мировой судья Л.П. Волкова дело № 12-59/2018
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 16 марта 2018 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - администрации КГО Петуховой О.В., действующей на основании доверенности № 3 от 12 декабря 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу администрации Костомукшского городского округа на постановление мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша Республики Карелия от 10 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации Костомукшского городского округа,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша Республики Карелия от 10 февраля 2018 года администрация Костомукшского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, а с учетом ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, - 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация Костомукшского городского округа обратилась в суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об его отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указано, что при проведении измерений должностным лицом полиции не были соблюдены требования инструкции по эксплуатации рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР, в результате чего были получены неверные данные о размерах глубины колейности. Наличие на зимних дорогах колейности допускается, если предельно допустимая глубина колеи составляет до 3 см. Поскольку порядок измерения глубины дорожной колеи должностным лицом полиции был нарушен, то сделать вывод о точности произведенных замеров невозможно. Кроме этого, мировой судья не учел, что администрацией КГО были предприняты все возможные меры для обеспечения соблюдения требований безопасности при содержании дороги: заключен муниципальный контракт № 112 с ООО «Лесфорвард», на которое возложены обязанности по содержанию муниципальных дорог; финансирование работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется администрацией КГО своевременно и в соответствии с указанным муниципальным контрактом; контроль исполнения работ по содержанию автомобильных дорог ООО «Лесфорвард» осуществляется надлежащим образом. Произошедшее 31 декабря 2017 года дорожно-транспортное происшествие у дома № 4 по ул. Ленинградская в гор. Костомукша не является следствием ненадлежащего состояния автомобильной дороги. Просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении за малозначительностью.
В судебном заседании защитник юридического лица - администрации Костомукшского городского округа Петухова О.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме по доводам, изложенным в жалобе и дополнительных пояснениях. Просит суд постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор дорожного надзора ОВ ДПС ГИБДД Отделения МВД России по гор. Костомукше Скваж А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша РК от 10 февраля 2018 года оставить без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия постановления по делу об административном правонарушении получена администрацией Костомукшского городского округа 21 февраля 2018 года, что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении заказной корреспонденции. Жалоба подана в Костомукшский городской суд РК через судебный участок 02 марта 2018 года, что подтверждается оттиском входящей корреспонденции (вх. № 696). В связи с вышеизложенным считаю, что процессуальный срок на обжалование постановления мирового судьи заявителем не пропущен.
Выслушав явившегося участника производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ в порядке производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к вопросам местного значения.
Из п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее по тексту - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. № 221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее по текст у - ГОСТ Р 50597-93)
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования, требования к уровню зимнего содержания» (далее по тексту - ГОСТ 33181-2014), зимнее содержание автомобильных дор определяется как комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойно движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включая защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
Пунктами 7.1, 7.2 ГОСТ 33181-2014 определено, что не допускается наличие зимней скользкости на автодорогах всех уровней содержания. Уплотненный снежный покров не должен иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, и колею глубин более 3 см.
Поскольку администрация КГО является юридическим лицом, в обязанности которого, в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 4 ст. 6, ст.ст. 14, 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» входит осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, государственный инспектор дорожного надзора ОВ ДПС ГИБДД Отделения МВД России по гор. Костомукше Скваж А.А. в отношении указанного юридического лица 24 января 2018 года составил протокол серии 10КР № 082912 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Основанием для привлечения администрации Костомукшского городского округа к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 31 декабря 2017 года в 17 часов 30 минут на проезжей части около дома № 4 по ул. Ленинградская в гор. Костомукша Республики Карелия администрация КГО, в нарушение требований п. 13 Основных положений, п.п. 3, 3.1.7, 3.1.11, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, допустила образование колеи в снежном накате глубиной 12 см., что привело к ДТП, в результате которого три автомобиля получили механические повреждения.
Обстоятельства нарушения администрацией КГО правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом серии 10КР № 082912 об административном правонарушении от 24 января 2018 года (л.д. 2-6), рапортом оперативного дежурного Отделения МВД России по гор. Костомукше от 31 декабря 2017 года (л.д. 8), рапортом инспектора ДПС ОГИБДД Отделения МВД России по гор. Костомукше от 31 декабря 2017 года (л.д. 9), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 31 декабря 2017 года (л.д. 11), свидетельством № 106042 о поверке рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР, регистрационный номер в ФИФ 20576-00, действительным до 29 мая 2018 года (л.д. 12); фототаблицей (л.д. 20-25); сообщением генерального директора ООО «Лесфорвард» № 1 от 12 января 2018 года (л.д. 59); муниципальным контрактом № 112 от 25 октября 2017 года, заключенным между администрацией КГО и ООО «Лесфорвард» на выполнение работ по содержанию муниципальных дорог (л.д. 60-65); ведомостью объемов работ по содержанию муниципальных дорог, являющейся приложением к муниципальном контракту (л.д. 66-70); Положением о системе качества по содержанию муниципальных дорог (л.д. 75-77); выпиской из Единого реестра муниципального имущества от 12 января 2018 года, подтверждающей, что автомобильная дорога по ул. Ленинградская является собственностью муниципального образования «Костомукшский городской округ» (л.д. 79-80); Уставом муниципального образования «Костомукшский городской округ» с изменениями и дополнениями (л.д. 83-183).
Указанные выше доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, мировым судьей им дана оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за содержание указанного участка дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, юридическое лицо не выполнило требования к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения, допустив тем самым нарушение требований ГОСТ 50597-93, ГОСТ 33220-2015, п. 13 Основных положений, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации КГО состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о том, что в действиях администрации КГО имеются основания для прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, нахожу необоснованными, поскольку мировым судьей в постановлении указаны мотивы, по которым он не применил правила о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Обстоятельства, приведенные заявителем в жалобе, могут учитываться лишь при решении вопроса о размере наказания. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении конкретного дела является правом судьи. В данном случае указанным правом мировой судья не воспользовался, соответствующим образом обосновав свой вывод по данному вопросу.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления мирового судьи, и не являются основанием к его отмене.
Неустранимых сомнений в виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении жалобы на состоявшееся по делу об административном правонарушении постановление, не установлено.
Административное наказание назначено администрации КГО в соответствии с минимальной санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан
Назначенное наказание является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения, его последствиям, в связи с чем оснований для изменения вида и размера наказания не усматриваю.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Поскольку нарушений норм процессуального права мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении администрации КГО не допущено, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша Республики Карелия от 10 февраля 2018 года не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша Республики Карелия от 10 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации Костомукшского городского округа оставить без изменения, жалобу администрации Костомукшского городского округа - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Е.С. Бехтерев