Решение по делу № 2-73/2021 ~ М-8/2021 от 12.01.2021

Дело № 2-73/2021

Поступило в суд 12.01.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 г.      г.Чулым

Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Т.С.,

при секретаре Акентьевой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валл Оксаны Владимировны, Христенко Александра Владимировича к администрации Чулымского района Новосибирской области о возложении обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма взамен утраченных квартир,

УСТАНОВИЛ:

Валл О.В. и Христенко А.В. обратились в суд с иском к администрации Чулымского района Новосибирской области о возложении обязанности предоставить им жилые помещения по договорам социального найма взамен утраченных квартир, впоследствии уточнив его и указав, что они являются детьми, оставшимися без попечения родителей.

По достижению совершеннолетнего возраста им администрацией Чулымского района Новосибирской области были предоставлены благоустроенные квартиры применительно к условиям г.Чулыма Новосибирской области по договорам найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 26 марта 2014 года. Валл О.В. предоставлена <адрес>, а Христенко А.В. - <адрес> том же доме.

В представленных им квартирах они состоят на регистрационном учете с 14 апреля 2014 года по настоящее время. Срок действия договоров составил 5 лет с 26 марта 2014 г. по 25 марта 2019 г..

По окончанию срока действия этих договоров Христенко А.В. и администрация Чулымского района Новосибирской области заключили договор социального найма жилого помещения на ранее предоставленную ему квартиру. Валл О.В. продолжила пользоваться и владеть квартирой, вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги, то есть пользоваться предоставленной ей квартирой на условиях договора социального найма жилого помещения. Существует договор социального найма, подписанный и.о главы Чулымского района и заверен печатью, предназначены     для подписания Валл О.В. на предоставленную ей квартиру.

В ночь с 04 на 05 апреля 2019 г. в <адрес> произошел пожар, вследствие чего дом с предоставленными квартирами стал не пригоден для проживания и в настоящее время снесен. Они остались без жилья.

20 декабря 2019 г. они обратились с заявлением в администрацию Чулымского района Новосибирской области о предоставлении других жилых помещений. Получили ответ, в котором указано, что данный вопрос находится на контроле у главы Чулымского района, а варианты его решения в настоящее время прорабатываются совместно с региональными органами власти. О принятых решениях они будут уведомлены дополнительно.

До настоящего времени этот вопрос не разрешен, варианты его решения не проработаны, о принятых решениях они не уведомлены, то есть жилье им предоставлено, что расценивают, как отказ в предоставлении жилых помещений.

Просят обязать администрацию Чулымского района Новосибирской области предоставить каждому на основании договоров социального найма жилые помещения- благоустроенные квартиры, применительно к условиям города Чулыма Новосибирской области, взамен утраченных квартир, располагавшихся в жилом <адрес> в <адрес>, который был снесен после пожара (л.д.8, 85, 153).

Истец Валл А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще (л.д.130,133), представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя (л.д.72).

Истец Христенко А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д. 129, 132), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя (л.д.73).

Представитель истцов ФИО14 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.137).

В предыдущих судебных заседаниях ФИО14 заявленные исковые требования с учетом всех уточнений поддержал, 26 марта 2014 году Валл О.В. и Христенко А.В. были предоставлены жилые квартиры № и по договорам найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенные в жилом доме по <адрес>. Срок договоров составлял по 5 лет. После окончания срока действия этих договоров, они либо должны были автоматически пролонгироваться, либо можно было заключить договор социального найма. Валл О.В. и Христенко А.В. проживали, пользовались, владели этими квартирами, хотя иногда в них не проживали постоянно, а вследствие пожара были лишены такой возможности вообще. Временное отсутствие истца Валл О.В. в квартире связано с замужеством. Она заключила брак, уехала в г.Новосибирск, где работает и снимает жилье, в предоставленной ей квартире проживала по необходимости. Христенко А.В. также живет в г.Новосибирске в съемном жилье, имеет семью. И Валл О.В., и Христенко А.В. сохраняли за собой пользование предоставленными им квартирами. От них в установленном порядке не отказывались. Зарегистрированы в праве проживания в указанных квартирах, своевременно и без задолженности оплачивали коммунальные услуги.

В ночь с 04 на 05 апреля 2019 года в многоквартирном жилом доме произошел пожар, вследствие чего жилые помещения были уничтожены, стали непригодны для проживания. Дом был снесен. Иное жилье истцам не предоставлено. Пожар произошел по причине неисправности электрической проводки. Виновные лица в пожаре неустановленны, истцы виновными не признавались. Жилье из маневренного фонда истцам после пожара не предоставлялось. Они просто оказались на улице.

20 декабря 2019 г. после пожара пострадавшие жильцы обращались в администрацию Чулымского района с заявлениями о предоставлении жилья взамен утраченного. В качестве нуждающихся в предоставлении жилья на учете в городской администрации состоит только семья Христенко А.В.. Валл О.В. пользовалась предоставленной ей квартирой, но не успела заключить договор социального найма. Жилье истцам до настоящего момента не представлено. По условиям п.п. 9,10 п. 15, п. 18 договоров от 26 марта 2014 г., а также на основании ст. 86 ЖК РФ именно администрация Чулымского района обязана предоставить истцам квартиры в замен утраченных.

Просил обязать администрацию Чулымского района Новосибирской области предоставить Валл О.В. и Христенко А.В. жилые помещения - благоустроенные квартиры применительно к условиям города Чулыма Новосибирской области, равноценные взамен утраченных квартир, располагавшихся в жилом <адрес> в <адрес>, который был снесен после пожара на основании договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Чулымского района ФИО5 заявленные исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилого помещения для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставление жилья является безвозмездным и однократным. Сформирована правовая практика, в соответствии с которой если жилые помещения уже были предоставлены, повторное предоставления жилых помещений по этим же нормам права не может более осуществляться. В дальнейшем обеспечение жильем происходит в общем порядке, не смотря на причины утраты ранее предоставленных. Порядок обеспечения жильем регламентируется Жилищным Кодексом РФ, в соответствии с которым право предоставлять жилье возлагается на орган местного самоуправления, то есть на администрацию г.Чулыма.

Кроме того, срок договора по найму жилого помещения у Валл О.В. истек до момента пожара. В случае выезда нанимателя в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым.

Учитывая критерии нуждаемости, необходимо исходить из того, что нуждаемость прекращается с того момента, когда предоставляется жилье, с момента заключения договора. Поскольку жилье истцам было предоставлено, нуждаемость прекратилась. Истцы должны были обратиться в администрацию г.Чулыма с заявлениями о признании их нуждающимися в предоставлении жилья, в связи с пожаром, и постановке на учет.

Пострадавшим жильцам предлагалось рассмотреть варианты подменного жилья взамен утраченного в пожаре, но никто из них не согласился, в связи с чем никому жилья из маневренного фонда не предоставлялось.

Администрация Чулымского района ходатайствовала о предоставлении средств из областного бюджета на приобретения жилья пострадавшим гражданам, в том числе истцам, на что было отказано по изложенным им основаниям, в том числе в связи с реализацией этих прав ранее.

В соответствии с проведенной пожарно-технической экспертизой, вины каких- либо лиц в произошедшем пожаре в доме, в котором предоставлялись квартиры истцам, не установлено. Ранее жильцы многоквартирного дома с жалобами на неполадки в электрической проводке не обращались.

Вопросами продления договоров найма специализированного жилого фонда либо заключения договоров социального найма занимается орган опеки и попечительства администрации Чулымского района, в зависимости от сложившейся жизненной ситуации лиц, которым было предоставлено это жилье.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Валл О.В. и Христенко А.В. трудной жизненной ситуации по окончании срока договоров найма специализированного жилого помещения установлено не было, поэтому было принято решение заключить с ними договоры социального найма. С Христенко А.В. договор социального найма этой же жилой квартиры был заключен, с Валл О.В. такой договор не заключался, ею не подписывался. Ей предлагалось явиться в администрацию района, заключить договор социального найма, но ей было не когда, а срок действия договора найма истек в марте 2019 года.

Оба истца в жилых квартирах не проживали, хотя вселялись, проживали в иных местах, пытались сдавать эти квартиры в поднаем, то есть в собственном пользовании этими квартирами они не нуждались. Истцам возможно предоставить жилые помещения, но в общем порядке. К полномочиям администрации Чулымского района обеспечение жилыми помещениями граждан на основании договоров социального найма не относится, это в ведении администрации г. Чулыма. Им лишь переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению жильем, в том числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения представителя истцов, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года), каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).

В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

В соответствии с договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 26 марта 2014 года № 22, администрация Чулымского района передает Христенко О.В. за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в ее собственности, состоящее из квартиры общей площадью 33,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям города Чулыма. Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации Чулымского района Новосибирской области от 25 марта 2014 года № 238 «О принятии имущества в муниципальную собственность Чулымского района». Совместно с Христенко О.В. в жилое помещение вселяются члены ее семьи. Срок действия договора составляет 5 лет с 26 марта 2014 года по 25 марта 2019 года.

По окончанию срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Христенко О.В. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного - жилого помещения может быть заключен с администрацией Чулымского района однократно на новый 5-летний срок. Христенко О.В. имеет право на предоставление в соответствии с ч.5 ст.103 ЖК РФ другого благоустроенного жилого помещения в границах г.Чулыма в случае расторжения настоящего договора и выселения ее и членов ее семьи; на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

Наймодатель имеет право предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах г.Чулыма в случае расторжения настоящего договора по основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК РФ; заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

Настоящий договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения и по иным основаниям, предусмотренным ЖК РФ.

В случае прекращения настоящего договора, в связи с утратой (разрушением) жилого помещения нанимателю предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Чулыма.

По истечению срока действия настоящего договора наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с п.6 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» однократно договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок (л.д.11-15).

Договор найма <адрес> «а», <адрес> от 26 марта 2014 года , заключенный администрацией Чулымского района с Христенко А.В., содержит аналогичные условия (л.д.17-21).

В соответствии со свидетельством о заключении брака, Христенко А.В. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак к Валл А.А., ей присвоена фамилия Валл О.К., запись акта о браке от ДД.ММ.ГГГГ , в отделе ЗАГС <адрес> управления по делам ЗАГС <адрес>, код 95400006 (л.д.29).

Согласно паспорту серии , выданному ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Валл О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в праве проживания по <адрес> кВ.1, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Согласно паспорту серии , выданному Отделением УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Христенко А.В. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в праве проживания по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Аналогичное следует из сообщений миграционного пункта Отделения МВД России по Чулымскому району (л.д.81, 84).

Из свидетельства о заключении брака следует, что ДД.ММ.ГГГГ Христенко А.В. заключил брак с ФИО9 (л.д.78), они имеют троих несовершеннолетних детей (л.д.75, 76, 77).

В соответствии с заключениями о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации от 24 января 2019 года, Христенко О.В. является нанимателем жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения от 26 марта 2014 года: 632551, <адрес>. Христенко А.В. является нанимателем жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ: 632551, <адрес>. Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания указанным лицам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации не выявлены (л.д.160, 161).

26 марта 2019 г. Христенко А.В. заключил с администрацией Чулымского района договор социального найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, обшей площадью 33,0 кв.м по адресу: <адрес> для проживания в нем (л.д.43-47).

Как следует из сообщений отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области от 09 апреля 2019 года, согласно данным государственного статистического учета 05 апреля 2019 года по адресу: <адрес>, был зарегистрирован пожар многоквартирного жилого дома (л.д.22); от 01 октября 2019 года следует, что по факту пожара 8-и квартирного жилого дома, происшедшего 05 апреля 2019 года по адресу: <адрес>, постановлением от 01 октября 2019 года в возбуждении уголовного дела отказано в соответствии с п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ (л.д.23, 109).

Постановлением дознавателя ОНДиПР по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области от 01 октября 2019 года отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершенном преступлении, предусмотренного ст.168 УК РФ, по факту пожара 8-и квартирного жилого дома, происшедшего 05 апреля 2019 года по адресу: <адрес>, по основаниям п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием события преступления (л.д.24-26, 70-71,110-112).

Согласно заключению межведомственной комиссии по оценке приобретаемых в муниципальную собственность Чулымского района Новосибирской области жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия по оценке приобретаемых в муниципальную собственность <адрес> жилых помещений провела выездную проверку относительно объекта жилого фонда, расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что в ночь с 04 апреля 2019 года на 05 апреля 2019 года в доме по <адрес> произошел пожар. Из 8 квартир практически полностью выгорело 6 квартир. Возгорание началось с <адрес>. По предварительным данным сотрудников МЧС причиной возгорания послужило короткое замыкание электропроводки. Комиссией принято решение оказать жильцам содействие в восстановлении документов, в сборе вещей первой необходимости (одежда, постельное белье, кухонная утварь (л.д.87).

Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Чулымского района от 05 апреля 2019 года рекомендовано администрации Чулымского района обратиться в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с предложением использовать финансовые средства, предусмотренных в 2019 года в бюджете <адрес>, для приобретения жилья для пострадавших (л.д.86).

Как следует из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования комиссия пришла к выводу, что считает нецелесообразным восстановление вышеуказанного жилого дома, а для решения жилищного вопроса, пострадавших от пожара, граждан обратиться к заместителю Губернатора Новосибирской области и в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с целью получения финансовой помощи для приобретения восьми квартир в муниципальную собственность (л.д.88).

11 апреля 2019 года администрация Чулымского района обратилась в Министерство туда и социального развития Новосибирской области и к заместителю Губернатора Новосибирской области с просьбой получения финансовой помощи для решения жилищного вопроса пострадавших от пожара граждан, указав, что в результате пожара жилой дом практически полностью уничтожен огнем, дальнейшее проживание граждан в данном доме не представляется возможным (л.д.89, 90, 91,92).

Как следует из сообщения заместителя Губернатора Новосибирской области № 276-08/17-19 от 15 апреля 2019 года, по информации Министерства труда и социального развития Новосибирской области, Христенко О.В., Христенко А.В. и др. оказана материальная и натуральная помощь в связи с пожаром в многоквартирном доме. Право на обеспечение данных граждан жилыми помещениями, как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовано в 2014 году. Выделение средств для приобретения жилья из резервного фонда Правительства Новосибирской области не представляется возможным.

Расселение пострадавших после пожара вышеуказанного дома граждан возможно в рамках реализации на территории города Чулыма подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно- коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16 февраля 2015 года № 66-п, при условии признания этого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д.93-94).

Из сообщения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строение многоквартирного дома по адресу: <адрес> может быть демонтировано, так как ценности для дознания по пожару более не представляет (л.д.95).

По заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ года ФГБУ «Судебно-экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новосибирской области, наиболее вероятным источником зажигания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, явилось тепловое воздействие аварийного режима работы эл.оборудования. Очаг пожара находился внутри пристройки к <адрес> верхней части, возможно на уровне перекрытия (л.д.104 – 108).

Согласно заключению комиссии по списанию муниципального имущества Чулымского района Новосибирской области, закрепленного на праве оперативного управления за администрацией Чулымского района и имущества, составляющего муниципальную казну от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: <адрес> признаны непригодными для дальнейшего использования (квартиры с по ) и рекомендовано их списать (л.д.98-101).

Постановлением администрации Чулымского района от ДД.ММ.ГГГГ разрешено списание объектов недвижимости, входящих в состав муниципальной казны <адрес>, расположенных по <адрес>. В срок до ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести демонтаж указанного объекта (л.д.102-103).

Из представленных фотографий следует, что в результате пожара уничтожены жилые помещения в многоквартирном доме (л.д.162-164).

Как следует из акта от 21 октября 2019 года, произведен демонтаж указных выше объектов недвижимости (л.д.113).

Согласно сообщению администрации г.Чулыма Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ , Валл О.В. и Христенко А.В. заявления о предоставлении жилых помещений, в связи с признанием их жилья непригодным для проживания и подлежащими сносу, в том числе вне очереди, не подавали.

Валл О.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма в администрации г.Чулыма не состоит. Жилое помещение из маневренного фонда после пожара, имевшего место в ее жилье в апреле 2019 года, администрацией г.Чулыма не предоставлялось.

Семья Христенко А.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма в администрации г.Чулыма, состоит (заявителем являлась его супруга ФИО10) с ДД.ММ.ГГГГ. Номер очереди - 75.

В настоящее время семья Христенко А.В. воспользовалась формой государственной поддержки для многодетных семей в виде денежной компенсации в сумме 216000 рублей взамен предоставления земельного участка (л.д.136).

Согласно заявлению Христенко А.В., Христенко О.В., и др. от 20 декабря 2019 года, они обратились к главе администрации Чулымского района Новосибирской области с просьбой повторного расселения, в связи с трудной жизненной ситуацией, случившейся в связи с пожаром на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, который уничтожил полностью все жилое помещение и их имущество. Указанное жилье было предоставлено им, как детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма. Жилье ими не приватизировано, договоры заключены на 5 лет (л.д.27).

Из сообщения администрации Чулымского района от 24 декабря 2019 года следует, что вопрос о повторном расселении находится на контроле у главы Чулымского района, а варианты его решения в настоящее время прорабатываются совместно с региональными органами власти (л.д.28).

Согласно выпискам из ЕГРН от 12 декабря 2016 года, 01 марта 2021 года, в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО10, ФИО11, ФИО11 по 1\3 доли за каждым в общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Ограничение (обременение) права – ипотека в силу закона (л.д. 144 – 146, 147-149, 150-152, 172-175, 176-177, 178-180, 181-183).

Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в ЕГРН в период с 26 марта 2014 года, по 01 марта 2021 года отсутствуют сведения о правообладателе Валл (Христенко) О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.165, 166-168).

Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в ЕГРН в период с 26 марта 2014 года, отсутствуют сведения о правообладателе Христенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО18 ЕА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 169, 170-171).

Свидетель Свидетель №1 пояснила, что она является начальником отдела опеки и попечительства администрации Чулымского района. Валл (Христенко) О.В. и Христенко А.В. состояли на учете в органе опеки, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году они были обеспечены благоустроенными квартирами, расположенными в многоквартирном жилом доме по <адрес>. На протяжении всего времени истцы в квартирах фактически не проживали. Валл О.В. проживала и работала в г.Новосибирске. Христенко А.В. работал в <адрес>, женился, родились дети, на материнский капитал им был приобретен жилой дом, в котором и проживал истец. Истцы имели задолженность по оплате за коммунальные услуги. Сотрудники отдела всегда разыскивали Валл О.В. и Христенко А.В., чтобы они принимали меры по погашению задолженности, сохранности жилья и наведению порядка на придомовой территории, так как Христенко А.В. некоторое время сдавал жилье в поднаем, что недопустимо в период нахождения жилого помещения в специализированном фонде. За период срока действия договора истцы никаких претензий и обращений по качеству жилья и его обслуживания не предъявляли.

В апреле 2019 года произошел пожар, многоквартирный дом стал непригодным для проживания в нем. Валл О.В. и Христенко А.В. появились через несколько дней после произошедшего, материальной помощи истцам не предоставлялось, так как фактически они в квартирах не проживали, своего имущества и личных вещей в нем Валл О.В. не имела, оно не было утрачено вследствие пожара, лишь было затоплено водой. У Христенко А.В. сгорело имущество.

Полагает, что нуждаемости в этих жилых помещениях у истцов не было, так как Валл О.В., Христенко А.В. в них не проживали, участия в содержании не принимали, о трудной жизненной ситуации не заявляли. Валл О.В. выбыла из г.Чулыма и фактически проживает в г.Новосибирске.

Им разъяснялся порядок оформления жилья на основании договоров социального найма с возможностью дальнейшей приватизацией жилья. Раз в год они обследовали жилищно-бытовые условия проживания Валл О.В. и Христенко А.В., но истцов по месту регистрации не было. Орган опеки предпринимал меры по розыску и установлению местонахождения истцов через соцсети, родственников, опекуна ФИО12, посредством телефонных переговоров. На момент передачи жилья в социальный наем срок действия договора найма специализированного жилого помещения 5 лет истек. Истцы предоставили все документы. По заключению органа опеки, они не признаны, как лица находящиеся в трудной жизненной ситуации, о чем было выдано заключение о передаче им жилья по договору социального найма с постановлением администрации <адрес> от февраля 2019 года. Истцы были согласны на передачу жилья по договорам социального найма с последующей приватизацией. Договор социального найма был заключен с Христенко А.В., с Валл О.В. договор не заключался.

Свидетель Свидетель №2 пояснила, что она работает в должности начальника отдела имущества и земельных отношений администрации Чулымского района. Ей известно, что Валл О.В. и Христенко А.В. было предоставлено жилье по адресу: <адрес>, квартиры № и 2. В год предоставления жилья в администрацию Чулымского района было коллективное обращение всех жильцов о промерзании дверей жилого дома. Замечания были устранены, двери заменены на деревянные. Также были обращения по подъездным путям к канализационной емкости. Иных обращений от жильцов, в том числе Валл О.В. и Христенко А.В. не поступало.

С момента предоставления жилья истцы вселились в квартиры, некоторое время проживали в них, имели задолженности по оплате коммунальных услуг. В дальнейшем истцы, в связи с наличием у них задолженности, всегда разыскивались, так как по месту регистрации не проживали. На комиссиях Валл О.В. неоднократно объясняла, что в квартире фактически не проживает, так как в г.Чулыме не может трудоустроиться, уехала работать в г.Новосибирск. На момент пожара в квартирах Валл О.В. и Христенко А.В. проживали квартиросъемщики. Христенко А.В. переехал из этой квартиры задолго до пожара, так как за средства материнского капитала его семья приобрела жилой дом, в котором они проживали.

По окончанию срока действия договора найма, сведений о сложившейся тяжелой жизненной ситуации истцов не имелось. По заключению органа опеки было предложено с данными лицами заключить договоры социального найма жилого помещения.

Накануне пожара данный договор с Христенко А.В. был заключен, договор с Валл О.В. был подготовлен, но своевременно она его не заключила, так как не явилась.

На момент предоставления жилых помещений по договорам найма в 2014 года Валл О.В. и Христенко А.В. нуждались в этом, однако, на момент пожара в 2019 году, полагает, что нуждаемости не было. В результате пожара личных вещей истцов не пострадало, в связи с их отсутствием, ценны вещей в квартирах они не имели. Для лиц, которые на момент пожара проживали в многоквартирном доме, был организован сбор необходимых вещей, финансовых средств, оказана материальная помощь. Валл О.В. и Христенко А.В. помощь была оказана населением. Администрация района обращалась к вышестоящим органам с просьбой выделения средств из областного бюджета для приобретения жилья пострадавшим, в чем было отказано, в связи с реализацией этими гражданами своих прав.

Таким образом, право на получение жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения Валл О.В. и Христенко А.В. было реализовано в 2014 г.. Сроки договоров найма таких помещений, заключенных между ответчиком и истцами, ( 5 лет) истек 26 марта 2019 г.. Оснований для их продления администрацией Чулымского района не усмотрено. Истцами данный факт не оспорен. Пролонгации в силу действующего законодательства такие договоры не подлежат. Христенко А.В. с администрацией Чулымского района 26 мата 2019 г. был заключен договор социального найма. Валл О.В. такой договор не подписан (л.д. 139-143).

Сам по себе факт того, что предоставленные истцам жилые помещения стали непригодными для проживания не является безусловным основанием для повторного предоставления жилья, а служит поводом для постановки проживающих в таком жилье на учет в качестве нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения, в том числе во внеочередном порядке. Как следует из материалов дела, семья Валл О.В. и Христенко А.В. с заявлением о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке в администрацию г. Чулыма не обращались. Христенко А.В. состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий под № 75, Валл О.В. в такой очереди не состоит.

Правовых оснований для повторного предоставления истцам жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» судом не установлено, поскольку после истечения срока договора найма специализированного жилищного фонда к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации ( ст.ст. 49, 52, 57 ЖК РФ), регулирующие вопросы заключения и расторжения договоров социального найма, в том числе в случае признания в установленном законом порядке жилого помещения непригодным для проживания ( в том числе в случае пожара).

Доводы представителя истцов об обязанности администрации Чулымского района предоставить им жилые помещения на основании договоров социального найма в силу ст. 86 ЖК РФ основаны на неверном толковании закона. Решение о сносе жилого дома администрацией Чулымского района не принималось, т.к. объект был уничтожен пожаром, о чем свидетельствуют представленные в деле акты, заключения, фотографии. Принято лишь решение о снятии с баланса и демонтаже оставшихся конструкций. Ответчик обращался в администрацию г. Чулыма с требованием рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома по <адрес> а, <адрес> непригодным для проживания (л.д.184), однако ответа на обращение из администрации г. Чулыма не поступило, о чем заявил представитель ответчика.

Кроме того, сроки действия договоров найма специализированного жилищного фонда от 26 марта 2014 г., на нормы которого ссылается представитель истцов в обоснование требований, на момент пожара в многоквартирном доме истекли. Однако и из положений указанных договоров также не следует обязанность администрации Чулымского района в случае пожара предоставить истцам другое жилье.

Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Чулымского района не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма. Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно положениям Закона Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 05.06.2013 N 331-ОЗ администрация Чулымского района наделена полномочиями лишь по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан за счет средств областного бюджета. Свое обязательство ответчик в отношении Валл О.В. и Христенко А.В. исполнил.

Не смотря на нормы указанного выше Федерального закона, администрацией Чулымского района принимались меры по решению жилищного вопроса Валл О.В. и Христенко А.В. после пожара, направлялись письма о выделении денежных средств, в то числе по линии ГО и ЧС, однако вышестоящими инстанциями в этом было отказано, в том числе со ссылкой на реализацию истцами права на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда.

В связи с изложенным суд находит исковые требования Валл О.В. и Христенко А.В. не подлежащими удовлетворению.

Сведения об уплате истцами задолженности по услуге теплоснабжения перед МУП «Чулым-Сервис» (л.д.79, 80) ООО «Регион» по услуге за холодное водоснабжение (л.д.82, 83), а также акты обследования жилищно-бытовых условий их проживания (л.д.154, 155, 156, 157, 158, 159) в данном случае сути дела не меняют, правового значения при разрешении настоящего спора не имеют.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательств, позволяющих суду принять иное решение, сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Валл Оксаны Владимировны и Христенко Александра Владимировича к администрации Чулымского района Новосибирской области о возложении обязанности предоставить жилые помещения - благоустроенные квартиры, применительно к условиям г.Чулыма Новосибирской области, равноценные взамен утраченных квартир, располагавшихся в жилом <адрес> в <адрес>, который был снесен после пожара на основании договоров социального найма жилых помещений отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Комарова Т.С.

В окончательной форме решение изготовлено 10 марта 2021 года

Председательствующий: подпись Комарова Т.С.

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-73/2021 Чулымского районного суда Новосибирской области.

УИД 54RS0042-01-2021-000018-41

2-73/2021 ~ М-8/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Христенко Александр Владимирович
Валл Оксана Владимировна
Ответчики
Администрация Чулымского района НСО
Другие
Васильев Дмитрий Николаевич
Суд
Чулымский районный суд Новосибирской области
Судья
Комарова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
chulymsky--nsk.sudrf.ru
12.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее