Дело № 2-1330/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2019 г. в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Степанова А. В.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" (далее – ГУ РК "ЦЗН г. Инты") о сохранении среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения Степанова А.В. В обоснование своих требований указало, что 18.07.2019 в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Степанов А.В., уволенный в связи с ликвидацией организации 15.02.2019, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения. К заявлению, в том числе, приложил решение ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 16.07.2019 № 951 о сохранении средней заработной платы за 5 месяц со дня увольнения, в котором указано, что работник обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и не был им трудоустроен по дату, предшествующую решению органа службы занятости. По мнению АО "Интауголь", право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы.
Стороны и третье лицо, надлежащем образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не участвовали, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения, вызванного объективной невозможностью трудоустроить Степанова А.В. в связи с отсутствием на рынке труда подходящей для него работы, а также наличием у Степанова А.В. на иждивении троих несовершеннолетних детей: __.__.__ г.р., __.__.__ г.р., __.__.__ г.р., имеет категорию многодетные родители.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Степанов А.В. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности горного мастера, 15.02.2019 уволен в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Степанов А.В. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" 13.03.2019 с целью поиска подходящей работы.
Согласно сведениям ответчика, в период с 13.03.2019 по 15.07.2019 вакансии, соответствующие профессиональному образованию и опыту работы Степанова А.В., отсутствовали.
Таким образом, обращение Степанова А.В. в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и невозможность его трудоустройства в период с даты обращения в течение 3 месяца со дня увольнения подтверждается документально.
16.07.2019 Степанов А.В. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 5 месяц со дня увольнения.
16.07.2019 решением ГУ РК "ЦЗН г. Инты" № 951 в соответствии со ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" признано право Степанова А.В. на сохранение средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения с 15.06.2019 по 15.07.2019, исключительным случаем признано наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, имеет категорию многодетные родители.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
При принятии оспариваемого решения ГУ РК "ЦЗН г. Инты" усмотрело наличие исключительного случая для сохранения Степанову А.В. средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения – наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
Степанов А.В. состоит в браке со ФИО4, имеет на иждивении троих детей: сына ФИО2, __.__.__ г.р., сына ФИО3, __.__.__ г.р., сына ФИО1, __.__.__.
Согласно сведениям ГАУЗ РК "Интинская стоматологическая поликлиника", где работает супруга третьего лица – ФИО4, ее заработок за 4 месяца: февраль-май 2019г. составил 134 881,98 руб.
При решении вопроса о социальной защищенности Степанова А.В., суд принимает во внимание выплаченные Степанову А.В. работодателем при увольнении суммы.
Из справки АО "Интауголь" от 03.09.2019 следует, что при увольнении в феврале 2019 года Степанову А.В. было начислено и выплачено выходное пособие в размере 47 716,41 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 47 350,71 руб., в марте 2019г. начислена компенсация в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 421,20 руб. Средний заработок за второй месяц трудоустройства составил 52 739,19 руб., за третий месяц трудоустройства составил 42 693,63 руб.
Прожиточный минимум трудоспособного населения в Республике Коми в указанный период составлял 15 067 руб., прожиточный минимум детей 14 856 руб. Таким образом, прожиточный минимум семьи третьего лица составляет 74 702 руб.
С момента уведомления Степанова А.В. о предстоящем увольнении и до окончания третьего месяца с момента увольнения (когда Степанов А.В. получил сохраненный заработок) общий доход его семьи был меньше прожиточного минимума. После прекращения выплаты Степанову А.В. сохраненного среднего заработка доход семьи не обеспечивает прожиточный минимум. С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд признает семью Степанова А.В. социально незащищенной. В данной ситуации у ответчика имелись основания для признания случая исключительным и сохранения за Степановым А.В. среднего заработка на период трудоустройства за пятый месяц. Исковые требования АО "Интауголь" подлежат отклонению.
Определением суда от 29.07.2019 истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ст. 90, 98 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Акционерному обществу "Интауголь" в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения г. Инты" от 16 июля 2019 года № 951 о сохранении Степанову А. В. среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения отказать.
Взыскать с Акционерного общества "Интауголь" в бюджет муниципального образования городского округа "Инта" государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2019.
Судья Л.В. Махнева