Дело № 2-4023/2021; №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 г. г. Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
при помощнике Бересневой Е.И., с участием истца Платоновой Н.Г., представителя истца Костаревой Е.Ф., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Платоновой Н. Г. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Платонова Н.Г. обратилась в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику с целью назначения досрочной страховой пенсии по стрости, однако, <данные изъяты>., рассмотрев ее заявление, УПФР в Индустриальном районе г. Перми вынесло решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, так как в продолжительность специального стажа не учтен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в образовательно-воспитательном комплексе № <адрес>, так как право на дополнительное пенсионное обеспечение представлено педагогическим работникам учреждений образования. С данным решением истец не согласна, так как детский сад № (НПО "Парма" (НИИУМС)) создан в 1986 году. В 1992 году данный детский сад переименован в образовательно-воспитательный комплекс №. Далее, данное учреждение было переименовано в МОУ "Школа-сад "142" <адрес>, в 2000 году переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №». Характер деятельности - образовательный. Истцом все необходимые документы, подтверждающие ее трудовой стаж, в качестве учителя русского языка и литературы были представлены ответчику, несмотря на это Управлением вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии. Не согласившись с отказом, истец подала жалобу в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с просьбой пересмотреть решение Управления Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми. Однако Отделением был дан ответ, что Управлением обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
На основании вышеизложенного с учетом уточенного искового заявления истец просит признать незаконным решение УПФР в Индустриальном районе г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по стрости в части исключения из специального стажа истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в образовательно-воспитательном комплексе № <адрес>.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Пояснила, что группа единомышленников создала экспериментальную школу, в которую ее пригласили работать в качестве учителя, согласившись, она проработала там с 1992 г. по 1994г., при заключение трудового договора ей пояснили, что это школа на базе детского сада.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что решение Управления просят признать незаконным в части исключения из стажа истца спорного периода работы. Кроме того, пояснила, что в спорный период работы истца в образовательно-воспитательном комплексе № действовал закон, не предусматривающий деление организаций по организационно-правовой форме, считает, что должен применяться именно этот закон.
Представитель ответчика УПФР в Индустриальном районе г. Перми в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представления, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так как в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано обоснованно, в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, а также отсутствием права с учетом положений ФЗ №350-ФЗ от 03.10.2018г.
Представитель ответчика ОПФР по Пермскому краю в судебное заседание не явился, ранее представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме в связи с отсутствием у истца специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Представитель третьего лица Департамента образования Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, ранее направил пояснения, в которых просил рассмотреть дела без участия представления департамента.
Суд, заслушав сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
Согласно ч.1, 2 ст.22 ст.19 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно п.п.«м» п.1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения прав на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Платонова Н.Г. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г.Перми с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Платоновой Н.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности, отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение. Страховой стаж истца, подсчитанный управлением на дату обращения, составляет <данные изъяты>. Специальный стаж составляет <данные изъяты>. При этом Управлением не включен в специальный стаж истца спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в Образовательно-воспитательном комплексе № <адрес>, так как право на дополнительное пенсионное обеспечение предоставлено педагогическим работникам учреждений образования. Индивидуальный лицевой счет истца не содержит сведений о специальном стаже работы.
Суд считает, что требования истца о включении спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. является обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1991 года №463, среди учреждений, работа в которых включается в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, указаны детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли). Также вышеуказанным постановлением, а именно п.2 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций).
Судом установлено, что Платонова Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ. принята учителем русского языка и литературы в образовательно-воспитательный комплект №, а ДД.ММ.ГГГГ. уволена по собственному желанию согласно приказу
об увольнении №. ДД.ММ.ГГГГ. истец была принята учителем начальных классов в среднюю школу №.
Согласно ответу Департамента образования Администрации <адрес> в соответствии с исторической справкой в 1986г. был создан детский сад №, в 1992 году учреждение переименовано в образовательно-воспитательный комплекс №, и далее - в муниципальное образовательное учреждение "Школа-сад №" <адрес>. Юридический адрес образовательной организации: <адрес>. Учреждение ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ. приказом комитета по образованию и науке администрации <адрес> от 09.0.06.2004г. №. В связи с ликвидацией архивные документы переданы в архив <адрес>.
Согласно архивной справе №/С-4272 от ДД.ММ.ГГГГ Платонова Н.Г. с 01.09.1992г. работала в образовательно-воспитательном комплексе № в должности учителя русского языка (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.), 29.12.1994г. уволена с должности учителя русского языка по ст. 31 КЗоТ РФ (приказ от 29.12.1994г. №). В лицевых счетах за 1993 - 1994 годы значится в должности педагога, заработная плата начислялась. Приказы по личному составу за 1992 год, личные карточки формы Т-ДД.ММ.ГГГГ год, документы начисления заработной платы за 1992 год на хранения в архив не поступали.
При таком положении, суд считает, что с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы Платоновой Н.Г. в должности учителя в Образовательно-воспитательном комплексе № с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. следует включить в специальный стаж.
Разрешая спор, суд руководствуется положениями пункта 19 части 1 статьи 30, частей 1.1, 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "м" постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что спорные периоды работы истца в должности учителя русского языка и литературы в образовательно-воспитательном комплексе №142 подлежат включению в специальный стаж в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку характер работы и условия труда истца в спорные периоды соответствуют характеру работ и условиям труда, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Несмотря на изменение названия учреждения, данное образовательное учреждение продолжало осуществлять те же цели, задачи и функции, что и школа N 9, являясь общеобразовательным учреждением для детей, и смена одного лишь наименования не может умалять пенсионных прав истца.
С учетом включения спорного периода в специальный стаж истца дающий право на досрочную страховую пенсию, на момент обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составил <данные изъяты> дня однако, право истца на досрочную страховую пенсию возникло у нее с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, с учетом положений части 1.1 п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению № к Закону в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020г. срок назначения страховой пенсии не ранее чем через 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Следовательно, принимая во внимание, что право у истца на страховую пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия по старости истцу может быть назначена не ранее, чем через 18 месяцев. При этом судом учитывается заявительный порядок обращения за получением пенсии. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Платоновой Н. Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) о признании незаконным решения УПФР Индустриального района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. в части исключения из стажа истца периода работы, дающего право на досрочное назначение пенсии, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г.Перми (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. № в части исключения из специального стажа Платоновой Н. Г. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в образовательно-воспитательном комплексе № г. Перми незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в полном объеме.
Судья И.И. Толмачева
Решение в полном объеме изготовлено 09.07.2021г.