Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4893/2019 ~ М-3085/2019 от 19.06.2019

ДЕЛО № 2а-4893/19

(№ 2а-4894/19)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи     Оробинской О.В.,

при секретаре             Шаповаловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гурова М.В. к Администрации Пичаевского района Тамбовской области, Администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка, признании недействительными результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru,

у с т а н о в и л :

Гуров М.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Пичаевского района Тамбовской области, в котором просит признать незаконными действия Администрации Пичаевского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка, расположенного: Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок № 10, общей площадью 61000 кв.м, в границах кадастрового квартала (№), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства; признать результаты подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 200219/0121812/03 от 20.02.2019, о намерении передачи в собственность земельного участка недействительными.

Свои требования мотивирует тем, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о предоставлении в собственность за плату земельного участка: Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок (№), общей площадью 61000 кв.м, в границах кадастрового квартала (№), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства. Административным истцом на адрес официальной электронной почты Администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе. Однако данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки – на бумажном носителе (л.д. 6-8).

По аналогичным основаниям Гуров М.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского района Тамбовской области и просит признать незаконными действия Администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения): Тамбовская область, Сосновский район, с. Хлебниково, земельный участок (№); признать результаты подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019, о намерении передачи в собственность земельного участка недействительными (л.д. 50-52).

Определением суда от 18.07.2019г. административные дела по административным искам Гурова М.В. к Администрациям Пичаевского и Сосновского районам Тамбовской области объединены в одно производство (л.д. 41-42).

Определением суда от 16.08.2019г., занесенным в протокол судебного заседания (л.д. 139-140), к участию в деле качестве заинтересованного лица привлечен Денисов В.Н., которому на основании Постановления Администрации Сосновского района Тамбовской области от 28.03.2019г. № 196 предварительно согласовано предоставление без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 600 кв.м расположенного: Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельсовет, с. Хлебниково, земельный участок (№) (л.д. 109-111).

Определением суда от 12.09.2019г., занесенным в протокол судебного заседания (л.д. 153-154), к участию в деле качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйков А.С., которому на основании Постановления Администрации Пичаевского района Тамбовской области от 28.03.2019г. № 205 предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 61000 кв.м расположенного Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок (№) (л.д. 151-152).

Административный истец Гуров М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Администрация Пичаевского района Тамбовской области своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 26-32, 121-124).

Административный ответчик Администрация Сосновского района Тамбовской области своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 69-74, 102-104).

Заинтересованные лица Денисов В.Н., ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйков А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Администрацией Пичаевского района Тамбовской области (организатор торгов) на сайте www.torgi.gov.ru 20.02.2019г. размещено извещение № 200219/0121812/03 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе о возможном предоставлении в собственность для сельскохозяйственного производства за плату земельного участка, расположенного: Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок (№), общей площадью 61000 кв.м (л.д. 14-16).

Гуровым М.В. 22.03.2019г. было подано заявление о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту Администрации Пичаевского района Тамбовской области и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 11,12, 13).

Ответом от 22.03.2019г. Администрации Пичаевского района Тамбовской области Гурову М.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в письменной форме (л.д. 17).

Так же из установленных по делу обстоятельств следует, что Администрацией Сосновского района Тамбовской области (организатор торгов) на сайте www.torgi.gov.ru 21.02.2019г. размещено извещение № 210219/0535181/01 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного: Тамбовская область, Сосновский район, с. Хлебниково, земельный участок (№), общей площадью 600 кв.м (л.д. 58-60).

Гуровым М.В. 22.03.2019г. было подано заявление о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту Администрации Сосновского района Тамбовской области и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 55, 56, 57).

Ответом от 23.03.2019г. Администрации Сосновского района Тамбовской области Гурову М.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе лично или через законного представителя при посещении администрации Сосновского района Тамбовской области (л.д. 61).

Земельным кодексом Российской Федерации установлены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельным кодексом РФ установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются: гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Из изложенного следует, что земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения о предоставлении земельного участка для данных целей следует рассматривать как часть этой процедуры.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлен определенный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Этот порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В этом случае, администрация должна учитывать требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливает основы обеспечения добросовестной конкуренции и иных субъектов при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 135-ФЗ следует, что орган местного самоуправления при размещении извещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны – не ограничивало количество участников аукциона.

Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.

Из материалов дела следует, что Администрация Сосновского района Тамбовской области в извещении указала адрес и способ подачи заявлений: лично или через законного представителя при посещении администрации Сосновского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная, д. 213 в рабочие дни с понедельника по пятницу, с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут.

Таким образом, суд считает, что Администрация Сосновского района Тамбовской области, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично или путем личного присутствия законного представителя, а, соответственно, поступившие иным способом заявления не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить свое личное участие (личное участие законного представителя) в подаче заявления по иным причинам.

    В этой связи возражения Администрации Сосновского района Тамбовской области о том, что уполномоченный орган вправе самостоятельно определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе, суд оценивает критически.

Вместе с тем, суд считает, что Администрацией Пичаевского района Тамбовской области таких нарушений допущено не было, поскольку в извещении были определены адрес и способ подачи заявлений: заявления о намерении участвовать в аукционе принимаются в письменной форме (заявления, поданные в иной форме, приему и регистрации не подлежат) в рабочие дни (с 08-00 до 12-00 и с 13-00до 16-00): с 21 февраля 2019 года по 22 марта 2019 года включительно, по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Пролетарская, д. 20 (2 этаж, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района). О необходимости подачи заявления лично в извещении не указано. С учетом того, что извещение № 200219/0121812/03 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе было размещено администрацией заблаговременно 20.02.2019г., у административного истца имелась возможность направить почтой на бумажном носителе собственноручно написанное заявление о намерении участвовать в аукционе. В связи с чем требования административного истца о признании незаконными действий Администрации Пичаевского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Однако, поскольку административным истцом оспаривается только непосредственно процедура принятия заявок о намерении участвовать в аукционе и не заявляется о нарушении его иных прав, в силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ сам факт признания судом незаконными действий Администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления Гурова М.В. о намерении участвовать в аукционе земельного участка является достаточным для восстановления нарушенных прав административного истца и не требует возложения каких-либо еще обязанностей на административного ответчика, поэтому административные исковые требования о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019, о намерении передачи в собственность земельного участка недействительными удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Гурова М.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления Гурова М.В., поданного 22.03.2019г. в форме электронного документа на официальную электронную почту Администрации Сосновского района Тамбовской области, о намерении участвовать в аукционе о предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения): Тамбовская область, Сосновский район, с. Хлебниково, земельный участок (№).

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Гурова М.В. к Администрации Сосновского района Тамбовской области и в удовлетворении административных исковых требований к Администрации Пичаевского района Тамбовской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                              О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2019г.

ДЕЛО № 2а-4893/19

(№ 2а-4894/19)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи     Оробинской О.В.,

при секретаре             Шаповаловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гурова М.В. к Администрации Пичаевского района Тамбовской области, Администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка, признании недействительными результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru,

у с т а н о в и л :

Гуров М.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Пичаевского района Тамбовской области, в котором просит признать незаконными действия Администрации Пичаевского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка, расположенного: Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок № 10, общей площадью 61000 кв.м, в границах кадастрового квартала (№), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства; признать результаты подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 200219/0121812/03 от 20.02.2019, о намерении передачи в собственность земельного участка недействительными.

Свои требования мотивирует тем, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о предоставлении в собственность за плату земельного участка: Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок (№), общей площадью 61000 кв.м, в границах кадастрового квартала (№), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства. Административным истцом на адрес официальной электронной почты Администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе. Однако данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки – на бумажном носителе (л.д. 6-8).

По аналогичным основаниям Гуров М.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского района Тамбовской области и просит признать незаконными действия Администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения): Тамбовская область, Сосновский район, с. Хлебниково, земельный участок (№); признать результаты подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019, о намерении передачи в собственность земельного участка недействительными (л.д. 50-52).

Определением суда от 18.07.2019г. административные дела по административным искам Гурова М.В. к Администрациям Пичаевского и Сосновского районам Тамбовской области объединены в одно производство (л.д. 41-42).

Определением суда от 16.08.2019г., занесенным в протокол судебного заседания (л.д. 139-140), к участию в деле качестве заинтересованного лица привлечен Денисов В.Н., которому на основании Постановления Администрации Сосновского района Тамбовской области от 28.03.2019г. № 196 предварительно согласовано предоставление без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 600 кв.м расположенного: Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельсовет, с. Хлебниково, земельный участок (№) (л.д. 109-111).

Определением суда от 12.09.2019г., занесенным в протокол судебного заседания (л.д. 153-154), к участию в деле качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйков А.С., которому на основании Постановления Администрации Пичаевского района Тамбовской области от 28.03.2019г. № 205 предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 61000 кв.м расположенного Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок (№) (л.д. 151-152).

Административный истец Гуров М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Администрация Пичаевского района Тамбовской области своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 26-32, 121-124).

Административный ответчик Администрация Сосновского района Тамбовской области своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 69-74, 102-104).

Заинтересованные лица Денисов В.Н., ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйков А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Администрацией Пичаевского района Тамбовской области (организатор торгов) на сайте www.torgi.gov.ru 20.02.2019г. размещено извещение № 200219/0121812/03 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе о возможном предоставлении в собственность для сельскохозяйственного производства за плату земельного участка, расположенного: Тамбовская область, Пичаевский район, Липовский сельсовет, земельный участок (№), общей площадью 61000 кв.м (л.д. 14-16).

Гуровым М.В. 22.03.2019г. было подано заявление о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту Администрации Пичаевского района Тамбовской области и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 11,12, 13).

Ответом от 22.03.2019г. Администрации Пичаевского района Тамбовской области Гурову М.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в письменной форме (л.д. 17).

Так же из установленных по делу обстоятельств следует, что Администрацией Сосновского района Тамбовской области (организатор торгов) на сайте www.torgi.gov.ru 21.02.2019г. размещено извещение № 210219/0535181/01 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного: Тамбовская область, Сосновский район, с. Хлебниково, земельный участок (№), общей площадью 600 кв.м (л.д. 58-60).

Гуровым М.В. 22.03.2019г. было подано заявление о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту Администрации Сосновского района Тамбовской области и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 55, 56, 57).

Ответом от 23.03.2019г. Администрации Сосновского района Тамбовской области Гурову М.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе лично или через законного представителя при посещении администрации Сосновского района Тамбовской области (л.д. 61).

Земельным кодексом Российской Федерации установлены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельным кодексом РФ установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются: гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Из изложенного следует, что земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения о предоставлении земельного участка для данных целей следует рассматривать как часть этой процедуры.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлен определенный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Этот порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В этом случае, администрация должна учитывать требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливает основы обеспечения добросовестной конкуренции и иных субъектов при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 135-ФЗ следует, что орган местного самоуправления при размещении извещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны – не ограничивало количество участников аукциона.

Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.

Из материалов дела следует, что Администрация Сосновского района Тамбовской области в извещении указала адрес и способ подачи заявлений: лично или через законного представителя при посещении администрации Сосновского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная, д. 213 в рабочие дни с понедельника по пятницу, с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут.

Таким образом, суд считает, что Администрация Сосновского района Тамбовской области, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично или путем личного присутствия законного представителя, а, соответственно, поступившие иным способом заявления не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить свое личное участие (личное участие законного представителя) в подаче заявления по иным причинам.

    В этой связи возражения Администрации Сосновского района Тамбовской области о том, что уполномоченный орган вправе самостоятельно определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе, суд оценивает критически.

Вместе с тем, суд считает, что Администрацией Пичаевского района Тамбовской области таких нарушений допущено не было, поскольку в извещении были определены адрес и способ подачи заявлений: заявления о намерении участвовать в аукционе принимаются в письменной форме (заявления, поданные в иной форме, приему и регистрации не подлежат) в рабочие дни (с 08-00 до 12-00 и с 13-00до 16-00): с 21 февраля 2019 года по 22 марта 2019 года включительно, по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Пролетарская, д. 20 (2 этаж, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района). О необходимости подачи заявления лично в извещении не указано. С учетом того, что извещение № 200219/0121812/03 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе было размещено администрацией заблаговременно 20.02.2019г., у административного истца имелась возможность направить почтой на бумажном носителе собственноручно написанное заявление о намерении участвовать в аукционе. В связи с чем требования административного истца о признании незаконными действий Администрации Пичаевского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Однако, поскольку административным истцом оспаривается только непосредственно процедура принятия заявок о намерении участвовать в аукционе и не заявляется о нарушении его иных прав, в силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ сам факт признания судом незаконными действий Администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления Гурова М.В. о намерении участвовать в аукционе земельного участка является достаточным для восстановления нарушенных прав административного истца и не требует возложения каких-либо еще обязанностей на административного ответчика, поэтому административные исковые требования о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019, о намерении передачи в собственность земельного участка недействительными удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Гурова М.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления Гурова М.В., поданного 22.03.2019г. в форме электронного документа на официальную электронную почту Администрации Сосновского района Тамбовской области, о намерении участвовать в аукционе о предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения): Тамбовская область, Сосновский район, с. Хлебниково, земельный участок (№).

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Гурова М.В. к Администрации Сосновского района Тамбовской области и в удовлетворении административных исковых требований к Администрации Пичаевского района Тамбовской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                              О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2019г.

1версия для печати

2а-4893/2019 ~ М-3085/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гуров Михаил Владимирович
Ответчики
Администрация Сосновского района Тамбовской области
Администарция Пичаевского района Тамбовской области
Другие
Денисов Владимир Николаевич
Курбатов Герман Александрович
ИП Глава крестьянского (фермерского) хозйства Зуйков А.С.
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
19.06.2019Регистрация административного искового заявления
24.06.2019Передача материалов судье
24.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2019Подготовка дела (собеседование)
24.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.07.2019Предварительное судебное заседание
16.08.2019Предварительное судебное заседание
16.08.2019Предварительное судебное заседание
12.09.2019Предварительное судебное заседание
12.09.2019Предварительное судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
11.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2021Дело оформлено
23.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее