, в частности свидетельством о регистрации по месту пребывания <номер> от <дата>, что ВВН, <дата> г.р. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 01.10.2019г. по 30.09.2022г.

Согласно справкам ПВК, ВАН, БЭЯ, КЮА - ВВН в течение длительного времени проживает по адресу <адрес>

Таким образом, в судебном заседании было установлено, подтверждено материалами дела, что истец с 2008 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, следовательно, истец незаконно был снят с регистрационного учета в качестве безработного.

Таким образом, тот факт, что на момент обращения ВВН с заявлением, поданным в электронной форме у него имелась регистрация по месту пребывания и именно данный адрес был указан в качестве адреса места жительства, не должен ограничивать его конституционные права.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ВВН о признании незаконным приказа КУ УР «Республиканский центр занятости населения» Филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН <адрес>» о снятии его с регистрационного учета являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пособия по безработице за период с 03.08.2020г. по 02.11.2020г. в размере 16 774,68 руб. Суд соглашается с представленным истцом расчетом.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по составлению искового заявления в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ВВН к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» удовлетворить.

Признать незаконным приказ ответчика <номер> от <дата> о снятии с учета в качестве безработного, прекращении выплаты по безработице незаконным, взыскать с ответчика пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 16 774,68 руб., взыскать компенсацию произведенных затрат на судебные расходы в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2021 года

Председательствующий судья                          М.В. Шахтин

2-1324/2021 (2-4267/2020;) ~ М-3357/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Виталий Николаевич
Ответчики
КУ УР "Республиканский центр занятости населения"
Другие
Прокурор Устиновского района г.Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Шахтин Михаил Викторович
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
21.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.11.2020Предварительное судебное заседание
30.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.02.2021Предварительное судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
26.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Дело оформлено
24.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее