Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-5/2021 (12-61/2020;) от 23.11.2020

Дело № 12-5/2021

РЕШЕНИЕ

13 января 2021г.                 г. Семикаракорск

Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Гетманова Ж.В., рассмотрев в отрытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на постановление Старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, начальника отдела государственного надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Данилова Д.С. от 18 сентября 2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия от 18 сентября 2020г. Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

МУП «Водоканал» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, просит суд его изменить, снизить размер административного штрафа до 75 000 рублей по основаниям, подробно изложенным в жалобе.

15 декабря 2020г. было заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Определением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2020г. ходатайство представителя МУП «Водоканал» Чекман Н.А. о восстановлении срока обжалования было удовлетворено, причины пропуска срока признаны обоснованными.

Представитель МУП «Водоканал» Чекман Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме, представила дополнительные письменные пояснения по делу, ходатайствовала о приобщении к материалам дела письменных пояснений, которое судом удовлетворено. Также относительно применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, пояснила суду о том, что заявитель привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ впервые, просила учесть частичное погашение штрафа, тяжелое финансовое положение МУП «Водоканал», а также что выявленные нарушения являются незначительными, в связи, с чем просила снизить размер административного штрафа.

Административный орган в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст.ст. 25.15, 30.6 КоАП РФ, признает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившейся стороны.

Выслушав представителя МУП «Водоканал» Чекман Н.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и водных объектах, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из ч.1 ст. 44 данного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Как следует из ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (п.1 ч. 6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Исходя из положений ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Из материалов дела об административном правонарушении и оспариваемого постановления от 18 сентября 2020г. , следует, что МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Дон по выпускам , в том числе: с 13 часов 50 минут по 15 часов 07 минут 09 июля 2020г.; с 8 часов 30 минут по 14 часов 25 минут 16 июля 2020г.; с 9 часов 10 минут по 10 часов 35 минут 17 июля 2020г.; с 10 часов 53 минут по 13 часов 00 минут 27 июля 2020г., превышая максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27 декабря 2017г., что является нарушением ч.4 ст.35 Федерального закона от 03 июня 200г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», согласно которой количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, ч 1 ст.44 Федерального закона от 03 июня 2006г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», согласно которой использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, ч.4 ст.56 Федерального закона 03 июня 2006г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», согласно которой содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах, не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Дон по выпускам , в том числе: с 13 часов 50 минут по 15 часов 07 минут 09 июля 2020г.; с 8 часов 30 минут по 14 часов 25 минут 16 июля 2020г.; с 9 часов 10 минут по 10 часов 35 минут 17 июля 2020г.; с 10 часов 53 минут по 13 часов 00 минут 27 июля 2020г., превышая максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах в отсутствие декларируемых объемов или масс сбросов загрязняющих веществ в водный объект, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, что является нарушением п.1 ст.31.2 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП «Водоканал» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно копией протокола об административном правонарушении от 14 сентября 2020г. (л.д. 4-14); копией постановления от 18 сентября 2020г. о назначении административного наказания (л.д. 15-26); копией Устава МУП «Водоканал» (л.д.27-38); копией выписки из ЕГРЮЛ на МУП «Водоканал» (л.д.40-44); копией акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 26 августа 2020г. (л.д.121-171); копией предписания от 26 августа 2020г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д.172-180); копией приказа от 28 июля 2020г. о продлении сроков проведения плановой выездной проверки (л.д.181); копией приказа от 26 июня 2020г. о продлении сроков проведения плановой выездной проверки (л.д.182-189); кроме того факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица заявителем не оспаривалась.

Оценивая имеющихся доказательств по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ, суд считает правильным вывод административного органа о наличии в действиях МУП «Водоканал» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу, вынесении оспариваемого постановления, в том числе существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал», судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оснований для применения положения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Вместе с тем, назначенное административное наказание подлежит изменению.

Санкция ч.4 ст.8.13 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Положениями ч.ч.1,3 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи КоАП РФ (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014г. № 4-П по административным правонарушением минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Конституционным судом указано, что необходимо применять к юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, справедливые и соразмерные характеру совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению, а также иным имеющим существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельствам административные наказания.

Учитывая приведенные нормы в их совокупности, следует, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч.2 ст.3.1 КоАП РФ), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.2 ст.4.2 КоАП РФ). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов.

Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, руководствуясь общими правилами применения административных наказаний, суд полагает необходимым учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

При этом, суд учитывает финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, выполнение МУП «Водоканал» деятельности по решению социально значимых задач по снабжению населения водой и приему сточных вод, отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, частичное погашение штрафа (л.д.78).

В связи с этим, суд приходит к выводу, что имеются основания для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ о снижения судом размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия от 18 сентября 2020г. о назначении административного наказания по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия от 18 сентября 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в части назначения административного штрафа в размере 150 000 рублей изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области.

Судья                        

12-5/2021 (12-61/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
МУП "Водоканал"
Суд
Семикаракорский районный суд Ростовской области
Судья
Гетманова Жанна Васильевна
Статьи

ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на сайте суда
semikarakorsky--ros.sudrf.ru
23.11.2020Материалы переданы в производство судье
14.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
14.01.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021Вступило в законную силу
29.01.2021Дело оформлено
22.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее