Дело № 2-4013/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
при секретаре: Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах Дементьевой ФИО7 к администрации г.Смоленска признании бездействия незаконным и возложении обязанности по оборудованию подъезда №2 д. 26 по проспекту Гагарина г. Смоленска пандусом при входе,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска в интересах Дементьевой Е.В. обратился в суд с указанным выше иском к ответчику, в обоснование указав, что Дементьева Е.В. является инвалидом I группы, вход в подъез<адрес>, где она проживает, в нарушение ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не оборудован пандусом, необходимым для беспрепятственного доступа Дементьевой Е.В. в жилое помещение.
Представитель истца Шишкова Ю.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Дементьева Е.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Администрация г.Смоленска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, письменных возражений на иск не представила.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2).
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Пункты 3.9, 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Дементьева Е.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся инвалидом I группы, проживает в <адрес> <адрес> и по состоянию здоровья ее беспрепятственный доступ в названное жилое помещение может осуществляться при помощи пандуса (л.д. 10-13).
Между тем, вход в подъез<адрес> упомянутого дома пандусом не оборудован, что нарушает конституционные права и свободы Дементьевой Е.В., лишая ее равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в жилое помещение (л.д.8,14-15).Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18 и 19).
В силу положений ст.ст.15, 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. При этом предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» органам местного самоуправления предписано осуществлять необходимые организационные льготные меры по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления (ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). При этом такая обязанность, тем более, должна быть исполнена органом местного самоуправления, в случае выдачи последним разрешения на строительство жилого дома или принятия постановления о вводе дома в эксплуатацию, проектная документация в отношении которого не предусматривает приспособления указанного объекта капитального строительства для доступа к нему инвалидов.
При разрешении спора судом учитывается и то, что в домовладении №26 по пр.Гагарина г.Смоленска имеются и квартиры, находящиеся в собственности г.Смоленска, что подтверждается вступившим в законную силу заочным решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ
При таком положении, учитывая, что обязанность по оборудованию названого домовладения пандусом администрацией <адрес> не исполнена, суд удовлетворяет заявленные исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░<░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░