Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Котеевой М.Г., при помощнике Рузановой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио1 к ГСК "Нижегородец", фио2 о признании недействительными договора купли-продажи нежилого помещения, признании недействительным зарегистрированного права на нежилое помещение, исключении из ЕГРН записей о регистрация права,
у с т а н о в и л:
фио1 обратился в суд с иском к ГСК "Нижегородец", фио2 о признании недействительными договора купли-продажи нежилого помещения, признании недействительным зарегистрированного права на нежилое помещение, исключении из ЕГРН записей о регистрация права.
В обоснование требований указал, что является членом ГСК «Нижегородец» расположенного по адресу: г. Н.Новгород, р-н Нижегородский, <адрес>. Мне принадлежит гаражный бокс № (кадастровый №).
Решением Нижегородского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано, что нежилое помещение № (кадастровый №), расположенное в ГСК «Нижегородец», по адресу: Г.Н.Новгород, район Нижегородский, <адрес>, не относится к гаражному фонду, не предназначено для хранения и обслуживания автомобилей, является сторожкой, что подтверждается техническим паспортом ГСК «Нижегородец».
Данное решение было предметом рассмотрения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда, апелляционным определением Нижегородского областного суда по делу № оставлено без изменения.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ГСК «Нижегородец» зарегистрирован в ЕГРЮЛ, как юридическое лицо, способ образования - создание юридического лица до ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер Н/1100. ГСК «Нижегородец» был организован в 1970 году.
На балансе ГСК «Нижегородец» находилось нежилое помещение № -сторожка, для нужд членов ГСК, следовательно, нежилое помещение № (кадастровый №), расположенное в ГСК «Нижегородец», является общим имуществом всех членов ГСК.
В настоящее время ему стало известно, что в нарушении законодательства РФ и действующего Устава ГСК «Нижегородец» в редакции принятой внеочередным общим собранием кооператива, проведенного на сайте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Далее Устав), произведено отчуждение нежилого помещения № (кадастровый №), являющегося общей собственностью всех членов ГСК в собственность физического лица, не являющегося членом ГСК «Нижегородец» -фио2.
В соответствии с п. 4.2.4 Устава, к исключительной компетенции Общего собрания относится:
утверждение Устава кооператива;
внесение изменений и дополнений в Устав кооператива;
определение основных направлений деятельности кооператива;
избрание Правления и Ревизионной комиссии кооператива;
избрание Председателя кооператива;
решение вопроса о прекращении деятельности кооператива, утверждениеликвидационного баланса, решение о реорганизации кооператива, утверждение планареорганизации.
В соответствии с п. 4.4. Устава, Председатель кооператива, осуществляет следующие полномочия:
руководит деятельностью Правления кооператива;
без доверенности выступает от имени Кооператива, подписывает финансовые документы;
распоряжается имуществом Кооператива, в соответствии с общим порядком и направлениями, определяемыми Общим собранием и Правлением кооператива;
заключает от имени Кооператива договоры и соглашения.
В Уставе ГСК «Нижегородец» не закреплены положения, предусматривающие возникновение у данной организации права собственности на объекты недвижимости, приобретенные в процессе своей деятельности. В связи с чем, Уставом не предусмотрен и порядок отчуждения, принадлежащего ГСК «Нижегородец» имущества.
Вопрос о возможности отчуждения имущества кооператива разрешен только при реорганизации и ликвидации кооператива. В п.4.7, 2.6 Устава закреплено, что если имущество кооператива не может быть разделено, то с согласия всех членов кооператива, оно продается с публичных торгов, а вырученная от продажи сумма распространяется между членами кооператива пропорционально их паевым вносам.
Отчуждение в данном случае подразумевает заключение гражданско-правовой сделки, направленной на изменение собственника недвижимого имущества.
Вопрос об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности ГСК относится к исключительной компетенции общего собрания.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне
(покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Договор купли-продажи сторожки 332-1 был заключен между ГСК «Нижегородец» и фио2 без соответствующего решения правомочного органа на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ГСК «Нижегородец», договор купли-продажи сторожки 332-1 является недействительной сделкой.
Согласия на отчуждение сторожки 332-1 он не давал, ему не известно, что данный вопрос был предметом обсуждения членов ГСК «Нижегородец». Денежной компенсации за отчуждение ему не предлагали и не выплачивали.
Отчуждение ГСК «Нижегородец» сторожки 332-1 (кадастровый №) нарушает его право и находится в противоречии с Уставом ГСК «Нижегородец» и Законодательством РФ.
Истец, с учетом заявления об изменении иска, просит суд:
- признать недействительным договор купли-продажи нежилого помещения № (кадастровый №), расположенного по адресу: г.Н.Новгород, р-н Нижегородский, <адрес>, заключенный между ГСК «Нижегородец» и фио2.
- признать недействительным зарегистрированное за фио2 право на нежилое помещение № (кадастровый №), расположенное по адресу: Г.Н.Новгород, р-н Нижегородский, <адрес>, общей площадью 21,8 кв.м.
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации правасобственности фио2 на нежилое помещение №(кадастровый №), расположенное по адресу: Г.Н.Новгород, р-нНижегородский, <адрес>, общей площадью 21,8 кв.м.
- компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Ответчика просил отказать в удовлетворении иска, поскольку Законом предусмотрена возможность продажи ГСК помещений в отсутствии согласия членов ГСК.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие».
Согласно части 2 ст. 35 ГПК РФ – «Лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве».
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно подп.1 ч.3 ст.50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В соответствии с ч.1 ст.123.2 ГК РФ, потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов, как это предусмотрено ст.ст. 123.2, 123.3 ГК РФ, определяются законами о потребительских кооперативах. Однако для гаражных кооперативов специальный закон не принят, поэтому деятельность гаражных кооперативов регламентируется Уставом в части не противоречащей законодательству, а также применяется аналогия закона.
В соответствии с п. 4.2.4 Устава, к исключительной компетенции Общего собрания относится:
утверждение Устава кооператива;
внесение изменений и дополнений в Устав кооператива;
определение основных направлений деятельности кооператива;
избрание Правления и Ревизионной комиссии кооператива;
избрание Председателя кооператива;
решение вопроса о прекращении деятельности кооператива, утверждениеликвидационного баланса, решение о реорганизации кооператива, утверждение планареорганизации.
В соответствии с п. 4.4. Устава, Председатель кооператива, осуществляет следующие полномочия:
руководит деятельностью Правления кооператива;
без доверенности выступает от имени Кооператива, подписывает финансовые документы;
распоряжается имуществом Кооператива, в соответствии с общим порядком и направлениями, определяемыми Общим собранием и Правлением кооператива;
заключает от имени Кооператива договоры и соглашения.
В Уставе ГСК «Нижегородец» не закреплены положения, предусматривающие возникновение у данной организации права собственности на объекты недвижимости, приобретенные в процессе своей деятельности. В связи с чем, Уставом не предусмотрен и порядок отчуждения, принадлежащего ГСК «Нижегородец» имущества.
Вопрос о возможности отчуждения имущества кооператива разрешен только при реорганизации и ликвидации кооператива. В п.7.2.6 Устава закреплено, что если имущество кооператива не может быть разделено, то с согласия всех членов кооператива, оно продается с публичных торгов, а вырученная от продажи сумма распространяется между членами кооператива пропорционально их паевым вносам.
Отчуждение в данном случае подразумевает заключение гражданско-правовой сделки, направленной на изменение собственника недвижимого имущества.
Таким образом, вопрос об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности ГСК относится к исключительной компетенции общего собрания.
Согласно ст.153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч.2 ст.168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. п. 1,2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Истец является членом ГСК «Нижегородец» расположенного по адресу: г. Н.Новгород, р-н Нижегородский, <адрес>. Истцу принадлежит гаражный бокс № (кадастровый №).
ДД.ММ.ГГГГ между ГСК «Нижегородец» и фио2 заключен договор купли-продажи сторожки 332-1, с кадастровым номером 52:18:0060204:743, площадью 21,8 кв.м., расположенной по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>, ГСК «Нижегородец».
Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №.
Решением Нижегородского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано, что нежилое помещение № (кадастровый №), расположенное в ГСК «Нижегородец», по адресу: Г.Н.Новгород, район Нижегородский, <адрес>, не относится к гаражному фонду, не предназначено для хранения и обслуживания автомобилей, является сторожкой, что подтверждается техническим паспортом ГСК «Нижегородец».
На балансе ГСК «Нижегородец» находилось нежилое помещение № -сторожка, для нужд членов ГСК, следовательно, нежилое помещение № (кадастровый №), расположенное в ГСК «Нижегородец», является общим имуществом всех членов ГСК.
Учитывая, что оспариваемый договор купли-продажи объекта недвижимости был заключены между ГСК «Нижегородец» в лице председателя правления фио2, действующего на основании Устава и фио2 без соответствующего решения правомочного органа на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ГСК «Нижегородец», договор купли-продажи нежилого помещения № является недействительной сделкой. Требования истца в данной части подлежат удовлетворения.
Принимая во внимание разъяснения, изложенным в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд приходит к выводу, что признание договора недействительной сделкой является основанием для применения последствий ее недействительности в виде прекращения права собственности фио2 на указанное имущество, признании недействительным зарегистрированного права и исключения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности за фио2 в отношении спорного объекта недвижимости.
Исковые требования о взыскании морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку по настоящему делу возник спор неимущественного характера и специальной нормы, позволяющей возлагать на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования фио1 (СНИЛС №) удовлетворить.
Признать недействительным зарегистрированное за фио2 право на нежилое помещение № (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд.
Судья М.Г. Котеева