РЕШЕНИЕ
с. Зилаир 07 ноября 2014 года
Судья Зилаирского районного суда РБ Абдрахимов Г.А.,
с участием представителя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Гальфауровой З.Р.,
рассмотрев жалобу Короткова А.В. на постановление инспектора Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ от 16.09.2014 года за №171 года, которым Коротков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением инспектора Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ от 16.09.2014 года за №171 года, Коротков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и оштрафован на сумму <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Коротков А.В. обратился в районный суд с жалобой на данное постановление.
В жалобе указывается, что в должностные обязанности первого заместителя главы администрации не входит осуществление муниципального жилищного контроля, по выданному Н. разрешению на строительство жилого дома, выданному в полном соответствии с требованиями п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на земельном участке с кадастровым номером №02:25:090601:6 строительство не начато, Градостроительный план земельного участка RU03525305-00000000000599 разработан в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 года №93, постановлением главы администрации Зилаирского района №824 от 19.11.2009 года «О подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, Правилами землепользования и застройки территории сельского поселения Верхнегалеевский сельский совет, утвержденный решением Совета сельского поселения №27 от 13.07.2008 года, Правильность размещения в зоне с основным разрешенным видом пользования» Строительство отдельно стоящих односемейных домов с участками площадью от 600 до 2300 кв.м» подтверждается генеральным планом сельского поселения, разработанным ГУП ПИ «Башагропромпроект» в 2013 году, утвержденным Решением Совета сельского поселения Верхнегалеевский сельский совет № 94/2 от 25.11.2013 года, согласованным с Министерством природопользования и экологии РБ. В силу п.7 ст.54 Градостроительного кодекса РФ, не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства кроме государственного строительного надзора, государственного экологического надзора.
В связи с изложенным Коротков А.В. просит постановление инспектора Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ от 16.09.2014 года за №171 по ст. 8.1 КоАП РФ отменить.
В судебное заседание Коротков А.В. не явился, обратился в суд с заявлением, в котором просил рассмотреть жалобу без его участия, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Гальфаурова З.Р. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав Гальфаурову З.Р., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), влекущие административную ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения конкретного административного правонарушения.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей,
Инспектором Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ в отношении первого заместителя главы администрации района Короткова А.В. вынесено постановление от 16.09.2014 года за №171.
Согласно указанного постановления, 09.07.2014 года, в ходе обследования территории в районе д. <адрес> РБ выявлена постройка двух домов в д<адрес> в водоохранной зоне <адрес>. На одном из земельных участков имеются постройки-дом, баня, уборная. От ограждения до реки Сакмар-16 метров, при этом общедоступная береговая полоса-20 метров. Землепользователь не выявлен. КУС Минземиимущества РБ по <адрес> предоставлена копия договора аренды земельного участка, находящегося по адресу д<адрес> б/н <адрес> РБ, на имя Н., участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. По остальным двум участкам КУС Минземимущества РБ по Зилаирскому району РБ информацией не обладает. В 20 метрах от земельного участка с надворными постройками, в водоохранной зоне реки Сакмар, расположен один недостроенный дом, земельный участок не огорожен, от указанного дома до реки Сакмар-20 метров. По выбору земельных участков под проектирование и строительство вышеуказанных объектов администрация МР Зилаирский район РБ для согласования в Сибайский территориальный комитет Минэкологии РБ не обращалась. Тем самым, как указано в постановлении, нарушены требования природоохранного законодательства, в частности ч.1,2 и ч.6 ст.6 Водного Кодекса РФ, ст.34, ч.1,2 ст.44 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7 ФЗ «Об охране окружающей среды», также требования ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ч.8 ст.27, ч.1 ст. 72 Земельного кодекса РФ.
В связи с чем должностным лицом сделан вывод о том, что отсутствует контроль за использованием земель на территории района со стороны органов местного самоуправления, и Коротковым А.В. не обеспечено осуществление производственного контроля.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.1,2 ст. 44 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.16 ст.65 Водного Кодекса РФ «В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды».
Из материалов дела следует, что Н. выдано разрешение на строительство жилого дома № RU03525303-00000000000524 от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером №02:25:090601:6. Градостроительный план данного земельного участка подготовлен Р. утвержден постановлением главы администрации района №834 от 13.09.2014 года. Градостроительный чертеж указанного участка разработан в октябре 2012 года МУП Землемер по выполнению земельно-кадастровых работ Зилаирского района РБ.
ДД.ММ.ГГГГ с Н. заключен договор аренды земельного участка с указанным кадастровым номером. Согласно кадастрового паспорта земельного участка №02:25:090601:6, данный участок относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для индивидуального жилищного строительства. Н. выдано разрешение на строительство жилого дома именно на указанном участке. Из справки администрации сельского поселения Верхнегалеевский сельский совет <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что земельному участку с кадастровым номером №02:25:090601:6 присвоен адрес д<адрес>. Из кадастровой карты и схемы расположения земельных участков д. <адрес> следует, что земельный данный участок находится в зоне с основным разрешенным видом пользования «Строительство отдельно стоящих односемейных домов …». То же следует из «Генерального плана сельского поселения Верхнегалеевский сельсовет МР Зилаирский район РБ», утвержденного решением Совета сельского поселения от 25.11.2013 года за №94/2.
Свидетель Т. суду пояснил, что является главой администрации сельского поселения Верхнегалеевский сельский совет. Указал, что на выделенном Н. земельном участке с кадастровым номером №02:25:090601:6 расположенном по адресу д<адрес> строительство не начато. Выявленные в ходе проверки два дома в <адрес> в водоохранной зоне <адрес> являются самовольной постройкой, кто именно начал там строительство, он сказать не может. Земельные участки под этими домами никому не выделялись, адресов и кадастровых номеров не имеется.
Показания Тагирова подтвердила председатель КУС Минземимущества РБ по Зилаирскому району Хайруллина Р.Р.
Таким образом, установлено, что разрешения на строительство на данных земельных участках не выдавалось.
.Р.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Короткову А.В. вменяется несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Административным органом не представлено документальных доказательств какие именно экологические требования нарушены Коротковым А.В. при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела не следует, что Коротков А.В. принимал какое-либо решение по поводу проектирования, размещения, строительства и эксплуатации указанных домов в нарушение природоохранного законодательства.
Согласно «Положения о муниципальном земельном контроле в МР Зилаирский район РБ утвержденного решением Совета муниципального района Зилаирский район РБ №294 от 25.11.2011 года, муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными лицами назначенными решением главы администрации района (п.1.7), специально уполномоченным органом по обеспечению координации в сфере муниципального земельного контроля является комиссия, формируемая из сотрудников администрации района, отдела архитектуры и строительства, иных должностных лиц администрации муниципального района. (п.2.1) должностные лица, назначенные главой администрации района являются уполномоченными лицами по организации муниципального земельного контроля (п.2.2).
Распоряжением главы администрации Зилаирского района № 234-к от 23.08.2013 года главным специалистом по земельному контролю назначен А. Согласно справки А., комиссия по муниципальному земельному контролю Зилаирского района не создана.
Также, согласно должностных инструкций первого заместителя главы администрации МР Зилаирский район РБ в его обязанности не входит контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Кроме того, в силу ст. 3.8. Постановления Правительства РБ от 02.04.2013 №119 «об утверждении порядка осуществления регионального экологического надзора на территории Республики Башкортостан», уполномоченные должностные лица Минэкологии РБ, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Республики Башкортостан, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании приказа (распоряжения) Минэкологии РБ о ее проведении в соответствии с назначением этой проверки. Согласно административного регламента Министерства природопользования и экологии РБ по исполнению государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории РБ, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 15 февраля 2010 г. N 35п, должностные лица Минэкологии РБ при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения о ее проведении в соответствии с ее назначением.
Между тем, суду не представлено какого-либо распоряжения либо приказа о проведении проверки на территории Зилаирского района РБ, в постановлении о привлечении Короткова А.В. к административной ответственности, не содержится данных, обосновывающих проведение проверки.
Кроме того, в материалах дела не содержится и суду не представлен протокол об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ, составленный в отношении Короткова А.В.
Таким образом, постановление инспектора Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ от 16.09.2014 года за №171 не может быть признано законным и обоснованным и производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием события административного правонарушения).
Руководствуясь ч.1 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление инспектора Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ от 16.09.2014 года за №171 года о привлечении Короткова А.В. к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Зилаирского районного суда РБ подпись Абдрахимов Г.А.