по делу № 2 – 787 / 2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33 – 9199 / 2020
9 июня 2020 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гадиева ИС.
судей Абдрахмановой Э.Я.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Воробьеве А.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 2 марта 2020 года,
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.В. обратился с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что он работает в должности заместителя начальника по техническому обеспечению 55 специализированной части по тушению крупных пожаров ФГКУ «22 отряд Федеральной противопожарной по Республике Башкортостан», выслуга лет 18 лет по состоянию на 1 сентября 2019 г. С 17 декабря 2013 г. он состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты с членами семьи: – дочь ФИО6, дата г.р., сын ФИО7, дата г.р. на основании протокола от 4 апреля 2014 г. №.... Согласно выписке из протокола №... Васильев А.В. снят с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, основанием для снятия послужило намеренное ухудшение жилищных условий, а именно отчуждение ФИО6 27 июля 2010 г. 1/3 доли в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: адрес. Истец считает решение о снятии с учета незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Васильев А.В. зарегистрирован в квартире по адресу: адрес 7 сентября 2010 г., совместно с ним зарегистрированы дочь ФИО6, сын ФИО7, бывшая супруга Васильева В.Н. Собственником данной квартиры, площадью 29,1 кв.м является дочь истца ФИО6 на основании договора дарения. Квартира оформлена на основании распоряжения, выданного главой администрации Калининского района городского округа г. Уфа от 19 июля 2010 г. №..., которым разрешено оформить договор купли-продажи трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 65,3 кв.м (где ФИО6 являлась собственником 1/3 доли, что составляет 21,7 кв.м от общей площади) при условии одновременного оформления договора дарения Сергеевой Н.С. принадлежащей ей однокомнатной квартиры по адресу: адрес, общей площадью 29,1 кв.м несовершеннолетней правнучке ФИО6 Таким образом, произошло улучшение жилищных условий несовершеннолетней дочери ФИО6 с 21,7 кв.м на 29,1 кв.м. Васильев А.В. жилищных помещений в собственности не имеет, договоры социального найма не заключались.
Васильев А.В. просил признать незаконным решение ГУ МЧС России по Республики Башкортостан, содержащееся в протоколе №... от 6 сентября 2019 г. о снятии Васильева А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложить на ответчика обязанность восстановить Васильева А.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с учетом подачи рапорта 17 декабря 2013 г.
Оспариваемым решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 2 марта 2020 года постановлено:
исковое заявление Васильева А. В. к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты – удовлетворить.
Решение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, содержащееся в протоколе №... от 06.09.2019 о снятии Васильева А. В. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения признать незаконным.
Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан обязанность восстановить Васильева А. В. на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 17.12.2013.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что специальные нормы как Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» поставлены в зависимость от не подлежащих применению в данном случае нормативных актов, например, Гражданского кодекса Российской Федерации. В указанных специальных нормах права определен круг лиц, имеющих право на получение выплаты, порядок предоставления и расчета единовременной выплаты сотрудникам ФПС ГПС и лицам, уволенным со службы в органах и учреждениях. Однако Васильев А.В. к таким лицам не относится. Васильев А.В., являясь членом семьи своих матери и отца по смыслу ст.31 ЖК Российской Федерации, в заявлении при постановке на учет не указал их. Кроме того, 27 февраля 2010 года произведено отчуждение его дочерью ФИО6 1/3 доли. Согласно п.11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником. Информацию о месте регистрации и объеме общей площади родителей, то есть лиц, чьим членом семьи Васильев А.В. являлся, при постановке на учет он не представил. При таких обстоятельствах, Территориальная комиссия не имела достаточной информации для обоснованного вывода о наличии у Васильева А.В. права состоять на учете, так как не могла выяснить уровень жилищной обеспеченности – больше 15 кв.м или меньше. Исходя из указанного, причиной ошибочной постановки на учет Васильева А.В. явилась неосведомленность комиссии о наличии лиц, чьим членом семьи являлся Васильев А.В., а также непредставленные истцом в комиссию сведения о них. Исполнение п.5 Правил являлась обязанностью Васильева А.В. Таким образом, вывод суда о том, что «обеспеченность Васильева А.В. жильем была до отчуждения 27 июля 2010 года его дочерью 1/3 доли в указанной квартире по указанной квартире по адрес менее 15 кв.м на одного члена семьи (по 13,06 кв.м на Васильева А.В., Васильеву В.Н., ФИО6, ВасИ. В.И., Васильеву А.В.). Иных данных суду не представлено» - противоречит обстоятельствам дела. Также противоречит обстоятельствам дела и вывод суда о том, что на момент вынесения оспариваемого решения обеспеченность Васильева А.В. и членом его семьи – детей также составляла менее 15 кв.м с учетом площади 29,1 кв.м жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего дочери истца, в которой они зарегистрированы. Васильев А.В. искусственно создал ситуацию нуждаемости, так как должен был зарегистрироваться по адресу: адрес. При этом и сегодня Васильев А.В., проживая по адрес, не лишен права пользования жилым помещением на адрес, в силу распоряжения Главы Администрации Калининского района ГО г.Уфа от 19 июля 2010 года. Комиссией правильно установлено, что истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. Материалами дела установлено, что Васильев А.В. и Васильева В.Н. 27 июля 2010 года произвели отчуждение, находящейся в собственности их дочери ФИО6, 1/3 доли. В связи с отчуждением доли в жилом помещении указанные действия Васильева А.В. подпадают под действия ч.8 ст.4 ФЗ от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, которая определяет, что если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, отчуждение признается намеренным ухудшением в силу закона, а не связи с мнением комиссии. В связи с изложенным, комиссия правомерно на основании пп. «г» п.15 Правил сняла Васильева А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершении ем действий им и членом его семьи (супруги), указанных в ч.8 т.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя Главного управления МЧС России по республике Башкортостан – Докшину Е.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Васильева А.В. – Осипову Т.М., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Васильев А.В. с 1 сентября 2001 г. проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Республике Башкортостан, выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 1 сентября 2019 года составляет 18 лет (л.д.143).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по Республики Башкортостан, оформленным протоколом от 4 апреля 2014 г. №... Васильев А.В. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 17 декабря 2013 г. (л.д.26,99-101).
Комиссией 24 мая 2019 г. принято решение учитывать состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения протоколом от 4 апреля 2014 г. №... Васильева А.В. с 2 членами семьи: дочь – ФИО6, сын – ФИО7 с даты подачи заявления 17 декабря 2013 г. Указав, что 8 августа 2017 г. брак Васильева А.В. и Васильевой В.Н. расторгнут, в результате чего Васильева В.Н. утратила статус члена семьи сотрудника и с указанного времени учету при расчете суммы выплаты не подлежит. Васильев А.В. с двумя детьми и бывшей супругой зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 29,1 кв.м, собственником которой является дочь ФИО6 Иных помещений у Васильева А.В. и членов его семьи в собственности и на иных правах не имеется. Исходя из указанного, обеспеченность жильем составила 29,1 кв.м / 4 чел. = 7,275 кв.м на одного человека (л.д.120-124).
Решением Комиссии от 6 сентября 2019 г. (3-й вопрос повестки дня, протокол №...) истец Васильев А.Н. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании того, что при подаче документов 16 декабря 2013 г. у него отсутствовало право на постановку на учет в связи с тем, что Васильев А.В., являясь членом семьи своих матери и отца по смыслу ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в заявлении при постановке на учет не указал их. Кроме того, 27 июля 2010 г. произведено отчуждение его дочерью ФИО6 1/3 доли. В соответствии с решением Территориальной комиссии ГУ МЧС России по Республике Башкортостан на основании ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2 ч.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подп. «г» п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, а именно отчуждением ФИО6 27 июля 2010 г. 1/3 доли в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: адрес (л.д.127-131).
При постановке Васильева А.В. на учет с 17 декабря 2013 г. в Протоколе №... от 4 апреля 2014 г. комиссией было указано: «В соответствии со справкой о регистрации в жилом помещении по адресу: адрес, общей площадью 29,1 кв.м, зарегистрировано 4 человека: заявитель – Васильев А.В., супруга заявителя – Васильева (Поскотинова) В.Н., дата г.р., дочь заявителя – ФИО6, дата г.р., сын заявителя – ФИО7, дата г.р. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери заявителя – ФИО6 (свидетельство о государственной регистрации права от 4 августа 2010 г. № №...).
В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан у дочери заявителя – ФИО6 имелось жилое помещение, расположенное в адрес, общей площадью 65,3 кв.м на праве общей долевой собственности (1/3 доля в праве). Сособственники: ВасИ. В. И., Васильева А. В.. Дата государственной регистрации прекращения права 27 июля 2010 г. (л.д.47-48).
Распоряжением главы администрации Калининского района ГО г.Уфа от 19 июля 2010 г. №...р Васильеву А.В. и Васильевой В.Н. разрешено оформить договор купли-продажи трехкомнатной квартиры по адресу: адрес при условии одновременного оформления договора дарения Сергеевой Н.С. принадлежащей ей однокомнатной квартиры по адресу: адрес несовершеннолетней правнучке ФИО6 и одновременной покупки двухкомнатной квартиры по адресу: адрес (л.д.46).
27 июля 2010 г. зарегистрировано прекращение права собственности доли в праве 1/3 ФИО6 в общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 65,3 кв.м.
4 августа 2010 г. зарегистрировано право собственности дочери истца ФИО6 на квартиру, расположенную по адресу: адрес, площадью 29,1 кв.м (л.д.133).
Истец Васильев А.В., его дочь ФИО6, бывшая супруга Васильева В.Н. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: адрес 7 сентября 2010 г., сын ФИО7 – с 25 октября 2013 г. (л.д.19).
Из справки ЕРКЦ ГО г.Уфа от 10 декабря 2013 года следует, что Васильев А.В. в период с 5 апреля 1991 года по 6 сентября 2010 года был зарегистрирован по адресу: адрес, где также была зарегистрирована его дочь ФИО6 с рождения по 6 сентября 2010 год (л.д.42).
Удовлетворяя исковые требования Васильева А.В. о признании незаконным решения ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исходил из того, что выслуга лет Васильева А.В. в календарном исчислении составляет более 10 лет, ранее единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения он не получал. Истец имеет регистрацию по месту жительства вместе с членами своей семьи в жилом помещении общей площадью 29,1 квадратных метра, где на момент подачи им рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты зарегистрировано 4 человека. Установив, что на момент обращения Васильева А.В. к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уровень обеспеченности Васильева А.В. и членов его семьи общей площадью жилого помещения составил менее 15 квадратных метра на каждого члена семьи и иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Васильев А.В. и члены его семьи не имеют, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для постановки Васильева А.В. на учет для получения данной выплаты. Суд указал, что Васильевым А.В. в комиссию были представлены все необходимые документы согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.
Суд, ссылаясь на положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», высказал суждение о том, что не регистрация истца по адресу: адрес не является доказательством совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее сотрудник) регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно справке №... от 10.12.2013 года, представленной Васильевым А.В. в комиссию по рассмотрению вопросов о постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан, по адресу адрес были зарегистрированы Васильев А.В., Васильева В.Н. и ФИО6 Сведения об иных зарегистрированных лицах по указанному адресу территориальной комиссии не предоставлено.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права ВасИ. В.И., Васильева А.В. и дочь истца ФИО6 являлись собственниками по 1/3 доле каждый вышеуказанной квартиры.
Из выписки ЕГРН от 16.12.2013 года следует, что указанная квартира имеет площадь 65,3 кв.м. Сведений о том, что в пользовании Васильева А.В. и членов его семьи была только доля его дочери, материалы дела не содержат, данных о том, что собственники указанной квартиры произвели выдел своих долей в натуре, не имеется. Таким образом, обеспеченность Васильева А.В. и членов его семьи до момента отчуждения жилого помещения по адресу адрес составляла 65,3 кв.м : 3 = 21,76 кв.м, а после отчуждения указанной квартиры составила 29,1 : 4 = 7.27 кв.м.
Распоряжением администрации Калининского района ГО г.Уфа №...р от 19 июля 2010 года разрешено оформить договор купли-продажи квартиры по адресу: адрес при условии одновременного оформления договора дарения квартиры по адресу: адрес несовершеннолетней ФИО6, где также будет зарегистрирована Васильева В.Н., и покупкой квартиры по адресу: адрес, собственником которой станет Васильева М.В., где также будут зарегистрированы Васильев А.В., ВасИ. В.И., Васильева А.В. и Сергеева Н.С. (л.д.46).
Как следует из справки ЕРКЦ по адресу: адрес были зарегистрированы (л.д.173):
- Васильев А.В. с 10 марта 1998 года, снят с регистрации 6 сентября 2010 года, убыл на адрес: адрес,
- ВасИ. В.И. (отец истца) с 5 апреля 1991 года, снят с регистрации 15 октября 2010 года, убыл на адрес: адрес,
- Васильева М.В. (мать истца) с 5 апреля 1991 года, снята с регистрации 10 октября 2007 года, убыла на адрес: адрес,
- Васильева А.В. (сестра истца) с 12 октября 2004 года, снята с регистрации 14 сентября 2010 года, убыла на адрес: адрес,
- Васильева В.Н. (бывшая супруга истца) с 12 сентября 2006 года, снята с регистрации 6 сентября 2010 года, убыла на адрес: адрес,
- ФИО6 (дочь истца) с 20 февраля 2008 года, снята с регистрации 6 сентября 2010 года, убыла на адрес: адрес.
Между тем, указанная справка в территориальную комиссию предоставлена не была.
Вопреки распоряжению, истец Васильев А.В., его дочь ФИО6, бывшая супруга Васильева В.Н. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: адрес 7 сентября 2010 г., сын ФИО7 – с 25 октября 2013 г. (л.д.19).
При этом, по адресу адрес, кроме матери истца никто не зарегистрирован ( л.д.172) и
Таким образом, при проживании в квартире по адресу: адрес при отчуждении указанной квартиры Васильев А.В. определил себя как член семьи своих родителей, тогда как выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не предоставил, чем лишил территориальную комиссию оценить обеспеченность его жилым помещением при решении вопроса о постановке его на учет.
Между тем, при решении вопроса о постановке Васильева А.В. с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение его права на выбор места жительства, а представление Васильевым А.В. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих в том числе необходимые сведения о несовершении им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, действия Васильева А.В., претендующего на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, и его отца, выразившиеся в отчуждении квартиры по адресу : адрес, и последующая регистрация в жилом помещении, принадлежащем его дочери по адресу: адрес, вместо квартиры по адресу адрес, где обеспеченность жилым помещением составляла бы более 15 кв.м общей площади, судебная коллегия признает намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобретения с членами своей семьи в результате таких действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд не учел, что добровольный отказ Васильева А.В. от права пользования жилым помещением по адресу: адрес регистрация по месту жительства в жилом помещении по месту жительства дочери, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения членом его семьи (супругой) намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Однако в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ указанные обстоятельства не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции при разрешении настоящего спора.
Установив вышеуказанные обстоятельства, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, а именно отчуждением ФИО6 27 июля 2010 года 1/3 доли в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: адрес, комиссия пришла к обоснованному выводу о снятии Васильева А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку с момента отчуждения квартиры (2010 год) на момент обращения с заявлением о постановке на учет (2013 год) не прошло 5 лет и оснований для постановки на учет Васильева А.В. и членов его семьи в 2013 году не имелось.
Таким образом, выводы суда о наличии у Васильева А.В. вместе с членами его семьи права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления (рапорта) о принятии на такой учет 17 декабря 2013 г. и, как следствие, о незаконности решения комиссии от 6 сентября 2019 г. о снятии Васильева А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать законными, так как они сделаны при неустановлении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Васильева А.В. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемого решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований Васильева А.В.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 2 марта 2020 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требований Васильева А. В. о признании незаконным снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты – отказать.
Председательствующий И.С. Гадиев
Судьи Э.Я. Абдрахманова
Э.Р. Нурисламова
Справка: судья Фархутдинова Ф.Ф.