Дело № 12-38/2022
Р Е Ш Е Н И Е
25 января 2022 года г. Тотьма
Судья Тотемского районного суда Вологодской области Бердникова Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя должностного лица Протченко А.В. по доверенности Коробовой П.Н. на постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 10.08.2021 № 20/61 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л :
Представитель руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. по доверенности Коробова П.Н. обратилась в суд с жалобой на постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 10.08.2021 № 20/61 о привлечении руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в виде предупреждения.
В обоснование требований указано, что постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ. Заготовку древесины в квартале № выделе № лесосеке № <адрес> на основании договора подряда от 01.02.2020 осуществлял ИП К.П.П. Согласно условий договора подряда предусмотрена ответственность подрядчика при нарушении требований лесного законодательства. Подрядчик обязан соблюдать требования лесного законодательства. ИК.П.П. несет ответственность в процессе заготовки леса и в процессе подготовки лесосек после окончания рубки леса. Протченко А.В. не является субъектом административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, т.к им не осуществлялась заготовка, а следовательно не могли быть нарушены положения ЛК РФ, Правила пожарной безопасности в лесах. Сведения о должностном лице запрошены с нарушением требований КоАП РФ. В протоколе и в постановлении не указаны данные о том, какие порубочные остатки оставлены, как именно они находятся на лесосеке, ширина вала с порубочными остатками не указана, следовательно, отсутствует объект правонарушения, т.е нет данных указывающих на то, что именно из п.27 б Правил пожарной безопасности в лесах нарушено. Осмотр лесосек производится в целях проверки соблюдений условий договора аренды и не предусматривает привлечение к административной ответственности. Осмотр лесосек не является государственным лесным контролем. Привлечение к административной ответственности возможно только в рамках проведения государственного лесного контроля. В основу вины Протченко А.В. положены недопустимые доказательства: акт осмотра и протокол по делу об административном правонарушении. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Просит прекратить производство по делу в виду отсутствия состава правонарушения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Протченко А.В. и его представитель Коробова П.Н. не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Начальник Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабурова Е.В. не явилась, извещена надлежаще.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно постановления от 10.08.2021 по делу № 20/61 вынесенного начальником Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В., руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения, за то что 14.05.2021 г. в 12 час. 30 мин. в ходе проведения осмотра лесосеки № расположенной в квартале № выделе № <адрес>, на площади 0.71 га, НАО «СВЕЗА Новатор» в лице Протченко А.В. не произвело работы по очистке лесосеки на период пожароопасного сезона, порубочные остатки оставлены на волоках на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, чем нарушен п.п «б» п.27 «Правил пожарной безопасности в лесах», утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614. Должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства, является руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В., который в соответствии с доверенностью и должностной инструкцией уполномочен совершать от имени НАО «СВЕЗА Новатор» действия, направленные на получение исполнения по сделкам, заключенным НАО «СВЕЗА Новатор», в т.ч по договорам подряда. Он обязан обеспечивать координацию и контроль работы подрядных организаций на собственной аренде лесных участков, исполнять требования законодательных нормативно-правовых актов в лесной сфере и в сфере охраны природы и окружающей среды, в т.ч регулирующее использование лесов, заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах. У него имелась возможность соблюдения лесного законодательства, но не были предприняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Как следует из акта осмотра лесосеки от 14.05.2021 проведен осмотр места осуществления лесосечных работ <данные изъяты> К.М.Ю. на территории <адрес>, в квартале № выделе № лесосеке № на площади 0.71 га, установлено, что первый волок с западной стороны проходит вблизи границы лесосеки, на расстоянии 6 м от границы лесосеки. На указанном волоке оставлены разбросанные порубочные остатки на расстоянии 6 м от прилегающих лесных насаждений. Первый волок с южной стороны проходит вплотную к границе лесосеки, на котором и на прилегающей к нему с северной стороны пасеке также оставлены разбросанные порубочные остатки вплотную к стене леса. При обследовании восточной границы лесосеки обнаружено 17 пасечных волоков, которые подходят вплотную к границе лесосеки, на которых также оставлены разбросанные порубочные остатки вплотную к стенке леса.
В соответствии с разделом 4 «Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения» утв. приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 " очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с договором аренды лесного участка № 06-01-05/72-2017 от 19.10.2017 НАО «СВЕЗА Новатор» приняло во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, в т.ч расположенный в <адрес> квартал №. В соответствии с п.п. «б» п.12 договора аренды арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством РФ и настоящим договором.
Согласно ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. «б» п.27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Установлено, что должностным лицом ответственным в области лесопользования НАО «СВЕЗА Новатор» является руководитель направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес» - Протченко А.В., что подтверждается ответом ООО «СВЕЗА-Лес» от 25.06.2021 на определение об истребовании сведений от 01.06.2021, приказом о приеме на работу, должностной инструкцией от 01.03.2021.
То что, документы о должностном лице запрошены с нарушением ст.26.10 КоАП РФ, т.е до возбуждения дела об административном правонарушении, не свидетельствуют о незаконности представленных в ответ документов и последующем возбуждении на основании них дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Протченко А.В. У НАО «СВЕЗА Новатор» по штатному расписанию отсутствуют должности, ведущие работу по лесозаготовке и лесопроизводству, поэтому для определения надлежащего субъекта, ответственного за выявленные 14.05.2021 при осмотре лесосеки нарушения необходимы были сведения об ответственном лице за соблюдением требований законодательства при заготовке и рубке древесины на арендованных НАО «СВЕЗА Новатор» лесных участках.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от имени НАО «СВЕЗА Новатор» вправе действовать без доверенности ООО «СВЕЗА Лес».
Протченко А.В., является генеральным директором ООО «СВЕЗА Ресурс», и руководителем направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес», имеет доверенность на представление интересов в т.ч НАО «СВЕЗА Новатор». В соответствии с должностной инструкцией руководителем направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес», с которой ознакомлен 01.03.2021 Протченко А.В., он обязан обеспечивать координацию и контроль работы подрядных организаций на собственной аренде лесных участков ( п.5.), исполнять требования законодательных нормативно-правовых актов в лесной сфере и в сфере охраны природы и окружающей среды, в т.ч регулирующее использование лесов, заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах ( п.18).
Таким образом, Протченко Н.В. является лицом, ответственным за соблюдение требований к порядку проведения рубок лесных насаждений в лесных участках, переданных в аренду НАО «СВЕЗА Новатор» по договору аренды от 19.10.2017.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Полагаю, что вина Протченко А.В. как должностного лица ответственного за исполнение должностных обязанностей по соблюдению требований законодательства, регулирующего заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах, по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нашла подтверждение в ходе рассмотрения жалобы и подтверждается исследованными в ходе разбирательства и изложенными в постановлении должностного лица доказательствами, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки с фототаблицей, договором аренды лесного участка, лесной декларацией, должностной инструкцией, ответом на определение об истребовании доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает и которые в совокупности с другими материалами дела, доказывают виновность Протченко А.В.
Согласно договору аренды от 19.10.2017 НАО «СВЕЗА Новатор» является арендатором лесного участка и обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке. Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, НАО «СВЕЗА Новатор» обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с ЛК РФ. Установлено, что НАО «СВЕЗА Новатор» как арендатор лесного участка несет ответственность за исполнение обязанностей лесопользователя. Заключение договоров подряда не освобождает НАО «СВЕЗА Новатор» как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.
В силу ч.1 ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Протченко А.В. как уполномоченным должностным лицом допущено бездействие в части осуществления должного контроля за действиями подрядчика при заготовке древесины в арендованных НАО «СВЕЗА Новатор» лесных участках, не приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, регулирующего заготовку древесины в РФ и пожарную безопасность в лесах.
В силу ст.16.1 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки. Форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Осмотр лесосеки после выполнения арендатором лесного участка лесосечных работ, порядок и результаты осмотра лесосеки проводятся в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Минприроды России от 27.06.2016 N 367 и не свидетельствует о проведении государственного лесного надзора.
Акт осмотра лесосеки от 14.05.2021 соответствует требованиям и форме, установленным приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367. Оснований считать составленный акт осмотра лесосеки от 14.05.2021 недопустимым доказательством по делу не имеется, акт осмотра лесосеки составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства и в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения в обжалуемом постановлении описана надлежащим образом.
То, что выявленные нарушения при осмотре лесосеки являются и нарушениями условий договора аренды лесного участка не свидетельствует о том, что НАО «СВЕЗА Новатор» подлежит привлечению только в гражданской ответственности и не исключает возможности привлечения к административной ответственности за выявленные при осмотре лесосеки нарушения уполномоченного должностного лица.
В силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: в т.ч непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обнаруженное при осмотре лесосеки нарушение, отраженное в акте осмотра от 14.05.2021, явилось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.32 КоАП РФ вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
То, что составляют протокола по делам об административных правонарушений и рассматривают дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) не свидетельствует о том, что 14.05.2021 в квартале № выделе № лесосеке № <адрес> в отношении НАО «СВЕЗА Новатор» проводился федеральный государственный лесной надзор.
Каких-либо существенных нарушений закона при составлении протокола об административном правонарушении, которые являлись бы основанием для признания его недопустимым доказательством, допущено не было.
Оценивая представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, назначено минимальное наказание по санкции статьи. Правомерно учтено отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 10.08.2021 № 20/61 вынесенное в отношении руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности Коробовой П.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.О.Бердникова