Дело № 2-300/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 10 апреля 2018 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием помощника прокурора г. Кандалакши Свильповой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 села Алакуртти», администрации муниципального образования Кандалакшский район о возложении обязанности обеспечить финансирование работ и произвести работы по установке ограждения территории,
третье лицо – администрация сельского поселения Алакуртти,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 села Алакуртти» (далее по тексту – МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти»), администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее по тексту – администрация МО Кандалакшский район) о возложении обязанности обеспечить финансирование работ и произвести работы по установке ограждения территории школы. В обоснование иска указано, что прокуратурой города Кандалакши по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о безопасности детей в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» не принято надлежащих мер к ограждению территории образовательной организации. Отсутствие периметрального ограждения создаёт потенциальную угрозу проникновения посторонних лиц на территорию школы, совершения террористических актов; влечёт за собой нарушение прав обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, подвергает опасности жизнь и здоровье детей. Просит суд обязать администрацию МО Кандалакшский район в срок до <дата> обеспечить финансирование работ по установлению ограждения МАОУ «СОШ № 3» с. Алакуртти; обязать МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» в срок до <дата> произвести работы по установке ограждения территории МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти».
В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакши Свильпова Н.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» Мурзанаев В.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Пояснил, что после окончательного оформления документов на землю для школы и его ходатайства о финансировании строительства забора вокруг школы, был определён порядок финансирования строительства и подписано соглашение с Управлением образования, согласно которому забор будет построен до <дата>.
Представители администрации МО Кандалакшский район о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, представили письменный отзыв на иск, в котором указывают, что ими приняты все меры, направленные на организацию и реализацию мероприятий по финансированию МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» на установку периметрального ограждения территории школы. Так в муниципальной программе «Развитие образования Кандалакшского района» в подпрограмме 2 «Развитие современной инфраструктуры систем образования в п. 2.3 «Мероприятия «Обеспечение антитеррористической и противокриминальной безопасности организаций образования» администрацией МО Кандалакшский район на 2018 год предусмотрены ассигнования на установку периметрального ограждения территории МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» в сумме 1350 тыс. рублей. В соответствии с приказом Управления образования администрации МО Кандалакшский район от <дата> <номер> «О распределении субсидий на иные цели» указанные денежные средства на установку периметрального ограждения территории были доведены до МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти». Представили копию приказа о распределении субсидий на иные цели от <дата> <номер>, постановление о внесении изменений в муниципальную программу «Развитие образования Кандалакшского района», утверждённую постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от <дата> <номер> (в редакции постановления администрации МО Кандалакшский район от <дата> <номер>) от <дата> <номер>, выписку из муниципальной программы «Развитие образования Кандалакшского района».
Представители третьего лица - администрации сельского поселения Алакуртти - о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти», представителя администрации МО Кандалакшский район, представителя администрации сельского поселения Алакуртти.
Заслушав помощника прокурора г. Кандалакши, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан также предусмотрено частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребёнка в Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребёнка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда.
В силу пункта 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пунктом 17 Требований предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования (территорий) (п.п. «б» п. 18 Требований).
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий) (п.п. «г» п. 19 Требований).
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") установлены требования к оборудованию и содержанию территории образовательной организации.
Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена (п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Кандалакши по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности детей в образовательных организациях.
Согласно постановлению администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района от <дата> <номер> МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование из земель населённых пунктов, кадастровый номер <номер>, расположенный по адресу: Мурманская область, муниципальное образование сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района, площадью 17 334,00 кв.м., для нужд учреждения, в соответствии с постановлением администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района от <дата> <номер> (запись регистрации права собственности <дата> <номер>).
Из акта проверки от <дата> следует, что периметральное ограждение территории МАОУ «СОШ № 3» с. Алакуртти отсутствует.
Установлено, что учредителем и собственником имущества МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» является МО Кандалакшский район в соответствии с Уставом МАОУ «СОШ № 3 села Алакуртти». Функции и полномочия собственника муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, от имени Кандалакшского района осуществляет Администрация.
Место нахождения МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти»: 184060, Россия, <адрес>.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Между тем, из представленных администрацией МО Кандалакшский район документов: копии приказа о распределении субсидий на иные цели от <дата> <номер>, постановления о внесении изменений в муниципальную программу «Развитие образования Кандалакшского района» от <дата> <номер>, выписки из муниципальной программы «Развитие образования Кандалакшского района», усматривается, что МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» выделены денежные средства в размере 1350 тыс. рублей для установки периметрального ограждения территории школы.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой города Кандалакши, установлено, что МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» не установлено ограждение территории, что является существенным нарушением и создаёт угрозу проникновения посторонних лиц на территорию школы, совершения террористических актов; влечёт за собой нарушение прав обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, подвергает опасности жизнь и здоровье детей.
Невозможность установления ограждения территории школы судом не установлена, сторонами об этом не заявлялось, материалы дела также не содержат данных, свидетельствующих о невозможности установления ограждения.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая положения приведённой нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - Администрации муниципального образования Кандалакшского района, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Согласно пункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобождён, с МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти» подлежит взысканию государственная пошлина по требованию неимущественного характера в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора города Кандалакши удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до <дата> обеспечить финансирование работ по установлению ограждения Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 села Алакуртти».
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 села Алакуртти» в срок до <дата> произвести работы по установке ограждения территории Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 села Алакуртти».
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 3 села Алакуртти» государственную пошлину в размере 300 руб. в соответствующий бюджет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич