Дело № 2-283/ 2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красновишерск 09 октября 2012 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Семериковой Л.С.,
с участием помощника прокурора Дьякова А.А.,
истца Маслова Д..А.,
при секретаре Наумкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело
по иску прокурора Красновишерского района
в интересах Маслова Д..А.
к администрации Красновишерского муниципального района,
администрации Красновишерского городского поселения
о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красновишерского района обратился в суд с иском в интересах Маслова Д..А., являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Красновишерского муниципального района, администрации Красновишерского городского поселения о предоставлении Маслову Д..А. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра за счет средств бюджета Пермского края.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Маслов Д..А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители лишены родительских прав. Маслов Д..А. передан под опеку, за ним было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>.
Постановлением Администрации Красновишерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ закрепление права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>, отменено.
На основании Постановления администрации Красновишерского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Маслов Д..А. принят на учет в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения.
Несмотря на то, что в июне 2009 года Маслов Д..А. окончил МОУ СОШ №, недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности не имеет, в приватизации жилья не участвовал, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Истец Маслов Д..А. поддерживая иск прокурора, суду пояснил, что с детства проживал с бабушкой, но зарегистрирован был по адресу: <адрес>. В <адрес>, проживал непродолжительное время, указанный дом принадлежал прабабушке. В настоящее время в данном доме проживают отец с братом, сам он проживает с бабушкой по <адрес>.
Представитель администрации Красновишерского городского поселения в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном заявлении представитель администрации Красновишерского городского поселения Бурмантова Н.В. указала, что Маслов Д..А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в общем и льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от ДД.ММ.ГГГГ, не имеет закрепленного жилого помещения, в собственности жилых помещений не имеет.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договора социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края.
Таким образом, при поступлении в бюджет Красновишерского городского поселения денежных средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, администрация городского поселения приобретет благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. метра для Маслова Д..А.
Представитель Администрации Красновишерского муниципального района в судебное заседание не явился, поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявленными исковыми требованиями не согласны.
В письменных возражениях исполняющий обязанности главы администрации Красновишерского муниципального района Дубов Ю.С. ссылается на то, что Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма» к возникшим правоотношениям не применим, так как, жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда.
Требования Маслова Д..А. в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м. необоснованны, поскольку истец ссылается на нормы Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма», в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилого фонда, поэтому площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Решением Думы Красновишерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» минимальная норма предоставления жилого помещения составляет 8 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Маслов Д..А. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением общей площадью не менее 8 кв. м. на территории Красновишерского городского поселения.
Согласно ст. 5 постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья в том числе исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года. В соответствии со ст. 4 вышеуказанного постановления до 1 февраля были направлены в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Маслов Д..А. администрацией Красновишерского городского поселения принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ДД.ММ.ГГГГ, Министерство социального развития Пермского края в 2012 году не распределяло денежные средства на Маслова Д..А..
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Пермского края. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях представитель Правительства Пермского края Старцева Н.А. указала, что в силу ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе дополнительных гарантий прав на жилое помещение, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.
Требования истца в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м. необоснованны, поскольку истец ссылается на нормы Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма», в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилого фонда, поэтому площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе.
Таким образом, предоставление Маслову Д..А. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Заслушав доводы помощника прокурора, пояснения истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом Губернатора Пермской области N 170 от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу 1 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 16-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" субвенции, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения или предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, а также на администрирование переданных государственных полномочий.
Субвенции, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета, передаваемые органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено, что Маслов Д..А. родился ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о рождении: мать ФИО1, отец ФИО14 (л.д.10).
Решением Красновишерского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ родители Маслова Д..А. мать ФИО1, отец ФИО14 лишены родительских прав. (л.д. 13-14)
На основании Постановления Администрации Красновишерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Масловым Д..А. установлена опека, опекуном назначена ФИО16. За несовершеннолетним Масловым Д..А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. (л.д.12).
Согласно данным паспорта Маслов Д..А. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. (л.д.11).
Согласно аттестата об основном общем образовании, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Маслов Д..А. окончил МОУ СОШ № в июне 2009 года. (л.д.15).
Из протеста прокурора Красновишерского <адрес> на п.п. 2,3 Постановления Администрации Красновишерского муниципального района «Об установлении опеки над Масловым Д..А.», усматривается, что закрепленное за Масловым Д..А. жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности опекуну Маслова Д..А. - ФИО16, что противоречит законодательству и препятствует реализации права Маслова Д..А. на предоставление жилого помещения. В указанном протесте прокурор просит указанное Постановление изменить, исключив из него пункты 2, 3. (л.д. 46-47).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, зарегистрировано по праву личной собственности за ФИО16. (л.д.48).
Постановлением Администрации Красновишерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ отменены п.п. 2, 3 Постановления Администрации Красновишерского муниципального района «Об установлении опеки над Масловым Д..А.», то есть, отменено закрепленное за Масловым Д..А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>. (л.д.16).
Постановлением Администрации Красновишерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Маслов Д..А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как не имеющий закрепленного жилого помещения. (л.д. 17).
Из справки Красновишерского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» усматривается, что Маслов Д..А., а также его мать ФИО1, отец ФИО14 в приватизации жилья в <адрес> и Красновишерском <адрес> не участвовали, недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности за ними не зарегистрировано. (л.д. 22)
Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Маслова Д..А., ФИО14, Альф Н.Ф. отсутствуют. (л.д. 19-21)
Анализ представленных доказательств в их совокупности дает основание признать установленным, что Маслов Д..А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Данное жилое помещение должно предоставляться истцу органами местного самоуправления за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст. 5 и 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ и п. 8 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 16-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения».
При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд руководствуется п. 3 ст. 9. Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", согласно которому норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м. для одиноких граждан.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 16-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
При определении нормы предоставления площади жилого помещения Маслову Д..А. по договору социального найма, суд считает необходимым применить Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК, поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данный Закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Учитывая, что истец Маслов Д..А. относится к категории одиноких граждан, площадь предоставляемого ему жилого помещения должна быть не ниже 33 кв.м..
В связи с тем, что жилое помещение истцу должно предоставляться администрацией Красновишерского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. ст. 5 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и п. 8 Положения «О порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, администрация Красновишерского городского поселения Пермского края подлежит освобождению от гражданской ответственности по данному гражданскому делу.
Руководствуясь ст. ст. 195 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить обязанность на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Маслову Д..А. во внеочердном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение пригодное для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра в черте Красновишерского городского поселения Пермского края.
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Л.С. Семерикова