Дело № 1-12/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с.Старое Шайгово РМ 21 июля 2017 года
Судья Старошайговского районного суда Республики Мордовия Акмайкин С.Ф.,
с участием государственного обвинителя - зам. прокурора Старошайговского района РМ Святкина А.В.,
подсудимого Белякова О.Н.,
защитника Французовой Н.А., представившей удостоверение № 264 от 27.12.2002 года и ордер № 56 от 12.05.2017 года
при секретаре Ямашкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке уголовное дело в отношении Белякова Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, зарегистрированного временно по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <данные изъяты>
- 21.09.2011 года приговором мирового судьи судебного участка Старошайговского района РМ по ч.1 ст.158 УК РФ к 1 году 3 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года, постановлением Старошайговского районного суда РМ от 27.02.2013 года отменено условное осуждение и постановлено об исполнении наказания в виде лишения свободы, назначенного приговором суда, с отбыванием в колонии-поселении, освобожденного Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12.05.2014 года условно досрочно на не отбытый срок – 2 месяца 7 дней,
- приговором Старошайговского районного суда Республики Мордовия от 25.02.2016 года по п. а» ч.3 ст.158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, освобожден по отбытии наказания 11.05.2016 года,
- приговором Кадошкинского районного суда Республики Мордовия от 28.03.2017 года по ч.1 ст. 223, ч.1 ст.222, п. «а» ч.3 ст.158, ч.2 ст.325 УК РФ к 3 годам 2 месяцам лишения свободы без дополнительного наказания с отбыванием в исправительной колонии строгого режима,
апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовия от 20 июня 2017 года назначенное наказание снижено до 3 лет 1 месяца лишения свободы, наказание не отбыто,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.222.1 УК РФ,
установил:
Беляков О.Н., обвиняется в совершении незаконного хранения взрывчатых веществ, при следующих обстоятельствах:
«В 1986 году, точное время дознанием не установлено, Беляков О.Н., находясь в родительском доме, расположенном по <адрес> <адрес>, точное место дознанием не установлено, обнаружил металлическую банку с порохом, принадлежащую умершему в 1971 году Белякову Н.И. (его отцу), и, не имея разрешения на хранение боеприпасов и взрывчатых веществ, в нарушение ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 г. «Об оружии», определяющей хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также гл. 11 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», в соответствии с которыми хранение оружия и патронов к нему разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 124), а также вопреки правил, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, и обеспечение общественной безопасности, незаконно перенес порох и начал незаконно хранил его под крышей сарая, расположенного на территории домовладения по адресу: РМ, <адрес> до января 2017 года.
В январе 2017 года, точное время дознанием не установлено, Беляков О.Н., находясь по адресу: РМ, <адрес>, взял из под крыши сарая металлическую банку с порохом, после чего прибыл в дом ранее знакомого Цыганова Г.Н., расположенный по адресу: РМ, <адрес>, где спрятал её под кровать в одной из комнат данного дома.
27 февраля 2017 года в ОП №12 ММО МВД России «Краснослободский» обратился Цыганов Г.Н., который добровольно выдал принадлежащую Белякову О.Н. металлическую банку с находящимся в ней сыпучим веществом серо-зеленого цвета, которое в соответствии с заключением эксперта №7194 от 17 марта 2017 года является промышленно изготовленным бездымным порохом марки «Сокол» массой 67 грамм и относится к взрывчатым веществам метательного действия.
Своими действиями Беляков О.Н., совершил (как указано в обвинении), незаконное хранение взрывчатых веществ, то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222.1 УК РФ ».
Согласно материалам уголовного дела, подозреваемым Беляковым О.Н. было заявлено ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме и оно было проведено в такой форме, в связи с чем судебное разбирательство по уголовному делу назначено с применением особого порядка, предусмотренного главой 40 УПК РФ, особенности судебного производства по которому регламентированы в ст. 226.9 УПК РФ.
В судебном заседании подсудимый Беляков О.Н., согласившись с обвинением и поддержав, также как его защитник и гособвинитель, ранее заявленное ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, и выражая в отношении обвинения свое мнение, отчасти усомнился в метательных свойствах и возможностях хранимого им, в течение длительного времени, пороха промышленного изготовления.
В соответствии с частью 4 ст. 226.9 УПК РФ, при поступлении возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, с применением особого порядка судебного разбирательства, а равно по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.
Из содержания обвинения следует, что Беляков О.Н. «обнаружил металлическую банку с порохом, принадлежащую умершему в 1971 году Белякову Н.И. (его отцу), и, не имея разрешения на хранение боеприпасов и взрывчатых веществ, в нарушение ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 г. «Об оружии», …. незаконно хранил до обнаружения в феврале 2017 года, исходя из чего срок хранения составляет более 45 лет.
Беляков О.Н. обвиняется в незаконном хранении взрывчатых веществ, что предполагает установление таких свойств фактически относительно конкретного вещества, представляемого на исследование.
Согласно выводам имеющегося в деле заключения криминалистической экспертизы (заключение эксперта ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ) «представленное сыпучее вещество массой 66 г. является промышленно изготовленным бездымным порохом марки «Сокол» и относится к взрывчатым веществам метательного действия», то есть этим заключением установлены только способ изготовления, марка пороха и его отношение к взрывчатым веществам.
Однако является ли фактически взрывчатым веществом представленный на экспертизу конкретный предмет экспертизы (материал, вещество), исходя из вышеуказанного срока его хранения и качества, относительно чего обоснованно ставился дознавателем вопрос перед экспертами, вывод по нему ими не сделан, что необходимо и имеет значение при составлении обвинения по данному уголовному делу.
Отсутствие в деле ответа в экспертном заключении на поставленный дознавателем конкретный вопрос, по мнению суда, препятствует постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора по рассматриваемому в особом порядке данному уголовному делу.
Поскольку дознание по данному уголовному делу производилось в сокращенной форме и в соответствии с положениями ч. 6 ст.316 УПК РФ и ч.4, ч.5 ст.226.9 УПК РФ суд не вправе перейти на общий порядок судебного разбирательства и ставить повторно перед экспертами тот же вопрос при рассмотрении дела в особом порядке, судом выносится постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке и устранения указанного недостатка (повторной постановки перед экспертом того же вопроса).
На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст. 226.9 УПК РФ, п.1.1 ст.237 УПК РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Возвратить уголовное дело по обвинению Белякова О.Н. по ч.1 ст.222.1 УК РФ прокурору Старошайговского района Республики Мордовия для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовия в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Старошайговского
районного суда Республики Мордовия С.Ф. Акмайкин