Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1494/2021 ~ М-723/2021 от 04.03.2021

25RS0004-01-2021-001166-15

Дело № 2-1494/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего: судьи Махониной Е.А.,

при секретаре Андреевских К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству труда и социальной политики о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

обратившись в суд с настоящим иском, прокурор Советского района г. Владивостока указал, что по поручению прокуратуры Приморского края от 13.01.2021 № 7/3-17-202 проведена проверка исполнения законодательства о предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов». В ходе проверки установлено, что на основании договора от 12.10.2018 № 1ХЧС и дополнительного соглашения к нему от 19.01.2021, заключенного между Департаментом труда и социального развития Приморского края и КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в здании учреждения по адресу: г. Владивосток, ул. Маковского, <номер>, осуществляется ответственное хранение вещевого имущества и товаров первой необходимости, приобретенных для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края. По условиям договора, КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязано хранить в соответствии с учетными документами вещевое имущество и товары первой необходимости как материальные ценности длительного хранения, с учетом их качественных характеристик и совместимости друг с другом, обеспечить их количественную и качественную сохранность резерва материальных ресурсов Приморского края в течение всего периода хранения, а также обеспечения постоянной готовности к быстрой выдаче по назначению для оперативной отправки в зоны действия чрезвычайных ситуаций. Министерство труда и социальной политики Приморского края обязано оплачивать расходы, связанные с оборудованием мест хранения, освежением, выпуском из резерва. В нарушение требований пожарной безопасности, в новом корпусе Литер М на техническом этаже (чердаке) осуществляется хранение различных материалов (матрацев, подушек), хозяйственного инвентаря; в новом корпусе М1 в подвальном помещении (теплоузле) осуществляется хранение мебели (кроватей в горючей упаковке). В здании склада Литер И1 на момент проверки не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности с обозначением категории на входных дверях помещения с наружной стороны. Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности были установлены в 2020 году при хранении средств материального резерва, предназначенного для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, принимались меры прокурорского реагирования, однако до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем, КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не обеспечивается количественная и качественная сохранность резервов материальных ресурсов в течение всего периода хранения. КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» неоднократно направлялись письма в Министерство труда и социальной политики Приморского края об отсутствии надлежащих помещений для хранения средств материального резерва. Просит возложить обязанность на Министерство труда и социальной политики Приморского края в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда профинансировать расходы по оборудованию надлежащего места хранения средств материального резерва в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; возложить обязанность на КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств на расчетный счет учреждения устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, выполнив следующие мероприятия, направленные на обеспечение требований пожарной безопасности по хранению средств материального резерва в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»: устранить осуществление в новом корпусе Литер М на техническом этаже (чердаке), в новом корпусе М1 в подвальном помещении (теплоузле) хранение вещевого имущества и товаров первой необходимости для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности с обозначением категории на входных дверях помещения с наружной стороны в здании склада Литер И1.

В ходе рассмотрения спора исковые требования были уточнены, прокурор просил возложить на Министерство труда и социальной политики Приморского края обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы на оборудование надлежащего места хранения средств материального резерва средств материального резерва в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; возложить на КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязанность в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств на расчетный счет учреждения устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, выполнив следующие мероприятия, направленные на обеспечение требований пожарной безопасности по хранению средств материального резерва в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»: устранить осуществление в новом корпусе Литер М на техническом этаже (чердаке), в новом корпусе Литер М1 в подвальном помещении (теплоузле) хранение вещевого имущества и товаров первой необходимости для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании прокурор Матыско Е.С. поддержала уточненные исковые требования.

Представитель КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Биктулов А.И. возражал против удовлетворения иска, пояснил, что по договору учреждение является ответственным хранителем имущества, составляющего материальный резерв. Учреждение может осуществлять только ту деятельность, которая разрешена ему уставом.

Представители Министерства труда и социальной политики Приморского края Савельева В.В., Сороквашина В.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, пояснили, что в настоящее время хранение резерва материальных ресурсов организовано в нежилых помещениях, принадлежащих на праве оперативного управления КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в соответствии с условиями договора ответственного хранения от 12.10.2018 № 1ХЧС. КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не имеет на праве оперативного управления либо ином законном основании иных нежилых помещений, предназначенных для надлежащего хранения резерва материальных ресурсов. В настоящее время организована работа по ремонту нежилого помещения по адресу: Приморский край, с. Вольно-Надеждинское, ул. Строителей, д. <номер>, которое в последующем будет предназначено для хранения резерва материальных ресурсов, хранение которых в настоящее время осуществляется в нежилых помещениях КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Кроме того, Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов не наделен полномочиями по созданию мест хранения материальных средств резерва материальных ресурсов. Министерством в марте 2021 года направлялись предложения по формированию финансового резерва и резервов материальных ресурсов на 2022 год и периоде 2023-2024 годы с расчетами по финансированию расходов, в том числе с указанием потребности расходов на аренду складских помещений для размещения вещевого имущества и товаров первой необходимости, для рассмотрения комиссией при Правительстве Приморского края. В текущем финансовом году министерству не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по созданию мест хранения средств материального резерва, хранение которого в настоящее время осуществляется в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов». В краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов отсутствуют бюджетные ассигнования на финансирование этих мероприятий.

Представитель третьего лица ОНДиПР по г. Владивостоку УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю Жулмаев А.А. в судебном заседании пояснил, что в адрес КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» выносилось предписание об устранении выявленных нарушений, которое не было исполнено. Ответчик был привлечен к административной ответственности.

Представитель третьего лица Министерства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем суд, на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва - особого федерального (общероссийского) запаса материальных ценностей, который предназначен для использования в целях и порядке, предусмотренных данным Федеральным законом, и в состав которого входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 1).

В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ «О государственном материальном резерве», материальные ценности государственного резерва размещаются в организациях, входящих в систему государственного резерва и специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва, и у ответственных хранителей.

    Как указано в ч.ч. 4, 5 ст.11 ФЗ «О государственном материальном резерве», ответственные хранители обязаны обеспечить размещение, ответственное хранение, замену материальных ценностей государственного резерва и освежение его запасов своими силами и средствами.

Возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва производится в соответствии с условиями государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. Порядок возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом.

В статье 3 ФЗ «О государственном материальном резерве» указано, что государственный резерв предназначен для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания гуманитарной помощи; обеспечения мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотий и радиационного заражения.

Как следует из содержания ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу положений ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В п.1 ч.2 ст. 1 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 16 Правил, на объектах защиты запрещается хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы.

В п. 54 Правил указано, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

В судебном заседании установлено, что 12.10.2018 между Департаментом труда и социального развития Приморского края (в настоящее время Министерство труда и социального развития Приморского края) и КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» заключен договор № 1ХЧС оказания услуг ответственного хранения вещевого имущества и товаров первой необходимости, приобретенных для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края.

В соответствии с данным договором, министерство передает на ответственное хранение учреждению вещевое имущество и товары первой необходимости, приобретенные для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, а учреждение принимает на ответственное хранение резерв материальных ресурсов без компенсации расходов за его хранение, что следует из п. 1.1 договора.

    По актам приема-передачи от 31.07.2020, от 16.11.2020 КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» получило на хранение материальные ценности – вещевое имущество и товары первой необходимости по списку.

    Таким образом, КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» должно соблюдать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством РФ в целях обеспечения пожарной безопасности переданного на хранение имущества.

    11.02.2020 прокуратурой Советского района г. Владивостока по поручению прокуратуры Приморского края от 13.01.2021 № 7/3-17-202 была проведена проверка исполнения КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» законодательства о предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.

    По итогам проведенной проверки были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в новом корпусе Литер М на техническом этаже (чердаке) осуществляется хранение различных материалов (матрацев), хозяйственного инвентаря; в новом корпусе Литер М1 в подвальном помещении (теплоузле) осуществляется хранение мебели (кроватей в горючей упаковке); в связи с чем проведены режимные мероприятия, предусмотренные правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, согласно п. 3.4 протокола совещания УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю № 13 от 08.10.2019.

31.08.2020 прокурором Советского района г. Владивостока было вынесено представление № 7-21-2020/633/8480 о безотлагательном рассмотрении настоящего представления и принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства в сфере хранения материального резерва, причин и условий ему способствующих, которое не было исполнено.

07.09.2020 заместителем прокурора Советского района г. Владивостока Ягубкиным А.В. в отношении специалиста по пожарной безопасности КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Оконешникова Е.Н. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора по г. Владивостоку по пожарному надзору от 21.09.2020 № 394 Оконешников Е.Н. был привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения.

Доказательств того, что выявленные нарушения на момент рассмотрения спора устранены, суду не представлено.

В связи с этим, суд полагает обоснованными и доказанными доводы прокурора о том, что требования пожарной безопасности при хранении переданных материальных ценностей в учреждении КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не соблюдаются.

В силу п. 5.1 договора от 12.10.2018 № 1ХЧС учреждение несет ответственность за организацию хранения вещевого имущества и товаров первой необходимости, организацию учета количественного состояния вещевого имущества и товаров первой необходимости.     

В соответствии с постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па контроль за наличием, качественным состоянием, соблюдением условий хранения и выполнением мероприятий по содержанию материальных ресурсов, находящихся на хранении, осуществляют органы исполнительной власти, за которыми закреплены конкретные виды материальных ресурсов.

Давая оценку обстоятельствам спора, суд соглашается с доводами истца о том, что в данном случае Министерство труда и социального развития Приморского края является органом исполнительной власти, ответственным за создание, хранение, использование и восполнение резерва материальных ресурсов – вещевого имущества и товаров первой необходимости, которые хранятся в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

В абз. 8 ст. 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковое заявление подано прокурором в пределах предоставленных ему законодательством полномочий и в соответствии с имеющейся компетенцией.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, а также то, что непринятие мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в течение длительного времени создает угрозу потери вверенного на хранение имущества, что может привести к имущественному ущербу, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчиков о том, что в настоящее время обсуждается вопрос об организации хранения материального резерва в помещении, расположенном в Надеждинском районе, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Из протокола совместного совещания Министерства ГО ЧС Приморского края, Министерства труда и социальной политики Приморского края, ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС от 02.09.2021 следует, что в настоящее время обсуждается вопрос о размещении вещевого имущества и товаров первой необходимости на складе в с. Вольно-Надеждинское. Между тем, доказательств заключения соответствующего договора, равно как и перемещения вещевого материального резерва в новое место хранения, суду не представлено.

Достаточных доказательств того, что организационно-правовая форма КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» препятствует ему принять меры к исполнению решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     исковые требования прокурора Советского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Возложить на Министерство труда и социальной политики Приморского края обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы на оборудование надлежащего места хранения средств материального резерва средств материального резерва в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов».    

     Возложить на КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязанность в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств на расчетный счет учреждения устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, выполнив следующие мероприятия, направленные на обеспечение требований пожарной безопасности по хранению средств материального резерва в КГАУСО «Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»: устранить осуществление в новом корпусе Литер М на техническом этаже (чердаке), в новом корпусе Литер М1 в подвальном помещении (теплоузле) хранение вещевого имущества и товаров первой необходимости для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца, со дня изготовления решения в мотивированном виде.

    

Судья Е.А. Махонина

2-1494/2021 ~ М-723/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г. Владивостока
Ответчики
Министерство труда и социальной политики ПК
КГАУСО "Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Другие
ОНДиПР по г. Владивостоку УНДиПР ГУМЧС России по ПК
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Махонина Елена Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
04.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.03.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее