Дело № 2-4106/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2015г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Водневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой Н.И., действующей в интересах несовершеннолетней Спиридоновой Д.А., к УМВД России по Смоленской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Спиридонова Н.И., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Спиридоновой Д.А., первоначально обратилась в суд с иском о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, указав, что ее бывший муж, брак с которым прекращен ДД.ММ.ГГГГ., Спиридонов А.Н. проходил службу в органах внутренних дел, был уволен 13.05.2011г. по выслуге лет, дающей право на пенсию. Решением ЦЖБК УМВД России по Смоленской области от 29.03.2013г. он был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако ДД.ММ.ГГГГ. Спиридонов А.Н. умер. После его смерти случайно найдены документы, подтверждающие его постановку на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о предоставление выплаты дочери умершего Спиридоновой Д.А., в чем было необоснованно отказано. С учетом уточненных требований просит признать незаконным отказ УМВД России по Смоленской области и обязать ответчика включить Спиридонову Д.А. в список, как члена семьи сотрудника Спиридонова А.Н. на дату первоначального обращения с заявлением, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Николайчук Е.А. требования поддержала, уточнив, что истцом оспаривается отказ УМВД России по Смоленской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель УМВД России по Смоленской области Андреева А.А. требования не признала, поддержав письменные возражения. Ссылается на то, что Спиридонов А.Н. умер более чем через 2,5 года после увольнения, сведений о том, что причиной его смерти явилось заболевание, полученное в период прохождения службы, не представлено, в связи с чем право на социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», за членами его семьи не сохраняются. Также сослалась на пропуск истцом срока обращения в суд по требованиям об оспаривании действий УМВД России по Смоленской области.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона право на социальные гарантии, установленные настоящим Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае:
1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;
2) смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после его увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Как установлено в судебном заседании, Спиридонов А.Н. проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен ДД.ММ.ГГГГ. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Решением ЦЖБК УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. Спиридонов А.Н. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ. Спиридонов А.Н. умер.
Решением ЦЖБК УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Спиридонов А.Н. снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты.
При обращении Спиридоновой Н.И. к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты дочери Спиридонова А.Н. – Спиридоновой Д.А., 2006 года рождения, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано в связи с тем, что причина смерти Спиридонова А.Н. не связана с периодом прохождения службы в органах внутренних дел и наступила по истечении одного года после его увольнения.
С данными действиями ответчика суд соглашается, считая их законными и обоснованными.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 09.06.2015г. № 1230-О и от 29.09.2015г. № 2145-О, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, будучи адресованным в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел как лицам, непосредственно исполняющим функции по охране законности и правопорядка и принимающим на себя все риски, связанные с характером службы, при определенных условиях сохраняется и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, а также за членами семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. При этом статья 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит (и в ранее действовавшей редакции не содержала) каких-либо предписаний, касающихся перехода права на получение единовременной социальной выплаты к членам семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, который в период службы или после ее оставления был принят на учет в качестве имеющего право на получение указанной выплаты и умер до ее получения. Отсутствуют соответствующие предписания и в статье 6 данного Федерального закона, предусматривающей условия предоставления жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей либо предоставление по желанию сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Специфика служебной деятельности и правового статуса сотрудника органов внутренних дел (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) предопределяет необходимость обеспечения социальной защиты и членов его семьи. Вместе с тем правовое положение членов семьи указанных категорий граждан в сфере социальной защиты не может быть в полной мере идентичным правовому положению самого сотрудника органов внутренних дел, связанного соответствующими обязанностями и ограничениями, либо гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
Исходя из этого федеральный законодатель вправе установить для членов семей указанных категорий граждан меры социальной защиты, отличные от тех, которые предоставляются самим сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, а также предусмотреть в качестве льготы сохранение права на меры социальной защиты в случае смерти сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел). При этом сохранение права на меры социальной защиты, которыми члены семьи пользовались при жизни сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел), либо переход к ним права на получение тех мер социальной защиты, которые предоставлялись самому сотруднику (гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел), может быть обусловлено соблюдением определенных требований, в том числе и продолжительностью срока, прошедшего с момента увольнения до дня смерти такого гражданина.
К дискреции законодателя относится и определение объема мер социальной защиты членов семьи в зависимости от правового статуса погибшего (умершего). Различие в объеме таких мер, основанное на отличии правового положения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, и правового статуса сотрудников соответствующих органов, не может расцениваться как несовместимое с требованиями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку конституционный принцип равенства не препятствует закреплению неодинакового объема мер социальной защиты для лиц, относящихся к различным категориям.
Таким образом, закрепление временного критерия - продолжительности периода, прошедшего с момента увольнения гражданина Российской Федерации из органов внутренних дел до дня его смерти, - в качестве условия сохранения за членами его семьи права на социальные гарантии не выходит за пределы конституционно допустимой дискреции законодателя и, соответственно, оспариваемый пункт 2 части 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может расцениваться как нарушающий конституционные права гражданина.
В рассматриваемом случае время, прошедшее с момента увольнения Спиридонова А.Н. со службы и до дня его смерти, выходит за пределы периода, установленного пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона.
Кроме того, в деле отсутствуют доказательства наличия причиной связи между его смертью и заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Отсутствие вышеперечисленных условий является основанием к отказу в предоставлении единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░