Дело № 2-720/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 30 мая 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
заявителя Небрасова Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Небрасова Г.С. о признании отказа государственного органа незаконным,
у с т а н о в и л:
Небрасов Г.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике (далее - Гостехнадзор), в регистрации трактора и обязании Гостехнадзора совершить действия по его регистрации.
В обоснование заявленных требований Небрасов Г.С. указал, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел у Можгинского кооператива «<***>» трактор колесный <***>, заводской №, <данные изъяты> года выпуска, за который уплатил 1821 руб.. Письменный договор купли-продажи не составлялся, при этом, имеется накладная от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск указанной техники и квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. На учете в инспекции Гостехнадзора трактор не состоит, о чем имеется указание в акте государственного технического осмотра машины от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в инспекцию Гостехнадзора с заявлением о регистрации трактора и выдаче государственного регистрационного знака. Однако получил отказ со ссылкой на отсутствие регистрационных документов на трактор. Отсутствие государственной регистрации препятствует ему в осуществлении прав пользования и распоряжения имуществом. Считает, что органы Гостехнадзора не вправе были отказать ему в регистрации трактора, поскольку им были предоставлены документы, подтверждающие право собственности, а именно: накладная и квитанция об оплате. Фактически договор купли-продажи, по которому продавец обязуется передать вещь в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную сумму, был исполнен. Просит признать отказ Гостехнадзора в регистрации трактора колесного <***>, заводской №, <данные изъяты> года выпуска незаконным и обязать его зарегистрировать указанный трактор.
В судебном заседании заявитель Небрасов Г.С. заявление подержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просит требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике в лице Можгинского отдела инспекции Гостехнадзора УР по <***>, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Небрасов Г.С. обратился в Можгинский отдел инспекции Гостехнадзора УР по <***> с заявлением о регистрации самоходной техники -трактора <***> и выдаче государственного регистрационного знака, приложив к заявлению накладную от ДД.ММ.ГГГГ, по которой Можгинский кооператив «<***>» отпустил Небрасову Г.С. трактор <***> по цене 1821 руб. и квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая уплату Небрасовым Г.С. указанной суммы. ДД.ММ.ГГГГ также был проведен государственный технический осмотр трактора, однако, в регистрации и постановке на учет трактора органом Гостехнадзора Небрасову Г.С. было отказано в связи с отсутствием регистрационных документов на технику.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995г., № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Из содержания указанных норм материального права следует, что регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
В соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится в том числе, и на основании заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся также в Правилах государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпромом РФ 16.01.1995г..
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (в ред. постановления Правительства РФ от 22.06.2009г., № 511) было предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 01 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Вместе с тем, пунктом 2 постановления установлено, что на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, паспорта выдаются органами Гостехнадзора.
Как установлено судом, трактор <***>, за регистрацией которого обратился заявитель, выпущен до ДД.ММ.ГГГГ. Постановка вышеуказанного транспортного средства на учет в органах Гостехнадзора и выдача паспорта на него ранее не осуществлялась.
В связи с этим, в рассматриваемом случае наличие паспорта на трактор не являлось обязательным условием для его регистрации.
В соответствии с п. 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995г, Минсельхозпромом РФ 28.06.1995г., предусмотрено, что Государственные инспекции Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Как усматривается из материалов дела, Небрасовым Г.С. в Гостехнадзор представлена накладная от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой кооператив «<***>» передал Небрасову Г.С. трактор <***> по цене 1821 руб., в свою очередь, Небрасов Г.С уплатил указанную сумму, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая нахождение трактора во владении у заявителя можно сделать вывод, что обязательства по договору купли-продажи сторонами исполнены надлежащим образом, правомерность заключения сделки никем не оспаривается.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ у Небрасова Г.С. возникло право собственности на вышеуказанную технику.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в регистрации трактора, принадлежащего Небрасову Г.С., органом Гостехнадзора не имелось, действия по отказу в регистрации техники, в связи с непредоставлением регистрационных документов на него, нарушают права и свободы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд считает заявление Небрасова Г.С. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Небрасова Г.С. удовлетворить.
Признать отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике (Гостехнадзор по <***>) в регистрации трактора колесного марки <***>, заводской №, <данные изъяты> года выпуска, принадлежащего Небрасову Г.С., незаконным.
Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике (Гостехнадзор по <***>) зарегистрировать за Небрасовым Г.С. трактор колесный марки <***>, заводской №, <данные изъяты> года выпуска.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: Смагина Н.Н.