Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 октября 2023 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зининой А.Ю.,
при секретаре Рахманкуловой С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4120/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Чернову Б. П. о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с требованиями о взыскании с Чернова Б.П. в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженности в общем размере 2 197,04 руб., в том числе:
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пени в размере 10,26 руб. по требованию № *** от <дата>;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: в размере 2 170,14 руб., пени в размере 16,64 руб., из них:
налог за 2013 год в размере 352,14 руб. по требованию № *** от <дата>;
налог за 2014 год в размере 606 руб. по требованию № *** от <дата>;
налог за 2015 год в размере 606 руб. и пени в размере 3,84 руб. по требованию № *** от <дата>;
налог за 2016 год в размере 606 руб. и пени в размере 12,80 руб. по требованию № *** от <дата>.
В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик является налогоплательщиком и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложены на налогоплательщика – физических лиц относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Административный ответчик являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. В связи с чем, в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов. В связи с неисполнением требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенный судебный приказ был отменен определением мирового судьи в связи с поступившими возражениями должника.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик Чернов Б.П. в судебном заседании не присутствовал, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, с требованиями не согласен, поскольку налоговым органом пропущен срок обращения к мировому судье.
Проверив дело, исследовав письменные материалы, материалы административного дела № 2а-4422/2022, суд полагает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН по состоянию на <дата>, Чернов Б.П. в период с <дата> по <дата> являлся налогоплательщиком земельного налога в связи с наличием у него в собственности:
* * *
* * *
В адрес Чернова Б.П. было направлено налоговое уведомление № *** о начислении налогов, в том числе земельного налога за 2013 год в размере 513,95 руб. (ОКТМО 36718000), в размере 352,14 руб. (ОКТМО 36735000).
Также в адрес Чернова Б.П. было направлено налоговое уведомление № *** о начислении земельного налога за 2013 год в размере 513,95 руб. (ОКТМО 36718000), в размере 352,14 руб. (ОКТМО 36735000).
В связи с неуплатой начисленных налогов, налоговый орган выставил Чернову Б.П. требование № *** от <дата> об уплате налогов за 2013 год в общем размере 352 руб., пени в общем размере 33,69 руб., в том числе земельного налога, в срок до <дата>.
Также в адрес Чернова Б.П. было направлено налоговое уведомление № *** от <дата> о начислении налогов за 2014 год, в том числе земельного налога в общем размере 1 355,91 руб.
В связи с неуплатой начисленных налогов, налоговый орган выставил Чернову Б.П. требование № *** от <дата> об уплате налогов за 2014 год в общем размере 1 355,91 руб., пени в общем размере 157,84 руб., в том числе земельного налога, в срок до <дата>.
Также в адрес Чернова Б.П. было направлено налоговое уведомление № *** от <дата> о начислении налогов за 2015 год, в том числе земельного налога в общем размере 1 356 руб.
В связи с неуплатой начисленных налогов, налоговый орган выставил Чернову Б.П. требование № *** от <дата> об уплате налогов за 2015 год, в том числе земельного налога, в общем размере 606 руб., пени в общем размере 3,84 руб., в срок до <дата>. Расчет начисленных пени по требованиям подтверждается операциями в КРСБ и расчетом пени, представленным налоговым органом.
Также в адрес Чернова Б.П. было направлено налоговое уведомление № *** от <дата> о начислении налогов за 2016 год, в том числе земельного налога в общем размере 1 356 руб.
В связи с неуплатой начисленных налогов, налоговый орган выставил Чернову Б.П. требование № *** от <дата> об уплате налогов за 2016 год, в том числе земельного налога, в общем размере 606 руб., пени в общем размере 12,80 руб., в срок до <дата>.
Расчет начисленных пени по требованиям подтверждается операциями в КРСБ и расчетом пени, представленным налоговым органом.
Судом также установлено, что Чернову Б.П. по требованию № *** от <дата> были начислены пени в размере 12,83 руб., списаны в размере 2,57 руб. по решению о признании суммы безнадежной к взысканию.
Судебный приказ № 2а-4422/2022 вынесенный мировым судьей судебного участка № 84 судебного района г. Сызрань Самарской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 83 судебного района г. Сызрань Самарской области <дата> о взыскании с Чернова Б.П. недоимки за 2015, 2016 г.г. по : земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 10,26 руб.; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2 170,14 руб., пеня в размере 16,64 руб., а всего на общую сумму 2 194,04 руб., отменен определением мирового судьи судебного участка № 83 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> в связи с поступившими возражениями должника.
В связи с тем, что уплата начисленных налогов за 2013-2016 г.г. Черновым Б.П. не была произведена, <дата> Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Сызранский городской суд с настоящим административным иском к Чернову Б.П. о взыскании задолженности по налогам.
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области осуществляет функции по взысканию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам в отношении всех налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Самарской области в соответствии с пунктами 3, 6.2 Положения об Инспекции, утвержденным Приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 №01-04/237.
Административный истец обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, уважительных причин пропуска срока не представлено.
В соответствии с ч.5 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Законодатель, устанавливая в ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок, в течение которого требование о взыскании налоговых платежей и санкций может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства, связал начало течения данного срока со днем вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из системного толкования положений частей 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что, однако, не предполагает его обязательное удовлетворение.
Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна быть учтена и применительно к вопросу восстановления срока на обращение в суд с административным иском, а, следовательно, и срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Установлено, что Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье <дата> за пределами установленного законом срока на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, поскольку требованием № *** установлен срок оплаты налога до <дата>, требованием № *** от <дата> установлен срок оплаты налога до <дата>, требованием № *** от <дата> установлен срок оплаты налога до <дата>, требованием № *** от <дата> установлен срок оплаты налога до <дата>, также после отмены <дата> судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением <дата>, уважительные причины пропуска административным истцом шестимесячного срока по истечении трех лет для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа отсутствуют.
Каких-либо других доводов в обоснование своих требований и уважительности пропуска срока обращения административным истцом не представлено.
В связи с чем, суд считает необходимым в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд – отказать.
С учетом всех обстоятельствах по делу, суд считает необходимым административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Чернову Б.П. о взыскании задолженности по налогам в общем размере 2 197,04 руб. оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Чернову Б. П., * * *, о взыскании в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженности по налогам в общем размере 2 197,04 руб., в том числе:
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пени в размере 10,26 руб. по требованию № *** от <дата>;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: в размере 2 170,14 руб., пени в размере 16,64 руб., из них:
налог за 2013 год в размере 352,14 руб. по требованию № *** от <дата>;
налог за 2014 год в размере 606 руб. по требованию № *** от <дата>;
налог за 2015 год в размере 606 руб. и пени в размере 3,84 руб. по требованию № *** от <дата>;
налог за 2016 год в размере 606 руб. и пени в размере 12,80 руб. по требованию № *** от <дата> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 года.
Судья: Зинина А.Ю.