Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-939/2016 ~ М-684/2016 от 16.03.2016

                                                   РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                            

28 апреля 2016 года                                                              город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи С.А. Суюшовой,

при секретаре судебного заседания В.Н. Малашихиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.Н.В. к Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки, администрации г. Ессентуки, Б.И.Г. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка, исключении сведений о регистрации прав на земельный участок из ЕГРП Росреестра, применении последствий недействительности сделки в виде возложении на Б.И.Г. обязанности возвратить участок администрации ***, взыскании расходов,

                                          УСТАНОВИЛ:

Д.Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки, Б.И.Г. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка кадастровый ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, исключении сведений о регистрации прав на земельный участок из ЕГРП Росреестра, возложении на Б.И.Г. обязанности возвратить участок администрации г. Ессентуки, взыскании судебных расходов.

К участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация г. Ессентуки, в качестве 3 лиц- Ессентукский межрайонный отдел Управления государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.

Д.Н.В. ознакомилась с объявлением опубликованном в газете «Ессентукская панорама» от ***, об информировании населения о предоставлении в аренду земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, под парковку и благоустройства территории.

Истец после ознакомления с опубликованным информированием населения обратилась в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка площадью 395,0 кв.м, в случае подачи нескольких заявлений просила провести торги по продаже права аренды земельного участка, сослалась на Земельный кодекс РФ, газету, приложила копию паспорта.

Однако, несмотря на то, что с момента получения комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки заявления Д.Н.В., прошло значительное время, ее заявление не было рассмотрено по существу, а решение о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка в установленном законом порядке принято не было. Бездействие комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по организации и проведению торгов по продаже права аренды земельного участка, после получения заявления Д.Н.В. и заявлений других претендентов является незаконным.

Далее ей стало известно, что спорный земельный участок, на который претендовала и Д.Н.В. передан в аренду Б.И.Г., без проведения торгов, минуя процедуру аукциона.

*** с Б.И.Г., заключен договор аренды спорного земельного участка ***з кадастровый ***. Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.

Следовательно, при заключении договора аренды земельного участка между сторонами возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию спорным земельным участком, основанные на гражданско-правовой сделке.

При заключении в установленном порядке договора аренды в отношении спорного земельного участка публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.

Считает, что договор аренды с Б.И.Г., без проведения торгов заключен незаконно в связи, с чем нарушены ее имущественные права на получение в аренду указанного земельного участка и на участие в торгах по продаже права аренды, а также права неопределенного круга лиц. Кроме Д.Н.В. на земельный участок также претендовали и другие лица.

В соответствии с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство кроме всего прочего основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с требованиями статьи 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство кроме всего прочего регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) и Градостроительным кодексом РФ.

Исходя из положений статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10,11, ЗК РФ, (в редакции до 01 марта 2015 года).

Заявление Д.Н.В. и других заявителей являются заявлениями ещё нескольких претендентов на земельный участок согласно публикации в газете, на которую они сослались в своих заявлениях. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Указанная правовая позиция выражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 г. № 4224/10 по делу № А76-4758/2009. Аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях ФАС СКО от 24.05.2012 по делу №А32-7788/2011, от 12.04.2012 по делу №А53-5263/2011, постановлении 16 арбитражного апелляционного суда Дело № А63-4679/2013 и апелляционном определении Ставропольского краевого суда Дело №33-910/12, от 10 апреля 2012 года, Дело № ЗЗа-978/2012 от 04 декабря 2012 года, от 28 апреля 2015 дело № 33-2951/15, от 19 мая 2015 года дело № 33-2953/15.

Таким образом, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.

В силу статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов при наличии нескольких заявлений противоречит принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ст. 38 ЗК РФ и постановления правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".

Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия органов власти, ограничивающие конкуренцию хозяйствующих субъектов.

В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов, целью которых является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N1549-0-0 отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3.2 Положения о некоторых вопросах регулирования земельных отношений в городе Ессентуки, утвержденного решением Совета г. Ессентуки от 06.07.2011 г. N64 (действовавшего в рассматриваемый период), предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов (при условии информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате предоставления земельных участков в аренду).

Пунктом 3.3 названного Положения установлено, что критериями предоставления земельных участков являются: соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем, видам разрешенного использования, а также территориальной зоне; соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам (в случаях, если действующим законодательством для данных целей использования земельных участков установлены предельные (максимальные и минимальные размеры).

Д.Н.В. обратилась с заявлением о предоставлении ей того же земельного участка через 5 дней, с даты опубликования информационного сообщения, до издания администрацией постановления о предоставлении земельного участка Б.И.Г.

Таким образом, на получение данного земельного участка в аренду имелось два претендента. Положение, утвержденное решением от 06.07.2011 N64, и статья 34 Земельного кодекса РФ не регулировали случай, если на земельный участок претендуют несколько лиц.

В этом случае право на заключение договора аренды земельного участка подлежало выставлению на торги. Администрация не приняла решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, а вынесла постановление о предоставлении его первому претенденту.

Действия администрация по распоряжению сформированным земельным участком без проведения торгов повлекли нарушение прав и интересов заявителя, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной законом.

Поскольку порядок предоставления земельного участка в аренду нарушен, земельный участок площадью *** кв.м., предоставлен в аренду с грубым нарушением норм гражданского и земельного законодательства РФ, то и прав на это имущество у Б.И.Г., не возникло.

В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Возвращение каждой из сторон всего полученного по недействительной сделке осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ, согласно которому возвращение полученного носит двусторонний характер.

Это означает, что решение суда по требованию, заявленному в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ, должно разрешать вопрос об обязанности каждой из сторон вернуть все полученное по сделке

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Предусмотренное статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации применение последствий недействительности сделки аренды земельного участка в рассматриваемом случае заключается в восстановлении положения, существовавшего до совершения оспариваемых действий администрации, то есть сохранение муниципальной формы собственности на земельный участок; возврат покупателю оплаченной по ничтожному договору арендной платы.

Решение, в котором суд признал сделку с недвижимым имуществом недействительной (ничтожной) и применил последствия ее недействительности в виде возврата сторонами всего полученного по ней, является основанием для регистрирующего органа для погашения записи о регистрации самой сделки, если эта сделка была зарегистрирована, и для погашения иных регистрационных записей, например, записи о переходе права собственности на недвижимость, отчужденную по недействительности (ничтожной) сделке.

В таком случае происходит восстановление положения, существовавшего до нарушения права, т.е. право на недвижимость, реализованную по недействительной сделке, восстанавливается у прежнего правообладателя, имеющего действительные и законные основания для возникновения такого титула.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного Кодекса РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Согласно ст. 30 ГПК РФ, исключительная подсудность «иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества».

Просит суд удовлетворить заявленные требования.

Д.Н.В., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки (по доверенности Ч.А.В.) в судебном заседании исковые требования не признала, и пояснила, что в соответствии со статьей *** в газете «Ессентукская панорама» от *** *** (1182) подавалось объявление о предоставлении земельного участка общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, кадастровый *** в аренду под парковку и благоустройство территории. На основании постановления администрации *** *** от *** указанный земельный участок был предоставлен в аренду сроком на три года Б.И.Г. *** между Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и Б.И.Г. заключен договор аренды спорного земельного участка на срок 3 года.

Земельный участок предоставлен на законных основаниях. Просит суд в иске отказать.

Представитель администрации г. Ессентуки просил рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.

Ответчик Б.И.Г., представитель Ессентукского межрайонного отдела Управления государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомленными.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об обоснованности требований Д.Н.В. по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, в основах конституционного строя Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данный конституционный принцип требует рационального использования и охраны земли и других природных ресурсов как среды обитания человека. Поэтому использование земли, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов; пользование земельными участками способами, приводящими к порче земли не допускается.

В развитие конституционного принципа, изложенного в статье 9 Конституции РФ, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, определены в качестве основополагающих принципов земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель. Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ закреплено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, природоохранным, законодательством об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Из этого следует, что отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются непосредственно земельным законодательством, а также иным природоохранным законодательством, содержащим нормы земельного права.

При рассмотрении судом спора, суд должен исходить из принципа приоритета норм земельного и природоохранного над гражданским законодательством.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона земля является компонентом природной среды, природным ресурсом, вовлеченным в хозяйственный оборот. Охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Согласно ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды", земля является объектом охраны окружающей среды. Из смысла п. 3 ст. 11 названного закона следует, что граждане обязаны сохранять землю, как компонент природной среды, бережно относиться к ней; соблюдать требования законодательства о защите природной среды и ее компонентов.

Статья 16 Земельного кодекса РФ определяет, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". При этом, в силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что земельные участки находятся в федеральной собственности.

Поскольку правоотношения возникли до ***, подлежит применению Земельный кодекс в редакции Федерального закона *** от ***.

Статьей 30.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Как установлено материалами дела, *** в администрацию города Ессентуки обратилась Б.И.Г. с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 395,0 кв.м., расположенного по адресу: ***, под парковку и благоустройство территории.

В газете «Ессентукская панорама» от *** *** (1182) Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки было размещено объявление о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 392,0 кв.м., расположенного по адресу: ***. С целью выявления граждан, желающих приобрести в аренду такой земельный участок для целей «под парковку и благоустройство территории» для исключения или подготовки и проведения аукциона в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки в течение месяца с даты опубликования данного объявления принимал заявки от граждан с приложением копий документов, удостоверяющих личность.

*** Администрацией города Ессентуки было принято Постановление *** «О предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство Б.И.Г.

На основании вышеуказанного постановления между Комитетом и Б.И.Г. был заключен договор аренды земельного участка от *** ***-а. Договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, номер государственной регистрации: ***.

Вместе с тем, наряду с Б.И.Г. свои заявления о предоставлении земельного участка в аренду представили еще 5 граждан, что следует из документов, представленных КМС г. Ессентуки.

Так, *** года подано заявление Д.Н.В.в. *** года заявление подал Ш.А.В. *** года поступило заявление от Ч.В.Н. *** подано заявление К.В.В. *** года поступило заявление от К.Г.В.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ (редакция действовала на момент принятия постановлений и заключения договора аренды), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Как было установлено ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 43 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки к полномочиям Администрации города Ессентуки, в том числе, относятся: предоставление и изъятие в установленном порядке земельных участков в границах городского округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предоставление земельного участка в аренду для строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В силу ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения постановлений и заключения договора аренды), проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

В случае поступления других заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Принимая во внимание, что поступило еще заявление от Д.Н.В., Ш.А.В., Ч.В.Н., К.В.В., К.Г.В., претендующих на предоставление в аренду спорного земельного участка, проведение торгов (аукциона), являлось обязательным.

Однако, конкурса (аукциона) проведено не было, что напрямую нарушает требования закона.

Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо было необходимо определить.

Право на заключение договора аренды на спорный участок подлежало выставлению на торги.

Такой способ предоставления земельного участка отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.

Как следует из материалов дела, в нарушение статей 11, 30 ЗК РФ торги в отношении права аренды спорного земельного участка не проведены, в то время как при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок предоставление такого участка может осуществляться исключительно по результатам торгов, вопросы проведения которых регулировались статьей 38 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.

Доказательств наличия преимущественного права аренды спорного земельного участка у Б.И.Г. ввиду нахождения на нем объектов недвижимости или наличия ранее действующего договора в отношении земельного участка, в материалах дела не представлено.

Действия администрации по изданию постановлений и последующему предоставлению спорного участка в аренду Б.И.Г., без проведения торгов, не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ и Федеральному закону «О защите конкуренции», поскольку нарушают принципы прозрачности предоставления находящейся в государственной собственности земли и недопустимости создания дискриминационных условий для субъектов.

В силу п.1 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ.

Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п.4 ст.30 ЗК РФ.

Согласно п.11 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент оспариваемого договора аренды), предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).

Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В случаях, указанных в ГКРФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права. Аукцион и конкурс, в котором участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, от 15.09.2011 N 776), "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", предусмотрено, что установлен порядок подачи заявок по форме, утверждаемой организатором торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок, порядок регистрации таких заявок организатором торгов, порядок проведения торгов, оформление их результатов и порядок признания торгов несостоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее 2 участников и т.д.

В ходе рассмотрения указанного обращения имелись еще 5 заявлений граждан, о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, которые, были фактически проигнорированы.

Согласно ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

В соответствии с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство кроме всего прочего основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с требованиями статьи 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство кроме всего прочего регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком Б.И.Г. не представлены возражения, надлежащие доказательства выполнения требований вышеизложенных норм законодательства о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, под индивидуальное жилищное строительство.

Статья 168 ГК РФ предусматривает, что недействительна сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В связи с отсутствием доказательств проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30 ЗК РФ, а также на основании ст. 168 и п. 3 ст. 447 ГК РФ, суд приходит к выводу о ничтожности заключенного договора аренды спорного земельного участка, что является основанием для применения последствий недействительности ничтожной сделки, в виде возврата сторон в первоначальное положение.

Требование Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки об исключении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не является самостоятельным, а является производным от требования о признании недействительным договора аренды земельного участка.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статьи 166 и 167 ГК РФ). При этом, следует отметить, что предоставление земельного участка в аренду с нарушением порядка предоставления земельного участка, которым в силу п. 23 «Положения о курорте Федерального значения Ессентуки», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14, все субъекты должны строго руководствоваться при осуществлении градостроительной деятельности, ведут к нарушению публичных интересов.

Решение, в котором суд признает сделку с недвижимым имуществом недействительной (ничтожной) и применил последствия ее недействительности в виде возврата сторонами всего полученного по ней, является основанием для регистрирующего органа для погашения записи о регистрации самой сделки, если эта сделка была зарегистрирована, и для погашения иных регистрационных записей, например, записи о переходе права собственности на недвижимость, отчужденную по недействительности (ничтожной) сделке.

Таким образом, происходит восстановление положения существовавшего до нарушения права.

Анализ изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что спорный земельный участок предоставлен с нарушением п. 11 ст. 30, в силу которого, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из материалов дела, в нарушение статей 11, 30 ЗК РФ торги в отношении права аренды земельного участка ***, площадью 395,0 кв.м. под парковку и благоустройство территории по адресу: ***, не проведены, в то время как при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок предоставление такого участка может осуществляться исключительно по результатам торгов, вопросы проведения которых регулируются статьей 38 ЗК РФ.

Кроме того, выявленные нарушения подтверждают факт необоснованного установления по усмотрению органа государственной власти и местного самоуправления исключения из общего порядка для граждан, а также устанавливает возможность совершения органом местного самоуправления и их должностными лицами коррупционных действий, что в соответствии с п.п. «б» и «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 2.02.2010 № 96 является коррупционным фактором.

Данное постановление не только противоречит нормам земельного законодательства, но и нарушают имущественные права муниципального образования, поскольку предоставление земельного участка Б.И.Г. предоставило ему возможность, избежав процедуры проведения торгов, сэкономить финансовые средства при заключении договора аренды земельного участка, что наносит ущерб бюджету муниципального образования, поскольку не дополучены денежные средства.

Требования о взыскании понесенных расходов по уплате госпошлины подлежат удовлетворению в силу ст. ст. 98 ГПК РФ- стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.

Сумма госпошлины- 600 рублей подлежит взысканию с Б.И.Г. и комитета по муниципальной собственности в пользу истца в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды земельного участка от *** ***-з, на земельный участок площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, заключенный между Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и Б.И.Г..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать Б.И.Г. возвратить муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки земельный участок, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.

Исключить из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись     *** о государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.

Взыскать с Б.И.Г. и Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки в ползу Д.Н.В. понесенные расходы по оплате госпошлины в сумме *** рублей- т.е. по *** рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-939/2016 ~ М-684/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорошенко Наталья Викторовна
Ответчики
Бондаренко Ирина Георгиевна
Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Суюшова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
16.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2016Передача материалов судье
21.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2016Подготовка дела (собеседование)
12.04.2016Подготовка дела (собеседование)
12.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2016Судебное заседание
29.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее