город Луга 01 октября 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданское дело № 2-2106/2014
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Рой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чалого С.В. к Администрации Лужского муниципального района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указал, что с <дата> по <дата> находился на полном государственном обеспечении в группе стационара отделения социальной реабилитации <наименование>. Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
16 января 2012 года жилое помещение признано непригодным для проживания.
Истец считает, что ему в связи с этим должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
13 мая 2014 года истец обратился в администрацию Лужского муниципального района с заявлением, о признании его нуждающимся в специальной социальной защите и предоставлении ему специализированного жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Однако ему было в этом отказано. Истец считает отказ незаконным, так как не был обеспечен жилым помещением в установленные законом сроки как лицо, оставшееся без попечения родителей.
В судебном заседании истец изменил требования и просит суд обязать ответчика включить его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать администрацию Лужского муниципального района предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, и пояснил, что в силу того, что жилое помещение непригодно для проживания он там не жил, а снимает другое жилое помещение. После выпуска из детского учреждения жилое помещение ему предоставлено не было. О том, что дом признан непригодным для проживания ему и как и его брату Ч.В.В. не было известно. Акт и заключение межведомственной комиссии им не направлялись.
Ответчик, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, исследовав предоставленные доказательства, считает требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 2 Областного закона Ленинградской области № 47-оз от 17 июня 2011 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» определены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе - по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока окончании прохождения военной службы по призыву.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, и как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 12 августа 2014 года № 86-ГКПР14-7, 22 апреля 2014 года № 7-ГК14-2 и так далее).
Судом установлено, что Чалый С.В. родился <дата>, о чем в книге регистрации актов о рождении <дата> произведена запись за № (л.д. 7). В акте о рождении в графе мать указана Я.С.В., в графе отец – Ч.В.В..
Мать истца – Я.С.В. и отец истца – Ч.В.В. решением Лужского городского суда Ленинградской области от 28 февраля 2002 года по делу № 2-573 лишены родительских прав (л.д. 17-18).
Постановлением муниципального образования <наименование> № от <дата> Чалый С., <дата> рождения, был определен в социальный приют <наименование> (л.д. 19).
С <дата> по <дата> Чалый С.В. проводил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 8-15).
Как следует из материалов дела, Чалый С.В. зарегистрирован с <дата> в <адрес> (л.д. 21).
Актом обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от <дата> установлено, что жилое помещение следует признать непригодным для проживания (л.д. 22-23).
Заключением межведомственной комиссии № от <дата> жилой дом № по <адрес> признан непригодным для проживания согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д. 24-25).
Чалый С.В. обратился в администрацию Лужского муниципального района с заявлением о включении в список на постановку на учет на внеочередное получение жилья, как лица, оставшегося без попечения родителей (л.д. 27-28).
По результатам рассмотрения заявления Чалого С.В. администрацией Лужского муниципального района отказано во включении в список лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, так как необходимо было обратиться с заявлением до достижения 23-летнего возраста, то есть до <дата> (л.д. 29-30, 42-43).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Чалый С.В. не состоит на очереди в администрации Торковичского сельского поселения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако, само по себе отсутствие на учете в качестве нуждающегося Чалого С.В. и достижение им 23-летнего возраста не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лужского муниципального района, для обеспечения жилым помещением.
Согласно объяснениям, данным в судебном заседании, в доме по адресу: <адрес>, истец фактически не проживал по причине изначальной непригодности дома для проживания.
Как следует из материалов дела, жилое помещение истца было признано непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии № от <дата>.
При этом, в администрации Торковичского сельского поселения, сведения о получении Чалым С.В. заключения межведомственной комиссии о непригодности его жилого помещения для проживания отсутствуют, запрос о проведении обследования помещения поступил от и.о. директора Толмачевского детского дома и в его адрес направлялось заключение межведомственной комиссии.
Кроме того, в случае надлежащего исполнения образовательными учреждениями своей обязанности по защите прав истца в тот период, в который он был несовершеннолетним, обследование жилого помещения было бы произведено своевременно, и в установленный законом срок была бы определена возможность вселения в данное помещение истца для проживания.
При установленных в процессе рассмотрения дела обстоятельствах, суд полагает, что истцом срок для обращения в администрацию за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении пропущен по уважительной причине, в связи, с чем требования о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лужского муниципального района, для обеспечения жилым помещением подлежат удовлетворению.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением в силу положений ч. 2 ст. 15.1, главы 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Областного закона Ленинградской области № 46-оз от 06 июня 2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» и ст. 2 Областного закона Ленинградской области № 47-оз от 17 июня 2011 года «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» возложена именно на Администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области.
На момент вынесения решения Чалый С.В. окончил обучение в образовательном учреждении, отслужил в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однако в нарушение положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не был незамедлительно обеспечен ответчиком жилым помещением.
Таким образом, истец должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лужского муниципального района, для обеспечения жилым помещением, с последующим предоставлением Чалому С.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 98, 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Чалого С.В. к Администрации Лужского муниципального района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании предоставления жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района включить Чалого С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лужского муниципального района, для обеспечения жилым помещением.
Обязать администрацию Лужского муниципального района предоставить Чалому С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2014 года.