Дело № 2- 6089\14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2014г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Н.В. Дворцовой при секретаре Д.В. Абрамовой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Козариз ФИО22 к администрации г. Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы Ветерана Великой Отечественной войны
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с указанным иском первоначально к администрации <адрес> ( Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами). Судом в качестве соответчика было привлечено Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Иск мотивирован следующим.
Истица является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Козариз ФИО23, а также инвали<адрес> группы. В настоящее время проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 65,43 кв.м, расположенной по адресу <адрес>,<адрес> В указанной квартире совместно с истицей проживают дочь Тюрина Л.К. с мужем Тюриным П.И., а также их сын Тюрин К.П. совместно со своей женой и малолетним сыном. Указанная квартира принадлежат дочери истицы и ее мужу на праве собственности. Фактически в ней проживают две семьи, истица вынужденно проживает с ним, иного жилья у нее нет. В ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова ветерана Великой Отечественной войны, предоставив необходимые документы. Однако комиссия по учету и распределению жилой площади, сославшись на учетную норму жилого помещения ( 12 кв.м общей площади на 1 человека) в удовлетворении просьбы истицы отказала. При этом комиссия приняла указанное решение без осмотра квартиры и не учла фактическое количество лиц, проживающих в ней. Просила признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. протокол № об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной фоны. Обязать администрацию г. Ульяновска принять ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и предоставить жилье за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истица требования уточнила. От иска в части предоставления жилья за счет средств федерального бюджета отказалась, в остальной части иск поддержала, а именно просила обязать ответчиков улучшить ее жилищные условия как вдове ветерана Великой отечественной войны. Пояснила, что в квартире дочери проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, занимает маленькую комнату с балконом, в которой находится спальное место ее полуторагодовалого правнука. Родители мальчика- ее внук и его жена занимают зал, ее дочь с мужем занимают третью комнату. До рождения правнука она проживала в комнате одна, ведет отдельное хозяйство от остальных членов семьи. Жилищные условия ее невыносимые. Она страдает заболеваниями, к ней часто приезжает скорая помощь, что нарушает покой правнука.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Ульяновска иск не признал. Пояснил, что истица была обеспечена учетной нормой жилой площади на момент обращения к ответчику, поскольку в квартире были зарегистрированы 5 человек. После того, как в квартире была зарегистрирована жена внука, истица вновь обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время проводится проверка по заявлению, ответ еще не дан. Но по сведениям ответчика жена внука является собственником 1\2 доли в квартире по <адрес>, с учетом площади всех жилых помещений истица вновь не будет являться нуждающейся. Кроме того пояснил, что обязанности выходить на место и составлять акт о жилищных условиях заявителей у ответчика не имеется. А также пояснил, что обязанности выделять жилье и предоставлять сертификаты у ответчика не имеется.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области иск не признал, пояснил, что Министерство не признает граждан нуждающимися или не нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляет меры государственной социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан в форме социальных выплат на основании списков, предоставленных администрацией г. Ульяновска, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Информации о включении истицы в список получателей в Министерство не поступала.
Представитель третьего лица Правительство Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Правом на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения обладают в том числе члены семей погибших инвалидов участников Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Финансирование расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан осуществляется за счет предоставления субвенций из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо Тюрин П.И. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен. Ранее иск поддержал.
Третье лицо Тюрина Л.К. в судебном заседании иск поддержала. Пояснила, что фактически в квартире проживают три семьи. Кроватка правнука истицы стоит в е комнате, поскольку там самое тихое место. Поскольку ребенок маленький и спит ночью беспокойно, к нему встают все члены семьи по очереди. Его родители- внук истицы и его жена занимают зал, которым пользуются все члены семьи как общей комнатой днем. У истицы свой холодильник и питается она автономно от других членов семьи, вещи истицы стирает дочь сама.
Третье лицо Тюрина ( ранее Галкина, Калякина) А.А. в судебном заседании иск поддержала. Пояснила, что в квартире по проспекту Созидателей проживает приблизительно с ДД.ММ.ГГГГ году у нее родился сын, который был зарегистрирован в данной квартире не сразу. Сразу после рождения ребенка они с мужем проживали временно приблизительно месяц в квартире ее родителей по проспекту <адрес>, где у нее имеется 1\2 доля в собственности вместе с сестрой, которая страдает психическим заболеванием, кроме того, в данной квартире проживают ее родители и бабушка, поэтому там проживать их семье невозможно.
Третье лицо Тюрин К.П. в судебном заседании иск поддержал. Пояснил, что в квартире по <адрес> проживает с рождения со своими родителями, потом к ним переехала жить бабушка-истица по настоящему иску, с ДД.ММ.ГГГГ проживает его супруга, с ДД.ММ.ГГГГ года –их сын, с которым они временно около месяца после рождения проживали у родителей его жены. Они с супругой занимают зал, который в течение дня является общим для всех членов семьи, там принимает семья гостей.
В соответствии со статьями 10, 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что истец является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» ( в редакции от 18.07.2009 года) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона, объем средство, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектам РФ, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
ДД.ММ.ГГГГ Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Из п. 1 данного Указа следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в ФИО7 войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить до ДД.ММ.ГГГГ обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ за №5-ФЗ «О ветеранах».
Как установлено в судебном заседании Козариз Е.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она обеспечена учетной норой жилой площади.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ Ульяновской Городской Думой было принято решение за № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.
В судебном заседании установлено, что истица зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 62,26 кв.м. Вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы еще пять человек- дочь Тюрина Л.П., муж дочери - Тюрин П.И., которые являются сособственниками по 1\2 доле каждый указанной квартиры; внук Тюрин К.П., его жена Тюрина ( ранее Галкина, Калякина) А.А., правнук Тюрин К.К. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Все указанные лица являются членами одной семьи, что подтвердили в судебном заседании свидетели Галкина Е.М., Айкин А.В. К доводам истца, что фактически в квартире проживают три семьи, суд относится критически, так как они опровергаются показаниями указанных свидетелей и пояснениями третьих лиц, исходя из которых всеми комнатами в квартире пользуются все члены семьи, совместно ухаживают за малолетним правнуком и самой истицей, встречают гостей.
Тюрина ( ранее Галкина, Калякина) А.А. является собственником 1\2 доли в квартире, расположенной по адресу <адрес> общей площадью 65, 24 кв.м. В указанной квартире зарегистрированы четыре человека- сособственник 1\2 доли Галкина О.А. – сестра Тюриной ( Галкиной, Калякиной) А.А., мать Галкина Е.М., отец Галкин А.В., бабушка Галкина Т.Г.
Тюрина А.А. снялась с регистрационного учета по указанному адресу и была зарегистрирована в квартире истицы ДД.ММ.ГГГГ
Доводы третьего лица Тюриной А.А. о невозможности проживания в квартире по проспекту Туполева опровергаются показаниями сторон и свидетеля Галкиной Е.М., что семья ее дочери с ребенком проживала в указанной квартире, а также медицинской карточкой Тюрина К.К. ДД.ММ.ГГГГ., письмом из Городской детской поликлиники № 6»,согласно которым Тюрин К.К. с рождения по настоящее время наблюдается по адресу <адрес>,<адрес>
Из чего суд приходит к выводу, что члены семьи истицы пользуются двумя жилыми помещениями по указанным адресам.
Таким образом, при сложении общей площади двух жилых помещений членной семьи истицы с учетом всех проживающих в данных жилых помещениях ( по 12.6 кв.м на каждого), исходя из размера учетной нормы жилого помещения- 12 кв.м. истец является обеспеченным жилым помещением и не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, не может быть признан в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и, следовательно, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» в случае признания граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области обеспечивает жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в форме социальных выплат на приобретения жилья.
Поскольку истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в удовлетворении исковых требований по обеспечению жильем также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козариз ФИО24 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течении месяца после вынесения решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. ДВОРЦОВА