Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
16 марта 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., с участием прокурора при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Якубовской А.В. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязывании приобретения жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность и предоставлении его на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Якубовской А.В., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления в срок до 31 декабря 2011 года, распределении жилого помещения Якубовской А.В., безвозмездной передаче его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку, оставшейся без попечения родителей, на условиях договора социального найма.
В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>. Распоряжением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 16.06.2010 г. Якубовская А.В. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 51 и ст. 52 ЖК РФ, однако на момент обращения с иском в суд жилое помещение Якубовской А.В. не предоставлено, другого жилья на праве собственности или по договору социального найма она не имеет. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего распределения и предоставления Якубовской А.В. на условиях социального найма.
В судебном заседании истец Якубовская А.В. поддержала заявленные исковые требования по предмету и основаниям, указав, что она зарегистрирована и проживает в общежитии дома ГОУ СПО СО «Уральский колледж технологии и предпринимательства». На момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, в том числе на праве собственности или по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор также поддержала исковые требования, указав, что обращение в суд с иском преследует своей целью защиту прав истца на предоставление жилого помещения, которое прямо закреплено законом. Прокурор просила предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>
В судебном заседании представители ответчика – администрации г.Екатеринбурга и третьих лиц – администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга возражения против удовлетворения заявленного иска не высказали, пояснив, что при возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для истца жилое помещение, они не будут возражать против передачи его впоследствии истцу на условиях социального найма.
Представители ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, а также третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок.
От Правительства Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что согласно Федеральному Закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для указанной категории лиц относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Правительство Свердловской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 г., представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому бюджетных ассигнований на 2011 г. предусмотрено 350000 рублей. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, которым определено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. По указанным основаниям для установления права на обеспечение жилым помещением необходимо установить факт наличия данного социального статуса и отсутствие закрепленного жилого помещения. Кроме этого, установление срока предоставления жилого помещения противоречит требованиям закона, в том числе ст. 206 ГПК РФ.
С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца Якубовской А.В., прокурора, представителей администрации г.Екатеринбурга, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Судом установлено, что истец <данные изъяты>
Распоряжением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 16.06.2010 г. № 565-р Якубовская А.В. принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на территории г.Екатеринбурга и признана отнесенной к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ РФ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На момент рассмотрения дела Якубовская А.В. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> – в общежитии ГОУ СПО СО «Уральский колледж технологии и предпринимательства»
Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителями администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, а отсутствие у нее жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Орска и г.Екатеринбурга.
Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Якубовской А.В. на условиях договора социального найма.
С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Удовлетворяя требования прокурора о понуждении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение из средств субъекта Свердловской области для передачи в муниципальную собственность и обязании администрации г.Екатеринбурга представить истцу жилое помещение на условиях социального найма, суд не усматривает правовых причин для удовлетворения требований о распределении жилого помещения Якубовской А.В. и безвозмездной передачи его в муниципальную собственность, поскольку данные требования не основаны на законе и обстоятельствах, имеющих юридическое значение. Кроме этого, разрешая по существу заявленные исковые требования суд устанавливает материально-правовой статус сторон, и не полномочен определять конкретный порядок (процедуру) совершения органом государственной власти тех юридических действий, которые подлежат регламентации соответствующими правовыми актами. Указанные же требования по существу направлены не на защиту прав истца, а на указание Министерству строительства и архитектуры Свердловской области порядка исполнения решения суда по конкретному делу. Таким образом, при отсутствии закона, регулирующего данный порядок, оснований для удовлетворения указанных требований у суда не имеется.
Кроме этого, законом не предусмотрена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения к определенной дате, поэтому требования о приобретении жилого помещения до 31 декабря 2011 года также удовлетворению не подлежат.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Якубовской А.В. удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Якубовской А.В..
Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Якубовской А.В. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: (Лимонова Л.Ф.)