Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-104/2013 (2-1306/2012;) ~ М-1181/2012 от 07.11.2012

Гражданское дело № 2-104/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 12 февраля 2013 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Лукашенок Л.Л.

при секретаре Уфимцевой О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Очистные сооружения» города Енисейска об оспаривании и перерасчете тарифа на холодную воду, обязании доведения информации до потребителя и выдачи платежных документов, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Вавилин Д.К. обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Очистные сооружения» города Енисейска (МУП «Очистные сооружения») с иском о возложении обязанности на ответчика произвести ему перерасчет тарифа на холодное водоснабжение без учета НДС за период с 01.10.2010 по 09.02.2011; произвести перерасчет тарифа на холодную воду за период с 10.02.2011 по 09.02.2012 с уменьшением оплаты на 1 руб. 20 коп. за м3 холодной воды с учетом НДС; довести до истца как потребителя коммунальной услуги информацию согласно требований стандартов раскрытия информации за период с 01 октября 2010 года; ежемесячно выдавать платежный документ установленной формы до срока, установленного в договоре; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины, а также компенсацию морального вреда в связи с нарушением прав потребителя в размере 1000 руб.

Требования мотивировал тем, что в октябре 2010 года заключил с ответчиком договор на отпуск питьевой воды по тарифам, указанным в договоре, утвержденным администрацией города Енисейска. Считает взимание платы по указанным тарифам в период их действия с 01.10.2010 по 09.02.2011 незаконным, поскольку тарифы были утверждены ненадлежащим органом, кроме того, при их утверждении в размере 13 руб. 49 коп. не учитывался НДС, однако МУП «Очистные сооружения» в последующем при взимании платы за поставленную коммунальную услугу самостоятельно начисляло НДС, что не входит в полномочия ресурсоснабжающей организации, соответственно, тариф для истца был увеличен до 15 руб. 92 коп. незаконно.

Кроме того, приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 24.12.2010 № 209-т установлен тариф на холодную воду для МУП «Очистные сооружения» в размере 19 руб. 19 коп. за м3 с НДС, сроком с 10 февраля 2011 года по 09 февраля 2012 года. Другим приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 03.12.2010 № 179-т установлен минимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год для города Енисейска в размере 113%. Фактическая плата конкретно для истца как потребителя при неизменном наборе и объемах оказываемых услуг не должна превышать 17 руб. 99 коп. за м3 холодной воды с НДС (15 руб. 92 коп. х 113%). Таким образом, МУП «Очистные сооружения» самовольно увеличило плату на услугу холодного водоснабжения на 1 руб. 20 коп. за м3 с НДС (19 руб. 19 коп. – 17 руб. 99 коп.).

Помимо этого, требованием параграфа 4 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140, был установлен перечень информации, обязательный к раскрытию в средствах массовой информации и сети Интернет. Требования вышеуказанных стандартов при заключении договора с ответчиком были проигнорированы последним, в связи с чем у истца отсутствовала полная и достоверная информация об утвержденных тарифах.

МУП «Очистные сооружения» со своей стороны не выполняли требования пункта 4.3 договора, заключенного между сторонами, и требования пункта 67 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением правительства № 354 от 06.05.2011, где указано, что плата за оказанную услугу вносится на основании платежного документа, выданного исполнителем до 1 числа следующего за расчетным месяцем, однако ответчик за весь период действия договора не предоставлял никаких платежных документов, на основании которых истец мог бы вносить оплату за потребленную воду.

В судебное заседание истец Вавилин Д.К., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, что суд считает возможным, на удовлетворении иска настаивал по изложенным ранее основаниям.

Представитель ответчика МУП «Очистные сооружения» Варлаков Д.Н. исковые требования не признал, указав на обоснованность и законность действий МУП «Очистные сооружения» в оспариваемой части.

Представитель администрации города Енисейска, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, Лифантьев Д.В. полагал иск не подлежащим удовлетворению по тем же основаниям.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное унитарное предприятие «Очистные сооружения» г. Енисейска Красноярского края зарегистрировано как юридическое лицо и поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с Вавилиным. Д.К. как собственником жилого помещения по <адрес>, в <адрес> заключен договор на отпуск питьевой воды, согласно которому Исполнитель (МУП «Очистные сооружения») обязуется осуществлять отпуск (получение) питьевой воды Абоненту (Вавилину Д.К.), который производится исполнителем по водопроводной сети в дом 4 ул. Марковского г. Енисейска Абонента в круглосуточном режиме в объеме 2,7 куб. м на одного человека. Стоимость одного куб. м холодной воды, предоставляемой Исполнителем, составит 13,49 руб. в месяц без учета НДС. Количество израсходованной питьевой воды определяется по пропускной способности водопроводного ввода при его круглосуточном действии полным сечением и скорости движения в нем 1,2 метра в секунду.

Указанная в данном договоре стоимость одного м3 холодной воды, предоставляемой МУП «Очистные сооружения» Вавилину Д.К., была установлена ответчиком на основании постановления администрации города Енисейска от 27 октября 2010 года № 267-п, согласно которому было указано использовать для МУП «Очистные сооружения» города Енисейска тариф на услуги водоснабжения, установленный ранее постановлением администрации города Енисейска от 25.11.2009 № 682-п для ОАО «Енисейская энергетическая компания», прекратившего на тот момент свою деятельность, в размере 13 руб. 49 коп. без НДС за 1 м3.

В соответствии со ст. 154 ч. 4 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст. 157 ч. 2 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения постановлением администрации города Енисейска от 25.11.2009 № 682-п тарифов для ОАО «Енисейская энергетическая компания», размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывался по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом, и был установлен органом местного самоуправления правомерно.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.201 N 237-ФЗ в ст. 157 Жилищного кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса переданы с 13.08.2010 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление администрации города Енисейска от 27.10.2010 № 267-п было принято на срок с 01.10.2010 по 31.12.2010 до утверждения тарифов для МУП «Очистные сооружения» в установленном действующим законодательством порядке «в целях обеспечения бесперебойной работы и функционирования социально значимого объекта», поскольку иная ресурсоснабжающая организация в городе Енисейске, осуществляющая свою деятельность, в том числе и в сфере предоставления услуги холодного водоснабжения, отсутствовала.

Как следует из представленных документов и пояснений сторон, в спорный период с 01.10.2010 по 09.02.2011 при начислении платы за предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению ответчиком на установленный органом местного самоуправления тариф начислялся также налог на добавленную стоимость, который составляет 18% (п. 3 ст. 168 НК РФ), в связи с чем стоимость услуги для семьи истца составляла 15 руб. 92 коп.

Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса РФ реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов соответствующую сумму НДС.

Из пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ следует, что сумма НДС по коммунальным услугам, предоставляемым организациями коммунального комплекса, должна включаться в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежит.

С учетом изложенного, начисление Вавилину Д.К. оплаты за холодное водоснабжение с учетом НДС в размере 18% производилось и производится ответчиком правомерно, в связи с чем требование истца о перерасчете платежей за холодное водоснабжение без учета НДС в период с 01.10.2010 по 09.02.2011 удовлетворению не подлежит.

При этом, суд учитывает, что постановление администрации города Енисейска от 27.10.2010 № 267-п «Об использовании тарифа на услуги водоснабжения для МУП «Очистные сооружения» города Енисейска было опубликовано в газете «Енисейск-Плюс», то есть доведено до сведения потребителей, однако в установленном порядке не обжаловалось.

Рассматривая требование Вавилина Д.К. о перерасчете тарифа на холодную воду в период с 10.02.2011 по 09.02.2012 с уменьшением оплаты на 1 руб. 20 коп. за м3 холодной воды с учетом НДС, суд также не находит законных оснований для его удовлетворения.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на срок не менее чем три года и не более чем пять лет, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования (п. 20 ст. 2 того же Федерального закона).

Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования на подключение (технологическое присоединение) в отношении организаций коммунального комплекса (п. 4 ст. 5 Федерального закона).

В случае изменения установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органы регулирования муниципальных образований приводят установленные ими тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальным образованиям в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям (п. 5 ст. 5 Федерального закона).

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что ресурсоснабжающие организации (организации коммунального комплекса) не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на поставляемые ими услуги, в том числе и услуги в сфере водоснабжения.

В этой связи требование истца о перерасчете тарифа за период с 10.02.2011 по 09.2012 предъявлено к МУП «Очистные сооружения» необоснованно.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 03.12.2010 № 179-т установлены при неизменном наборе и объемах оказываемых услуг предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг по муниципальным образованиям Красноярского края на 2011 год. Для муниципального образования город Енисейск установлен предельный максимальный индекс в размере 113, 0%.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 24.12.2010 № 209-т для МУП «Очистные сооружения» города Енисейска в соответствии с предельным индексом, установленным для города Енисейска, установлен тариф на холодную воду в размере 19,19 руб./м3 (с учетом НДС), период действия тарифа – с 10 февраля 2011 года по 09 февраля 2012 года.

Указывая на то, что фактическая плата за услугу водоснабжения конкретно для него как потребителя не должна превышать 17 руб. 99 коп. за м3 с НДС, из расчета 15 руб. 92 коп. * 113%, Вавилин Д.К. не учитывает, что предельные максимальные индексы устанавливаются при неизменном наборе и объемах оказываемых услуг. В неизменный набор оказываемых коммунальных услуг для Вавилина Д.К. и членов его семьи входит помимо холодного водоснабжения, также электроснабжение, стоимость указанных услуг в совокупности не превышает установленный предельный максимальный индекс в размере 113, 0%.

Отказывая истцу в перерасчете тарифов и платы за холодное водоснабжение за указанные периоды времени, суд учитывает, что каких-либо претензий к качеству поставляемой услуги истцом в ходе настоящего судебного разбирательства не предъявлялось.

В соответствии с п. 33 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 (в редакции, действующей до 07.02.2013) в сфере холодного водоснабжения раскрытию подлежит информация:

а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);

б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;

д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе холодного водоснабжения;

е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;

ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения.

При этом информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам); о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе холодного водоснабжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.

Иная информация раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год (п. 43 Стандартов).

Регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);

б) опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;

в) предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее соответственно - потребители, регулируемые товары и услуги) (п. 3 Стандартов).

Истец не указал, какую именно информацию и каким образом (способом) следует персонально довести до него ответчиком.

При этом, ответчик указал, а истец в ходе досудебной подготовки подтвердил, что с письменным запросом (запросами) о предоставлении информации Вавилин Д.К. к МУП «Очистные сооружения» не обращался. Никаких препятствий в предоставлении информации, предусмотренной законом, со стороны МУП «Очистные сооружения» не имеется

Вместе с тем, из материалов дела следует, что вся необходимая информация, в том числе и о ценах (тарифах) на поставляемую истцу коммунальную услугу опубликована на сайте МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска, на сайте Министерства ЖКХ Красноярского края, в сети Интернет на порталах информационно-правовых систем «Консультант+» и «Гарант», опубликована в газете «Енисейск Плюс».

При таких обстоятельствах, исковые требования в этой части удовлетворению также не подлежат.

В соответствии с пунктом 4.3 договора на отпуск питьевой воды, заключенного сторонами ДД.ММ.ГГГГ, Потребитель ежемесячно на основании платежного документа, выданного Исполнителем до 1 числа следующего месяца, вносит плату за оказанную Исполнителем услугу наличными денежными средствами в кассу предприятия не позднее 10-го числа, следующего за отчетным.

Данное условие договора соотносится с пунктом 67 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в редакции, действовавшей до 31.08.2012), в соответствии с которыми плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за которым производится оплата.

Вместе с тем, действующим законодательством не определен способ предоставления платежных документов, что предполагает урегулирование данного вопроса условиями договора об оказании коммунальных услуг.

Между тем, предложений подобного рода от Вавилина Д.К. ответчику не поступало, с письменными заявлениями по данному поводу истец не обращался.

В исковом заявлении истец просит обязать ответчика ежемесячно выдавать платежный документ установленной формы до срока, установленного в договоре, однако не указывает, каким образом должна осуществляться выдача такого документа.

Из пояснений представителя ответчика следует, что платежный документ можно получить беспрепятственно в любое время до внесения платежей в абонентском отделе МУП «Очистные сооружения» в офисе организации, расположенной по <адрес>, в <адрес>. Платежный документ формируется программой, в которую вводится фамилия плательщика, адрес и период, за который необходимо получить расчет. Платежные документы всегда выдаются в кассах МУП «Очистные сооружения», расположенных на территориях города, при оплате коммунальных услуг.

Данные обстоятельства истцом в ходе досудебной подготовки не оспаривались.

Рассматривая требование истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой Гражданского кодекса РФ и ст. 151 ГК РФ.

В силу ст. 151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Так, статьей 15 Федерального закона «О защите прав потребителей» установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами, правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора в пределах требований, заявленных истцом, факт неправомерных действий либо бездействия, а также нарушения прав истца как потребителя коммунальных услуг ответчиком не установлен, в связи с чем требование о взыскании с последнего денежной компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит.

В силу ст. 98 ГПК РФ понесенные по делу судебные расходы, в том числе и расходы по уплате государственной пошлины, присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований. В связи с тем, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, оплаченная истцом государственная пошлина возмещению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-104/2013 (2-1306/2012;) ~ М-1181/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вавилин Дмитрий Константинович
Ответчики
МУП "Очистные сооружения"
Другие
Администрация г. Енисейска
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Лукашенок Л.Л.
Дело на сайте суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
07.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2012Передача материалов судье
20.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2013Подготовка дела (собеседование)
29.01.2013Подготовка дела (собеседование)
29.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2013Судебное заседание
12.02.2013Судебное заседание
04.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2013Дело оформлено
06.08.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее