Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-445/2018 от 10.01.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 16 » апреля 2018 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

при секретаре Сытиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 445/18 по иску Мартынова В.И. к Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис» о возмещении материального ущерба, причиненного залитием квартиры, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Мартьянов В.И. является собственником ***.

13.10.2017г. Мартьянов В.И. обратился в Муромский городской суд Владимирской области с иском к ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр» о возмещении ущерба, причиненного залитием квартиры, компенсации морального вреда, указав в обоснование своих требований, что он является собственником *** в *** (так указано в иске). 06.01.2017г. соседи из *** сообщили, что он их заливает. Он стал искать причину залития и обнаружил в квартире течь спайки полипропиленовых труб стояка отопления. В доме проводился капитальный ремонт с 14.06.2016г. В результате прорыва стояка отопления в вышеуказанной принадлежащей ему на праве собственности квартире поврежден и вспучился паркет и дсп под ним, повреждены обои. Заливом причинен ущерб его имуществу и квартире, что подтверждается актом обследования жилого помещения от 17.01.2017г., составленным ООО «РЭУ № 1». Согласно смете, составленной по его обращению ООО институт «Тамбовстройпроект», рыночная стоимость работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного помещению и имуществу в результате залива квартиры, составляет 61420 руб. Виновным в заливе квартиры считает ответчика, который, являясь управляющей организацией, не выполнил свои обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества и поддержанию стояка отопления, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в надлежащем состоянии. Он своевременно и полностью вносит плату за жилое помещение и коммунальные слуги. Прорыв стояка отопления и залив квартиры стал возможным в результате ненадлежащего оказания услуг ответчиком по содержанию общего имущества в доме. Ответственность за причинение ущерба должна быть возложена на ООО «УК РФ ТИС» (так указано в иске), данный ответчик является лицом, на которое возложены обязанности по осуществлению технического обслуживания и ремонт строительных конструкций и инженерных систем здания, санитарное содержание жилого дома, горячего водопровода до первого отключающего устройства. После принятия дома в управление, ответчик не предпринял каких-либо действий, направленных на замену инженерного оборудования с истекшим сроком эксплуатации, а потому ответственность за прорыв стояка горячего водопровода ввиду его ветхости должна быть возложена на управляющую компанию. Стоимость паркета составляет 31268,2 руб., стоимость сборки-разборки мебели, что необходимо для замены паркета, составляет 4500 руб., расчет материального ущерба: 61420 + 31268,2 + 4500 = 97188,2 руб.

Мартьянов В.И. просит взыскать с ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис» в возмещение материального ущерба 101688 руб. 20 коп., моральный ущерб в сумме 50000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от взыскиваемой суммы.

21.11.2017г. от Мартьянова В.И. поступило заявление об уменьшении исковых требований, в котором истец просит взыскать с ответчиков в его пользу в солидарном порядке в возмещение материального ущерба 73673 руб. 17 коп., компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от взыскиваемой суммы.

Определением Муромского городского суда Владимирской области от 21.11.2017г. гражданское дело по иску Мартынова В.И. к Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис» о защите прав потребителя передано по подсудности в Ленинский районный суд г.Тамбова для рассмотрения по существу.

В судебное заседание истец Мартьянов В.И. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в заявлениях суду просит дело рассмотреть в его отсутствие и в отсутствие его представителя, на удовлетворении иска настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика, Муниципального казенного учреждения «Долговой центр», по доверенности Федорова Н.В., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на основании постановления администрации г.Тамбова от 29.12.2015г. МКУ «Долговой центр» осуществляет функции технического заказчика капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. 11.05.2016г. был заключен договор подряда между МКУ «Долговой центр» и ООО «Арбат», согласно которому подрядчик, ООО «Арбат», в установленный срок по заданию технического заказчика, МКУ «Долговой центр», обязался выполнить работы по капитальному ремонту электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в составе общего имущества многоквартирного *** Г по ***. Пунктом 7 договора предусмотрен гарантийный срок 6 лет, а пунктом 8 - ответственность сторон, в том числе подрядчика. 29.12.2016г. был подписан акт о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом жилого многоквартирного дома. Оплата по договору подряда производилась НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области». О залитии квартиры МКУ «Долговой центр» узнало из претензии истца, которому был дан ответ о необходимости обращаться с претензией к ООО «Арбат», поскольку оно несет ответственность за проведенные работы по капитальному ремонту системы отопления. МКУ «Долговой центр» не согласно ни с объемом повреждений квартиры истца, ни с размером ущерба. Кроме того, МКУ «Долговой центр» является ненадлежащим ответчиком, так как вины организации в залитии нет. Требования о взыскании компенсации морального вреда не признают.

Представители ответчика, ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис»,

по доверенностям Белова Л.Ю. и Саяпин Р.В., в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что с июля 2012г. управление домом *** осуществляет ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис». В 2016г. был проведен капитальный ремонт общего имущества ***, в том числе осуществлялась замена стояковых труб отопления, о чем управляющая компания сообщила истцу в ответе на претензию. Истцу также рекомендовали обратиться в МКУ «Долговой центр», которое занималось организацией работ по проведению капитального ремонта общего имущества дома. Причиной залития явилась течь спайки полипропиленовых стояковых труб отопления, что зафиксировано в акте от 07.01.2017г., составленном подрядной организацией, является скрытым дефектом, который выявился в процессе эксплуатации труб после проведения капитального ремонта. Ущерб солидарно с ответчиков не может быть взыскан. Управляющая компания не может нести ответственность за причинение ущерба; ущерб может быть взыскан с причинителя вреда, которым является подрядчик ООО «Арбат», производившее капитальный ремонт стояковых труб. Моральный вред и штраф в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» не может быть взыскан.

Представитель ответчика, ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис», в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в заявлении суду просят дело рассмотреть в отсутствие представителя Общества.

Представитель третьего лица, НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», по доверенности Пальгов Д.О., пояснил, что между Региональным оператором, каковым является Фонд, и администрацией города Тамбова 23.07.2014г. был заключен договор о передаче функций технического заказчика; администрация приняла на себя обязанности по реализации ряда мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта. В соответствии с п.1.4 договора от 23.07.2014г. администрация г.Тамбова делегировала функции технического заказчика МКУ «Долговой центр», которое заключило 11.05.2016г. с ООО «Арбат» договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в составе общего имущества многоквартирного ***. Оплата по договору подряда производилась НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области».

Представитель третьего лица, ООО «Арбат», в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п.1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2).

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ),

региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи180 ЖК РФ, функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункты 3, 4, 5, 11 части 2 статьи182 ЖК РФ).

Согласно части 6 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из части 4 статьи 182 ЖК РФ следует, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - государственными бюджетными и казенными учреждениями, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются муниципальными бюджетными и казенными учреждениями) на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

Законом Тамбовской области от 23 июля 2013г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 19 июля 2013г.) (с изменениями и дополнениями) установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Тамбовской области.

Из содержания статьи 1 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013г. N 309-З следует, что он устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам, порядок деятельности регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, порядок выполнения региональным оператором своих функций и порядок осуществления им финансирования капитального ремонта, а также иные положения, необходимые для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области.

Согласно ч.1 ст.26 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" (далее - Закон № 309-З), региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета Тамбовской области и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; исполнять иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области (пункты 3, 4, 5, 11, 12 части 2 статьи26 Закона № 309-З).

Согласно части 4 статьи 26 Закона № 309-З, функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором в случаях принятия решения Правлением регионального оператора о передаче указанных функций органам местного самоуправления и (или) муниципальным бюджетным и казенным учреждениям по согласованию с ними.

В силу части 6 статьи 26 Закона № 309-З, региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Согласно ст.26.1 Закона № 309-З, региональный оператор, орган местного самоуправления и (или) муниципальное бюджетное и казенное учреждение в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляет функции технического заказчика таких услуг и (или) работ, а именно:

1) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам, определенным пунктом5 статьи18 настоящего Закона, при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта и проведение ее государственной экспертизы, и утверждает проектную документацию;

2) привлекает в соответствии со статьей21 настоящего Закона подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры;

3) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, обеспечивая проведение общих собраний собственников помещений по вопросам приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ и их оплату;

5) осуществляет иные функции технического заказчика, предусмотренные соответствующем договором;

6) в сроки, предусмотренные частью3 статьи18 настоящего Закона, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

В соответствии со статьей 26.2 Закона № 309-З, функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления тех муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие многоквартирные дома, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в следующих случаях:

1) если в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора и капитальный ремонт общего имущества в котором необходимо провести в соответствии с региональной программой капитального ремонта, имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности;

2) если финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме планируется осуществлять с привлечением средств из бюджета муниципального образования, на территории которого расположен такой многоквартирный дом;

3) при соответствующем обращении о выполнении функций технического заказчика регионального оператора к органу местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом не соответствующий условиям, указанным в пунктах1 и 2 части1 настоящей статьи, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора и капитальный ремонт общего имущества в котором необходимо провести в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором, в случаях, указанных в пунктах1, 2 и 3 части1 настоящей статьи, по предложению органов местного самоуправления, на территории которых расположены соответствующие многоквартирные дома.

Ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика установлена частью 6 статьи182 ЖК РФ, согласно которойрегиональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 26 Закона № 309-З, согласно которой региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи178, часть 1 статьи188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, и установлено в судебном заседании, Некоммерческая организация - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», является специализированной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области.

Фонд создан в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Функциями Фонда являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п.1.1, п.2.1, п.2.2 Устава).

23.07.2014г. между Некоммерческой организацией - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» (далее - Фонд), именуемой Региональный оператор, и администрацией города Тамбова был заключен договор о передаче функций технического заказчика, согласно п.1 которого региональный оператор поручает, а администрация принимает на себя обязательство безвозмездно, самостоятельно либо через муниципальные казенные учреждения, выполнять в интересах регионального оператора переданные по договору функции технического заказчика, установленные статьей 26.1 Закона Тамбовской области № 309-З, а также функции, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с постановлением администрации города Тамбова от 29.12.2015г. № 9554, МКУ «Долговой центр» осуществляет функции технического заказчика и строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа - город Тамбов, в том числе разрабатывает проектно-сметную документацию; контролирует соответствие выполненных работ проектно-сметной документации, ведение журнала учета работ, соблюдение сроков выполнения работ, качество и технологию выполнения работ и их соответствия установленным нормам, устранение дефектов при производстве работ по факту их выявления; осуществляет приемку выполненных работ.

11.05.2016г. между МКУ «Долговой центр» (Технический заказчик) и ООО «Арбат» (Подрядчик) был заключен договор подряда ***, согласно п.1, п.3, п.4, п.7, п.8 которого Подрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить по заданию Технического заказчика подрядные работы по капитальному ремонту электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в составе общего имущества многоквартирного ***, а Технический заказчик обязуется организовать Подрядчику необходимые условия ля выполнения работ, принять их результаты и передать надлежаще оформленные документы в Фонд для оплаты в порядке, установленном договором о передаче функций технического заказчика. Начало работ 12.05.2016г., срок окончания работ - ремонт отопления до 31.07.2016г., ремонт электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения до 31.12.2016г. Технический заказчик обязан, в том числе организовать контроль за выполнением работ, приемку работ, а Подрядчик обязан выполнить подрядные работы в объеме и сроки, предусмотренные договором, и сдать объект. Гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы. Выполненные Подрядчиком; гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и инженерных систем оборудования, материалов и работ устанавливается продолжительностью шесть лет со дня подписания акта ввода объекта в эксплуатацию. Технический заказчик и Подрядчик несут ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязательств, установленных договором.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу ***, протокол общего собрания от 19.05.2016г., утверждены перечень работ по капитальному ремонту, включающий капитальный ремонт систем отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, сетей электроснабжения, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, в том числе системы отопления до 31.07.2016г., остальные работы (холодное водоснабжение, водоотведение, сети электроснабжения) до ноября 2016г.

Согласно акту о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом жилого многоквартирного дома от 29.12.2016г., подписанному членами рабочей комиссии, назначенной приказом МКУ «Долговой центр» *** от 20.05.2016г., согласованному Техническим заказчиком МКУ «Долговой центр», и утвержденному подрядной организацией ООО «Арбат», приняты в эксплуатацию законченные капитальным ремонтом ремонтные работы сетей электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в составе общего имущества многоквартирного ***.

Оплата ООО «Арбат» по договору подряда *** от 11.05.2016г. производилась НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» 10.06.2016г. (авансовый платеж в сумме ***) и 30.12.2016г. (окончательная оплата по договору в сумме *** руб.).

Согласно договору *** управления многоквартирным домом от 17.04.2012г., управление многоквартирным домом *** с 01.07.2012г. осуществляет ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис». Из п.3, п.4, п.5 договора следует, что Управляющая компания обязалась за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме; содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций и технических устройств многоквартирного дома, организации безопасности и контроля режима их работы. Управляющая компания обязана, в том числе обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, организовать работы по ликвидации аварий в доме, проводить технические осмотры общего имущества многоквартирного дома, обеспечить собственника коммунальными услугами установленного уровня, качества, в необходимых объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем.

Из пояснений представителей ответчика ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис» следует, что ООО «ЖК ТИС» осуществляет управление многоквартирным домом *** с июля 2012г. до настоящего времени, ООО «УК ТИС» не осуществляет управление многоквартирным домом ***, кроме того, признано банкротом. В январе 2017г. ООО «РЭУ № 1» являлось подрядной организацией ООО «ЖК ТИС».

Мартьянов В.И. является собственником ***.

Согласно акту от 07.01.2017г., утвержденному 17.01.2017г. генеральным директором ООО «РЭУ № 1», являвшегося подрядной организацией ООО «ЖК ТИС», в *** залит пол (паркет дубовый) в комнате; причина залития - течь спайки труб полипропиленовых стояка отопления, в доме проводился капитальный ремонт с 14.06.2016г.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании 02.04.2018г. показал, что течь спайки полипропиленовых труб стояка отопления могла возникнуть в результате нарушения технологии спайки полипропиленовых труб, некачественного выполнения работ по замене труб стояка отопления.

Согласно отчету № 207 об оценке рыночной стоимости права требования возмещения ущерба, причиненного жилому помещению, расположенному по адресу ***, в результате залива, составленному ИП ФИО8 15.11.2017г., итоговая величина рыночной стоимости права требования возмещения ущерба, причиненного жилому помещению, расположенному по адресу ***, в результате залива, составляет на дату оценки (17.01.2017г.) с учетом износа расходных материалов 73673,17 руб.

Несмотря на то, что в исковом заявлении истец указал, что он является собственником *** в ***, в которой произошло залитие 06.01.2017г., и не отреагировал на предложение суда в письме от 15.02.2018г., полученном адресатом согласно информации с сайта Почта России 27.02.2018г., уточнить адрес квартиры, в которой произошло залитие, суд, принимая во внимание пояснения представителей ответчика ООО «ЖК ТИС» и МКУ «Долговой центр» о том, что с 12.05.2016г. по 29.12.2016г. в *** проводился капитальный ремонт электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в составе общего имущества многоквартирного дома, в январе 2017г. залитие имело место быть в ***, собственником которой является Мартьянов В.А., а не в *** ***, собственником которой также является Мартьянов В.И., вышеуказанные акт о залитии от 07.01.2017г., утвержденный 17.01.2017г. генеральным директором ООО «РЭУ № 1», акт о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом жилого многоквартирного дома от 29.12.2016г., показания свидетеля ФИО7, считает установленным факт залития 07.01.2017г. ***, собственником которой является Мартьянов В.А., по причине течи спайки труб полипропиленовых стояка отопления, замена которых осуществлялась в ходе проведения подрядчиком, ООО «Арбат», капитального ремонта, в том числе системы отопления в составе общего имущества многоквартирного ***, а не в результате ненадлежащего оказания ООО «ЖК ТИС» услуг по содержанию общего имущества в ***.

Принимая во внимание обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, а также изложенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что, поскольку представленные в материалы дела документы подтверждают ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, на НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» лежит обязанность по возмещению ущерба, причиненного квартире истца.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из следующего.

Как следует из искового заявления, Мартьянов В.И., обращаясь в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис» о возмещении материального ущерба, причиненного залитием квартиры, компенсации морального вреда, основываясь на положениях на Закона о защите прав потребителей, ссылается на то, что виновным в заливе квартиры считает ответчика, который, являясь управляющей организацией, не выполнил свои обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества и поддержанию стояка отопления, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в надлежащем состоянии; прорыв стояка отопления и залив квартиры стал возможным в результате ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества в доме ответчиком, на которого должна быть возложена ответственность за причинение ущерба.

Между тем, как установлено в судебном заседании и указано выше, залитие квартиры истца произошло по причине течи спайки труб полипропиленовых стояка отопления, замена которых осуществлялась в ходе проведения подрядчиком, ООО «Арбат», капитального ремонта электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в составе общего имущества многоквартирного *** в соответствии с договором подряда *** 11.05.2016г., заключенным между Муниципальным казенным учреждением «Долговой центр», действовавшим на основании договора о передаче функций технического заказчика от 23.07.2014г., заключенного между НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» и администрацией города Тамбова, постановления администрации города Тамбова от 29.12.2015г. № 9554, и ООО «Арбат». При этом, как следует из представленных в материалы дела документов и установлено в судебном заседании, Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр» были переданы функции технического заказчика, выполнение которых Жилищный кодекс РФ, равно как и Закон Тамбовской области от 23 июля 2013г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", возлагает на Регионального оператора, каковым является Некоммерческая организация - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области»; ответственность Регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, установленная как Жилищным кодексом РФ, так и Законом Тамбовской области от 23.07.2013г. № 309-З, МКУ «Долговой центр» не передавалась.

Согласно ст.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Исходя из норм ст.9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть первая).

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

В то же время истец при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции вправе ходатайствовать перед судом о замене ответчика, в случае если посчитает его ненадлежащим (часть первая статьи 41 ГПК РФ).

Таким образом, исковое производство предусматривает возможность замены ненадлежащего ответчика надлежащим исключительно по ходатайству или с согласия истца (ч.1 ст.41 ГПК РФ). В частности, истец, наделенный процессуальными правами, должен принять на себя все последствия совершения или несовершения им процессуальных действий.

Установив обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, суд, учитывая положения ст.154 ГПК РФ о сроках рассмотрения и разрешения гражданских дел, в письме от 12.04.2018г. предложил истцу в срок до 14.00 часов 16.04.2018г. представить свою позицию относительно замены ненадлежащих ответчиков надлежащим на адрес электронной почты Ленинского районного суда г.Тамбова, а также уведомил о перерыве в судебном заседании до 15.00 часов 16.04.2018г.; указанное письмо было направлено на адрес электронной почты, с которого в адрес суда неоднократно поступали заявления Мартьянова В.И. с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие его представителя, каковым, как следует из материалов дела, является ФИО10, по ордеру и по доверенности, и было успешно доставлено адресату 12.04.2018г. в 17 часов 23 минуты, что подтверждается отчетом о доставке письма. Однако в срок до 14.00 часов 16.04.2018г., равно как в срок до 15.00 часов 16.04.2018г., до которого в судебном заседании был объявлен перерыв, истец не представил свою позицию относительно замены ненадлежащих ответчиков надлежащим, не заявил суду ходатайство о замене ответчиков.

Из материалов дела следует, что истцом не было заявлено требований о привлечении в качестве ответчика юридического лица - Некоммерческая организация - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. Обращаясь с настоящими исковыми требованиями в суд, которые являлись предметом рассмотрения суда, Мартьянов В.И. в поданном им исковом заявлении, равно как в заявлении об уменьшении исковых требований от 21.11.2017г., указал ответчиками именно Муниципальное казенное учреждение «Долговой центр», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис». Материалы дела не содержат данных о том, что истцом в ходе судебного разбирательства были заявлены исковые требования к иному ответчику, а также в деле отсутствуют данные о заявлении истцом ходатайств о замене ненадлежащих ответчиков, в том числе и после получения письма Ленинского районного суда г.Тамбова от 12.04.2018г. (ходатайство о замене ненадлежащих ответчиков надлежащим было направлено истцом на адрес электронной почты Ленинского районного суда г.Тамбова после рассмотрения и разрешения гражданского дела судом, а именно, 16.04.2018г. в 22 часа 49 минут, что подтверждается скриншотом почтовой программы Ленинского районного суда г.Тамбова, и зарегистрировано в суде 17.04.2018г.).

Учитывая присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом Мартьяновым В.И., и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом Мартьяновым В.И., за исключением случаев, прямо определенных в законе. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что по смыслу процессуальной нормы ч.1 ст.41 ГПК РФ замена ненадлежащего ответчика является правом суда, рассматривающего дело, но не его обязанностью.

В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Мартьянова В.И. к Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис» о возмещении материального ущерба, причиненного залитием квартиры, компенсации морального вреда, штрафа не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Мартынова В.И. к Муниципальному казенному учреждению «Долговой центр», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Управляющая компания Тамбовинвестсервис» о возмещении материального ущерба, причиненного залитием квартиры, компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись С.Л.Сорокина

Мотивированное решение составлено 21.04.2018 года.

Судья: подпись С.Л.Сорокина

2-445/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мартьянов Владимир Иванович
Ответчики
ООО ЖК "Тамбовинвестсервис"
МКУ "Долгновой центр"
ООО УК "Тамбовинвестсервис"
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Сорокина Светлана Львовна
Дело на сайте суда
sud24--tmb.sudrf.ru
10.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2018Передача материалов судье
11.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.02.2018Предварительное судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
02.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Судебное заседание
12.04.2018Судебное заседание
16.04.2018Судебное заседание
21.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее