Дело № 2-3817/2021(73RS0004-01-2021-010620-38)
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 октября 2021 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Усовой В.Е.
при секретаре Ворониной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Виноградову Владимиру Леонидовичу о возложении обязанности провести исследование и представить заявление об установлении санитарно-защитной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ИП Виноградову Владимиру Леонидовичу о возложении обязанности провести исследование и представить заявление об установлении санитарно-защитной зоны, указав следующее.
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности ИП Виноградова В.Л. выявлены нарушения санитарного законодательства, законодательства об охране окружающей среды.
ИП Виноградов Владимир Леонидович ИНН 732800129206 ОГРН 304732806200152, адрес регистрации: город Ульяновск, проспект Туполева, 14-1, осуществляет деятельность но аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом, в ходе которой эксплуатирует промышленную площадку, расположенную по адресу <адрес>, здание 26.
29.04.2021 в ходе проверки с участием специалистов Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области установлено, что производственное помещение ИП Виноградова В.Л., расположено по адресу город Ульяновск, проезд Максимова, здание 26, принадлежит указанному лицу на праве собственности. При этом на указанном объекте расположены эксплуатируемые источники выбросов в атмосферу: котельная на газу, котельная на дровах. Таким образом, ИП Виноградов В.Л. эксплуатирует стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
27.11.2019 ответчику выдано Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, которым присвоена III категория.
В нарушение ч.3 ст. 19 Федерального закона об охране атмосферного воздуха, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» ИН Виноградовым В.Л. указанные мероприятия не разрабатывались, меры к согласованию с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области не предпринимались.
30.04.2021 при проведении проверки Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства ИП Виноградов В.Л. при эксплуатации объекта капитального строительства - промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, проект санитарно-защитной зоны не разрабатывался, расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека не проводились.
В адрес индивидуального предпринимателя Ульяновской природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства. Однако, до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Просил обязать ИП Виноградова В.Л. провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, расположенного по адресу <адрес>, здание 26, в целях определения наличия формирования за контуром объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и в случае формирования за контуром объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, представить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ИП Виноградова В.Л. разработать Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий при эксплуатации объекта, расположенного по адресу: <адрес>, здание 26, и направить их в Министерство природы и цикличной Экономики Ульяновской области в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Соколова М.С. от исковых требований в части возложения обязанности на ИП Виноградова В.Л. разработать Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий при эксплуатации объекта, расположенного по адресу: <адрес>, здание 26, и направить их в Министерство природы и цикличной Экономики Ульяновской области в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказалась. Определением суда от 15.10.2021 года производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования в части возложения на ИП Виноградова В.Л. обязанности провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, расположенного по адресу <адрес>, здание 26, в целях определения наличия формирования за контуром объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и в случае формирования за контуром объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, представить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ИП Виноградова В.Л. – Королева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ИП Виноградов В.Л. в настоящее время принимает меры к проведению мероприятий по исследованию атмосферного воздуха за контуром здания. Ранее такие мероприятия не проводились по причине отсутствия денежных средств на это. Полагает, что в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу все требования будут выполнены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ИП Виноградов Владимир Леонидович ИНН 732800129206 ОГРН 304732806200152, адрес регистрации: город Ульяновск, проспект Туполева, 14-1, осуществляет деятельность но аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом, в ходе которой эксплуатирует промышленную площадку, расположенную по адресу <адрес>, здание 26.
29.04.2021 в ходе проверки с участием специалистов Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области установлено, что производственное помещение ИП Виноградова В.Л., расположено по адресу <адрес>, здание 26, принадлежит указанному лицу на праве собственности. При этом на указанном объекте расположены эксплуатируемые источники выбросов в атмосферу: котельная на газу, котельная на дровах. Таким образом, ИП Виноградов В.Л. эксплуатирует стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
27.11.2019 ответчику выдано Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, которым присвоена III категория.
20.09.2021 года ответчику выдано свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которым данному объекту присвоена 4 категория.
В силу ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 11Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны поднять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 (в актуальной редакции), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1 - Ш классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 3.1 СанПиИ 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса, опасности является обязательной.
При этом в соответствии с Примечанием 1 раздела 7.1.10 для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений
Согласно и. 3.2 СанПин 2.2.1/2.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на жительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
На основании пункта 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
30.04.2021 при проведении проверки Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства ИП Виноградовым В.Л. при эксплуатации объекта капитального строительства - промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, проект санитарно-защитной зоны не разрабатывался, расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека не проводились.
В адрес ответчика Ульяновской природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства. Однако, до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения независимо от степени причиненного ущерба являются грубыми нарушениями, существенно нарушающими охраняемые общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отсутствие санитарно-защитной зоны, границы которой описаны в установленном порядке, не обеспечивает надлежащее информирование и защиту прав неопределенного круга лиц при использовании земельных участков в непосредственном окружении объекта, эксплуатируемого индивидуальным предпринимателем.
Согласно статьи 1 Правил установления санитарно-защитных зон н использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Согласно пункту 14 данных Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Поскольку устранение нарушенных прав может быть обеспечено только возложением на ответчика обязанности разработать всю необходимую документацию, иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Виноградова Владимира Леонидовича провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, расположенного по адресу <адрес>, здание 26, в целях определения наличия формирования за контуром объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и в случае формирования за контуром объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, представить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Е. Усова
Мотивированное решение суда изготовлено 22.10.10.2021.