Дело № 2а-836/2016
Решение
Именем Российской Федерации
г.Ковылкино 07 декабря 2016 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Зориной С.А.,
при секретаре судебного заседания Тишковой О.В.,
с участием:
административного истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Ковылкинском, Зубово- Полянском, <адрес>х, его представителя Лапиной Н.Р., действующей на основании доверенности от 09.11. 2016г.,
административного ответчика - администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Мозгачевой В.В., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском, Зубово - Полянском, Торбеевском районах к администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
Административный истец - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском, Зубово - Полянском, Торбеевском районах обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в том, что в ходе рассмотрения обращения граждан, проживающих в д.Андреевка, Ковылкинского района Республики Мордовия, установлено, что в указанном населенном пункте система питьевого и хозяйственного водоснабжения представлена одной артезианской скважиной и разводящей сетью протяженностью около 2 км. Согласно информации администрации Ковылкинского муниципального района РМ водопровод и водонапорная башня на балансе администрации не состоят, являются бесхозяйными объектами. Таким образом, указанная артезианская скважина является единственным источником питьевого водоснабжения населения д.Андреевка, Ковылкинского района РМ не имеет собственника, балансодержателя, т.е. является бесхозяйным объектом.
Администрацией Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ меры по юридическому закреплению права муниципальной собственности на указанный объект не приняты, что влечет за собой невозможность определения лица, ответственного за содержание указанного имущества, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Согласно требованиям ч.5.1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» уполномоченные органы власти обязаны утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений в шестимесячный срок с даты принятия генеральных планов соответствующих муниципальных образований, схемы водоснабжения и водоотведения.
Наличие оформленного правового статуса объектов жилищно- коммунального хозяйства является обязательным условием принятия и осуществления инвестиционных программ организаций ЖКХ (ч.2 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ).
Бездействие органов местного самоуправления в решении названного вопроса напрямую влияет на техническое состояние водоснабжающих объектов, иных инженерных систем, а также качество коммунального обслуживания населения.
Юридические лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, должны руководствоваться санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Нарушения указанных требований представляет собой прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровья населения д. Андреевка, Ковылкинского муниципального района РМ и могут повлечь за собой возникновение массовых инфекционных заболеваний.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
С учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии комплекса мер, необходимых для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов недвижимости - артезианская скважина, водонапорная башня, водопровод, расположенных по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Республике Мордовия с заявлением о принятии на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - артезианская скважина, водонапорная башня, водопровод, расположенных по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Лапина Н.Р. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Мозгачева В.В. исковые требования признала. При этом пояснила, что в настоящее время оформляются документы на указанные объекты.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Положения, зафиксированные в ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации юридические и физические лица обязаны бережно относиться к природным ресурсам.
В соответствии со ст.26 ФЗ «Об охране окружающей среды», добыча подземных вод должна осуществляться в пределах нормативов допустимого их изъятия, с учетом ограничения добываемого объема в целях сохранения природных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В соответствии со ст.255 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.2 раздел 1 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Министерством экономического развития РФ от 22 ноября 2013 г., следует, что учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п.4 раздела 2 названого Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия» от 07.12.2016 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества: водонапорная башня, водопровод, артезианская скважина, расположенные по адресу: <адрес>.
Из сообщения администрации Ковылкинского муниципального района республики Мордовия от 07.12.2016г. следует, что на территории администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района имеются следующие бесхозяйные объекты: артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью <N> км.ол ва: водонапорная башня, щество и сделок с ним отсутствуют сведения ол зарегистрированных права
По сообщению администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района республики Мордовия от 06.12.2016г. следует, что на территории администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района имеются следующие бесхозяйные объекты: артезианская скважина, водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водопровод, расположенный по адресу: <адрес> и <адрес>.ол ва: водонапорная башня, щество и сделок с ним отсутствуют сведения ол зарегистрированных права
Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанные объекты, расположенные на территории Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ является бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не состоят, собственник данных объектов неизвестен, подтверждающих документов на них не имеется.
При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами административного истца, приходит к мнению, что бездействие администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет бесхозяйной артезианской скважины, водонапорной башни, водопровода, существенно нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
Руководствуясь статьями 270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском, Зубово - Полянском, Торбеевском районах к администрации Примокшансокго сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Примокшанского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет бесхозяйной артезианской скважины, водонапорной башни и водопровода, расположенных в <адрес>
Обязать администрацию Примокшансокго сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия выполнить действия по постановке на учет бесхозяйной артезианской скважины, водонапорной башни, расположенных по адресу: <адрес>; водопровода, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия: С.А.Зорина
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2016г.
ол ва: водонапорная башня, щество и сделок с ним отсутствуют сведения ол зарегистрированных права
ол ва: водонапорная башня, щество и сделок с ним отсутствуют сведения ол зарегистрированных права