Дело № 2-4879/2173RS0001-01-2021-009302-77 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Бирюковой О.В., при секретаре Матанцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Антонову и.н. об обязании демонтировать пристрои к зданию
У С Т А Н О В И Л:
Истец Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском, требования по которому уточнило в ходе судебного разбирательства к ответчику Антонову И.Н. об обязании демонтировать пристрои к зданию. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Антонову И.Н. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о демонтаже : пристроя из белого кирпича со стороны дворового фасада здания по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ; пристроя из красного кирпича с правой стороны здания по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ на расстоянии 8 метров от юго-западного фасада здания (в случае если пристрой из красного кирпича меньше 8 метров, то демонтировать фактическую его часть). На данный момент предписание не исполнено. Объект культурного наследия регионального значения «Здание, где размещалось 4-х классное мужское и женское приходское училище, открытое И.Н. Ульяновым, 1877, 1880-1883 г.г.», который расположен по адресу: <адрес> был признан объектом культурного наследия и поставлен на государственную охрану Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 10.09.1997 №918-р «Об отнесении объектов исторического и культурного наследия к категории памятников истории и культуры местного (областного) значения». Таким образом с этого момента для данного объекта были установлены ограничения, установленные Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об Охране и использовании памятников истории и культуры». П.64 постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П установлены границы зоны охраны объекта культурного наследия «Здание, где размещалось 4-х классное мужское и женское приходское училище, открытое И.Н. Ульяновым, 1877, 1880-1883 г.г.». Истец считает, что возведенный ответчиком забор из красного кирпича был выполнен с нарушением положения о регенерации, которая установлена охранной зоной объекта культурного наследия. Вместо восстановления (регенерации) ответчик возвел совершенно другой забор. Просит обязать Антонова И.Н. демонтировать пристрой из белого кирпича (балкон) со стороны дворового фасада здания по адресу: <адрес> забор из красного кирпича с правой стороны здания по адресу: <адрес> на расстоянии 8 метров от юго-западного фасада здания.
Представитель истца Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске и в уточненных исковых требованиях.
Ответчик Антонов И.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, считал, что имеются нарушения при проведении экспертизы.
Иные лица участвующие в деле в судебном заседании не участвовали, извещались.
Выслушав участников судебного разбирательства, эксперта, исследовав материалы дела, материалы инвентарных дел, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Антонову и.н. и Антоновой о.в. принадлежит на праве общей долевой собственности здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН, указанное здание является выявленным объектом культурного наследия, представляющего собой историко-культурную ценность, «Здание, где размещалось 4-х классное мужское и женское приходское училище, открытое И.Н. Ульяновым, 1877, 1880-1883 г.г.».
Указанное здание признано объектом культурного наследия и поставлено на государственную охрану Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 10.09.1997 №918-р «Об отнесении объектов исторического и культурного наследия к категории памятников истории и культуры местного (областного) значения».
ДД.ММ.ГГГГ Антонову И.Н. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о демонтаже : пристроя из белого кирпича со стороны дворового фасада здания по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ; пристроя из красного кирпича с правой стороны здания по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ на расстоянии 8 метров от юго-западного фасада здания (в случае если пристрой из красного кирпича меньше 8 метров, то демонтировать фактическую его часть). Предписание не исполнено.
В связи с возражениями Антонова И.Н. о том, что спорные пристрой и ограждение являются его собственностью и действующие нормы права не нарушают, по его ходатайству судом назначена судебная строительно- техническая экспертиза, производство которой суд поручил ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы».
Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, спорные объекты недвижимости (принадлежности объектов недвижимости) балкон и ограждения, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес> не соответствуют действующим нормам и правилам. Недостатки приведены в таблице 3 экспертного заключения.
Спорные строения соответствуют правоустанавливающим документам Антонова И.Н., однако литер а4 не является узаконенным.
Спорные строения нарушают видовые раскрытия на западный фасад, который в соответствии с Приложением к охранному обязательству №ЛС-08-06 от 14.03.2008 является предметом охраны.
Исследуемые объекты находятся в зоне, установленной п. 64 постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П как для ОЗР, однако не находятся в границах зоны ОКН, определенному в соответствии с Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области №36 от 17.04.2014.
Спорные объекты отличны от исторического облика ОКН и нарушают исторический облик в следующем:
- спорные объекты возведены из современных материалов, визуально отличающихся от материалов ОКН;
- спорные объекты перекрывают видовые раскрытия на фасады, являющиеся предметом охраны;
- оказывают влияние на конструктивные характеристики ОКН (выполнены проемы в стене здания для возможности доступа в пристроенную часть).
Границы ОКН по адресу: <адрес> установлены с учетом спорного балкона, выполненное ограждение установлено позднее.
Антоновым И.Н. произведено устройство новых спорных ограждений из материалов отличных от первоначальных (были деревянные конструкции, возведены кирпичные), в т.ч. с нарушением ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с произведенным анализом следует, что имеются несоответствия по объектам. Нарушения приведены в таблице №3 экспертного заключения. Способ устранения приведен по нарушениям в столбце 10 этой же таблицы.
Однако с учетом того, что пристрой а4, ограждения а также дополнительно возведенный навес и стеновые конструкции возведены без необходимой разрешительной документации, наличия проекта и согласования как ОКН, а также с учетом имеющихся деформаций, расположения пристроя Лит. а4 на трубопроводе системы канализации следует, что их сохранение не целесообразно. С учетом того, что ограждение с устройством навеса изменяет облик фасада, прямо находящегося под охраной ОКН, а также Лит. а4 имеет повреждения, в то силе в местах сопряжения конструкций жилого дома, то такие объекты следует демонтировать и восстановить облик фасадов в соответствии с ранее существующим состоянием с учетом всех необходимых согласований.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Заключение экспертов, как одно из доказательств по делу, для суда не обязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств, т.е. объективно, всесторонне, с учетом всех доказательств по делу в их совокупности.
Не доверять выводам судебной экспертизы у суда оснований не имеется. Заключение аргументировано, подготовлено в соответствии с ГПК РФ. Судебная экспертиза проведена экспертами, имеющими специальные познания, стаж работы, квалификацию. Эксперты являются объективно незаинтересованными лицами в деле, предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение является полным, выводы экспертов не противоречат исследовательской части, исследовательская часть заключения достаточно мотивирована.
Эксперт ФИО5 подтвердила выводы заключения в судебном заседании, будучи предупрежденной, непосредственно судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения..
Проанализировав заключение ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы» с точки зрения допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что указанное доказательство может быть положено в основу решения.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Определением Конституционного суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно то, что постройка должна быть возведена:
1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке;
2) без получения необходимых разрешений;
3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 40 данного Федерального закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Положениями п. 1 и п. 2 ст. 45 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Проанализировав изложенные нормы права, доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░