Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Дудусова Д.А.,
при секретаре Коротковой В.В.,
с участием прокурора Миськовой Е.Е. и
представителя ответчика Репиной Н.К. (доверенность от 12.01.2015г.)
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старт» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к ООО УК «Старт» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия. Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела соединены в одно производство.
Свои требования в исковых заявлениях и в судебном заседании прокурор мотивировал следующим. Минусинской межрайонной прокуратурой, проведена проверка соблюдения ООО УК «Старт» требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами. В ходе проверки установлено, что ООО УК «Старт» согласно уставным документам является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по адресам: <адрес> А и <адрес>. В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 1.1. указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1.2 состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2.2.ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. В соответствии со ст. 39 ЖК РФ принято Постановление Правительства РФ от 13.08.06 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. На основании статьи 20 Жилищного кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. По результатам проверки установлено, что ООО УК «Старт» не организованы работы по надлежащему содержанию общего имущества указанных многоквартирных домов; а именно: по адресу: <адрес> А имеет место неисправность штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования подъездов № 4,5,6; по адресу <адрес> имеет место неисправность штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования: подъездов № 1,3,4,5,6. Данные нарушения ведут к ухудшению условий проживания граждан и могут представлять непосредственную угрозу их жизни, здоровью и имуществу. Учитывая изложенное, прокурор просит признать незаконным бездействие ООО УК «Старт» в части непринятия мер по содержанию и ремонту жилых домов по адресам: <адрес> А и <адрес> и обязать ООО УК «Старт» устранить нарушения штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования в подъезде № 4, 5, 6 жилого дома по адресу: <адрес> А и в подъездах № 1, 3, 4, 5, 6 по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ООО УК «Старт» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, мотивировал свою позицию следующим. С уполномоченными представителями домов ответчиком был составлен план работ. В 2009-2010 годах ремонты подъездов были проведены во всех многоквартирных домах, входящих в управление ООО УК «Старт». Так, ремонты подъездов по <адрес> А производились в августе, июне 2009 года; ремонты подъездов <адрес> производились в августе, июле, ноябре 2009 года и в июле 2010 года. У жильцов многоквартирных домов, входящих в управление ООО УК «Старт» имеется значительная задолженность по оплате жилищной услуги «текущий ремонт», в связи с чем, управляющая компания вынуждена взыскивать долги через суд и судебных приставов-исполнителей. В соответствии с п. 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № 170, периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять лет или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа. В соответствии с требованиями названных правил, ремонты подъездов <адрес> запланированы на 2015 год, работники уже приступили к ремонту первого подъезда, следовательно, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с ч.3 ст. 39 ЖК РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 года № 170, а именно п. 3.2.9, периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа. Кроме того, указанные Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу п.16, 42 вышеуказанных Правил, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с нормами жилищного законодательства (ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ), при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирными жилыми домами: договор № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома по <адрес>А и договор № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома <адрес>.
Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, ООО УК «Старт» не организованы работы по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно по адресу: <адрес> А, имеет место неисправность штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования подъездов № 4, 5,6; по адресу: <адрес>,12 имеет место неисправность штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования подъездов № 1, 3,4,5,6.
Как было установлено в судебном заседании, ремонты подъездов по <адрес> А производились в августе, июне 2009 года; ремонты подъездов <адрес> производились в августе, июле, ноябре 2009 года и в июле 2010 года.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства о периодичности проведения текущего ремонта в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий, периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п.3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда). Как указывалось выше, последний текущий ремонт подъездов в многоквартирном доме по <адрес> А производился в августе и июне 2009 года, подъездов в многоквартирном доме <адрес> производился в августе, июле, ноябре 2009 года и в июле 2010 года. Таким образом, максимальный срок проведения текущего ремонта в доме по <адрес> А истек еще в августе и июне 2014 года, подъездов № 1, № и № 4, истек, соответственно в ноябре 2014 года, в июле 2014 года и в августе 2014 года.
Ссылки ответчика на отсутствие достаточных денежных средств и наличие большой задолженности по строке «текущий ремонт» судом во внимание приняты быть не могут, так как отсутствие должного финансирования не является основанием освобождения ответчика от исполнения им своих обязанностей.
В этой связи, суд полагает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия ООО УК «Старт» в части непринятия мер по содержанию и ремонту жилых домов по адресу: <адрес> А и <адрес> и об обязании ООО УК «Старт» устранить нарушения штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования в подъездах №№ 4, 5, 6 жилого дома по адресу: <адрес> А и в подъездах №№ 1,3, 4 жилого дома по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
Требования прокурора о признании незаконным бездействия ООО УК «Старт» в части непринятия мер по содержанию и ремонту подъездов № 5 и № 6 жилого дома по адресу: <адрес> и об обязании ООО УК «Старт» устранить нарушения штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования в подъездах № 5 и 6 жилого дома по адресу: <адрес>,12, суд полагает, данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как было установлено выше, максимальный срок проведения текущего ремонта в доме <адрес> истекает только в июле 2015 года. Кроме того, в материалах дела имеется план работы по текущему ремонту на 2015 год в отношении жилого дома по адресу: <адрес>. В связи с чем, суд полагает, что прокурор обратился с данными требованиями в отношении дома <адрес> преждевременно.
Кроме того, в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства, вопросы по текущему ремонту общего имущества дома относятся к компетенции общего собрания собственников дома. Так, в соответствии с п.4.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников; только собственники вправе обязать управляющую компанию провести такой ремонт до истечения установленного срока.
Так, в соответствии с п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Таким образом, право самостоятельно принимать решение о необходимости проведения ремонта общего имущества в доме, определять необходимые виды работ, их объем, стоимость, а также степень финансового участия конкретных собственников в проведении таких работ предоставлено собственникам помещений в многоквартирном доме.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> принималось решение о проведении текущего ремонта в срок, меньший, чем 5 лет со дня производства работ по текущему ремонту.
Так, последний текущий ремонт подъездов № 5 и № 6 в многоквартирном доме <адрес> проводился в июле 2010 года. Доказательств того, что состояние подъездов создает угрозу жизни и здоровью окружающих и требует немедленного внепланового ремонта, не представлено.
В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.».
Учитывая установленные судом обстоятельства суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старт» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старт» в части непринятия мер по содержанию и ремонту жилых домов по адресу: <адрес> А и <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старт» устранить нарушения штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования в подъездах №№ 4, 5, 6 жилого дома по адресу: <адрес> А и в подъездах №№ 1,3, 4 жилого дома по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старт» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия- отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий: